Заслуженный строитель России Пётр Самохвалов отмечает юбилей
Трест значит «доверие»
Пётр родился в деревне Свято-славка Самойловского района Саратовской области 26 июня 1938 года. Сегодня этот возраст именуют «детьми войны». Слава богу, линия фронта здесь не проходила, но все трудности, связанные с военным временем, ему достались сполна. И голодное детство, и работа в поле. Семья была многодетной. Так же, как и у Антонины, девчонки с задорными косичками, которая позже стала его женой. Как шутит в кругу семьи Пётр Иванович, он Тоне и «косички заплетал, и слезки вытирал»: она моложе его на три года. Супружеский союз получился крепче не бывает.
В 1960 году Пётр поступил в Саратовский политехнический институт на специальность «инженер-строитель» после службы в Вооруженных силах СССР. По распределению, был такой институт в советское время, попал в сибирский город Омск, работал там на объектах химии и оборонной промышленности. Это как раз те объекты, за которые ой как строго спрашивают. Однако молодой инженер отлично справлялся с поставленными задачами.
Неслучайно после этого был назначен на руководящую должность - главным инженером Махачкалинского монтажного управления. Это было временем испытаний, надо было восстанавливать разрушенную после землетрясения республику.
Высокие строительные начальники не могли не заметить, как грамотно справляется со своими обязанностями Самохвалов, не пасует перед трудностями. Карьера, можно сказать, была головокружительной. Уже в 1973 году он стал начальником Пятигорского монтажного управления, а через несколько лет и генеральным директором треста «Ставропольпромвентиляция», в состав которого входило в том числе и махачкалинское подразделение. География вновь созданного предприятия - весь Северный Кавказ. С английского trust переводится как «доверие». Проще говоря, все подразделения доверяют эти функции управляющему центру. Ответственность высокой степени, с которой Самохвалов успешно справлялся. Необходимость в создании гиганта была прямая - на Ставрополье и в других соседних регионах велось активное промышленное и жилищное строительство. В составе треста были строительные подразделения и заводы по производству необходимого оборудования для установки на строящихся объектах. Большое, сложное хозяйство. А Пётр Иванович из тех руководителей, которые все важные строительные мероприятия должны проконтролировать лично.
Так что в семье его видели редко. Его дочь Марина Петровна Мельникова сказала мне в беседе, что самое запомнившееся из детства - это удаляющаяся спина папы, которую она видела из окна. Ему не хотелось будить своих двух дочерей, старался уйти потихонечку. А впереди его всегда ждало множество хлопот, проблем, которые порой казались неразрешимыми. Но все в итоге было выполнено. Ни одно возводимое здание не могло быть сдано в эксплуатацию без работ, выполненных трестом «Ставропольпромвентиляция». Это касалось всей технологической начинки здания - сантехника, вентиляция, отопительные установки. Из крупнейших объектов, где работали специалисты треста, - заводы «Анилин», «Аналог», «Нептун» в Ставрополе, в Пятигорске - гостиница «Интурист» и т. д.
Мы верили и работали...
Пришли иные времена, и советский трест был реорганизован в закрытое акционерное общество. В один из юбилеев бывшего треста его руководитель П. Самохвалов и написал книгу «На рубеже веков», в которой очень много рассказывает о своих соратниках, выполнявших казавшиеся неподъемными задачи.
«У каждого из нас бывают моменты, когда для осмысления и понимания настоящего полезно перевернуть назад несколько страниц истории собственной жизни... Мы верили и работали, работали и ощущали, что жизнь действительно становится с каждым днем лучше. И каждый из нас в той или иной мере был участником процесса улучшения нашей жизни. Судите сами, вот выдержка из моего отчета партхозактиву за 1985 год. Подразделения треста вели тогда монтаж сантехнических и вентиляционных систем на 2569 объектах. Специалисты знают, это масштабная работа».
25 лет возглавлял Пётр Иванович «Ставропольпромвентиляцию». Бывшая служащая треста, позже ЗАО, Людмила Гавриловна Уварова называет его мудрым руководителем, профессионалом, талантливым организатором: «Его энергия всегда направлена на созидание, где бы ни работал, требовательный, но справедливый. К ветеранам Великой Отечественной - бывшим работникам предприятия всегда только лично поздравить придет. Человек слова, не было такого, чтоб слова своего не сдержал».
Но пришли и черные дни. В 2002 году объединение предприятий разорвали на клочки, скупив акции у миноритарных акционеров, которым просто нужны были деньги в достаточно сложные и голодные для их семей времена. Пётр Иванович, умевший хорошо строить, не сумел справиться с этим рейдерским натиском. Да, собственно, никто бы не смог. Жизнь наступила другая. Для многих совершенно непонятная.
Но главное - строительная отрасль сохранилась. Пусть и в другом виде. Без строителей ведь ни в какое время не обойтись.
Вновь за учебники
«Весь 2003 год я не видел перед собой никакого просвета, не знал, что делать дальше, - вспоминает Пётр Иванович. - Но со мной была моя семья. Чтобы не думать, много работал на своем дачном участке. Родные поддерживали как могли. Семья для меня - это очень важно. Сегодня у Марины дочь Полина и сын Артём. По этой же линии подрастает правнук Кирилл. У дочери Светланы сын Роман, у которого растут дети Лиза и Максим. Когда собираемся все вместе, в доме шумно. Это греет сердце».
Казалось бы, «пенсионерь» себе спокойно на огороде... Но не успокоилась душа, не обросла мхом, деятельному Самохвалову не хватало, простите за тавтологию, деятельности.
По инициативе министерства строительства СК был создан Союз строителей Ставропольского края. Организаторские способности, знание тонкостей строительного дела, какими в полной мере обладал Самохвалов, оказались востребованы. Новое назначение на должность генерального директора Союза строителей - это было как глоток свежего воздуха для временно невостребованного руководителя.
Союз призван был защищать интересы профессионального сообщества и оказывать помощь ее членам при необходимости. Ведь все было новым. Плановая экономика ушла в прошлое, а новые рыночные отношения складывались непросто, «до ломоты в костях». Новые правовые отношения в отрасли создавали порой множество проблем. Кроме того, честность и ответственность, которые были в недавнем прошлом требованием номер один, во многих случаях просто не брались в расчет. Пришлось Петру Ивановичу вновь садиться за учебники: изучать новые законы, касающиеся строительства, имущественных отношений, банкротства (теперь это юридическое понятие) и т. д. Кто еще знает лучше, что стоит дом построить. Для журналистов он стал экспертом номер один. Во-первых, был в курсе происходящего в отрасли, во-вторых, мог рассказать простым человеческим языком без канцеляризмов и профессиональных не всем понятных терминов о ситуации.
С нуля
В 2008 году отменили лицензирование для строителей. Решили, что эффективнее, если контролировать качество строительства будет созданная профессиональным же сообществом организация. Внедрение нового института в строительную отрасль было первым опытом системы саморегулирования. Получить статус СРО могли некоммерческие партнерства, имеющие в своем составе не менее 100 участников. Вот этой непростой работой, успех в которой во многом зависит от авторитета руководителя, и занялся Пётр Иванович. Опять новое дело, изучение нормативных актов и применение их на практике. Сложно? А когда Самохвалов занимался простой работой?
В качестве генерального директора НП «Саморегулируемая организация строителей Северного Кавказа» Петру Ивановичу досталась самая трудная часть работы - создание организации с нуля. Да и потом, когда деятельность СРО устоялась, проблем хватало. Самохвалов одним из первых забил тревогу, что негоже строительной организации входить в состав саморегулируемой организации вне своего региона. Это только добавляет проблем и способствует злоупотреблениям, ведущим к снижению качества строительных работ.
«Это и есть одна из главных лазеек, позволяющих получить любой документ за ваши деньги. С подачи в том числе нашей СРО все же внесли необходимые изменения в законодательство. Эффективность контрольных функций после запрета состоять в СРО за тысячи километров от места дислокации, безусловно, сделало систему эффективнее» - таков вывод Самохвалова.
Папины гены
«Отец для меня - образец семьянина и мужчины, - говорит дочь Марина Мельникова. - Пока мы с сестрой были маленькими, папу, конечно, видели редко. Он все время был на работе. Но о нас не забывал. Подарки из Москвы, куда ездил по служебной надобности, обязательно привозил - нам со Светой и маме. Он очень семейный человек. Мечтал, чтобы кто-нибудь из нас поступил в политехнический институт на строителя. Но в этом смысле мы, две дочери, его разочаровали. Зато внук Максим, кажется, уже увлекся стройкой. Молоток, разные другие инструменты - все ему интересно. Может, и решит, как подрастет, быть строителем».
А еще, как выяснилось, есть у Петра Ивановича и другие увлечения. Любит аквариумных рыбок. Видимо, после суеты, которая его всегда сопровождала на стройке, хотелось тишины. Рыбки к этому располагают. Изобретатель. Это сегодня в магазине можно найти все. А в период дефицита сушилка для пеленок, которую он смастерил из раскладушки, была чудом комфорта. Из телепредпочтений - игра «Что? Где? Когда?». Любитель шахмат. Интеллектуальное занятие, которое, наверное, помогает все расставить по полочкам что на работе, что дома.
«Если бы папа не стал строителем, он мог бы писать книги, - уверена дочь Марина. - Мы же со Светой неслучайно поступили на исторический факультет Ставропольского университета - папины гены. А какие хорошие слова сказал он маме, когда в апреле отмечали 55-ю годовщину их свадьбы. Да я могу бесконечно говорить о наших родителях, которые воспитывали нас в любви. Это же самое главное».
26 июня Петру Ивановичу исполняется 80 лет. Он награжден орденами «Знак Почета», «За заслуги в строительстве», медалью «За доблестный труд», имеет звание заслуженного строителя РФ. А как будто и нет этих лет за плечами. Потому что душой он и сегодня молод.
26 июня 2018 года