«Пуля, убившая солдата, летит дальше, она убивает его неродившихся детей, внуков, правнуков… » – Григорий Бакланов.

© Фото из архива Д. МОСКВИТИНА

Вот уже 73 года прошло с окончания Великой Отечественной войны. Не одно поколение сменилось.

Но пока жива память, живы и люди, пожертвовавшие ради нас своим будущим.

В дни празднования годовщины Победы мне удалось пообщаться с человеком, для которого война не просто страница в учебнике, память о ветеранах – не пустые слова. Это талантливый молодой режиссер Дмитрий Москвитин, создатель короткометражного фильма «Письма с фронта». Его картина в социальных сетях уже набрала сотни тысяч просмотров.

В фильме отражается связь двух времен – современности и Великой Отечественной. Зрители увидят рассказ о человеческом равнодушии, любви к деньгам, боли и подвиге. Сюжет такой: ректор вуза отказывается открыть музей в память о Победе, но после прочтения фронтового письма своего деда его мнение изменится. Жажда наживы отойдет на второй план, а в душе появится раскаяние, а главное, благодарность.

– Эта тема меня всегда волновала. Потому что вижу происходящее на празднованиях 9 Мая, сейчас отношение к ветеранам у молодежи равнодушное, – рассказывает Дмитрий. – Я был свидетелем ситуации, когда их вытесняют из очереди или толкают на улице, спеша куда-то. А потом эти же люди прикрепляют повсюду георгиевские ленточки, обклеивают машины надписями «Можем повторить». От этого действительно больно. Что нельзя сказать при живом общении, можно передать через звуки, эмоции, строки на экране.

© Фото из архива Д. МОСКВИТИНА

Дмитрий создал три картины, этот фильм стал четвертым в его карьере. Идея пришла после окончания съемок ленты «Интервью» (о нем писала «Ставропольская правда»). И уже тогда он был уверен, что получится нечто особенное. Режиссер знал, что хочет передать, чем удивить, не хватало только нужного сценария. На бирже сценаристов он познакомился с Юлией Терентьевой. Ее работа на сто процентов сошлась со всеми задумками, и съемки начали через несколько месяцев. По максимуму старались продумать образы. Кстати, одну из главных ролей сыграл актер Ставропольского краевого театра драмы М.Ю. Лермонтова заслуженный артист России Борис Щербаков. А еще один артист театра, Игорь Барташ, был дублером одного из героев.

© Фото из архива Д. МОСКВИТИНА

– Каждый из персонажей олицетворяет свое поколение. Мы их сталкиваем и смотрим, что из этого получится. Что все-таки победит – деньги или память. А вообще, фильм о героях Великой Отечественной войны. О каждом, кто защищал нашу Родину, – подчеркивает режиссер.

Результат зависел не только от актерского состава. Костюмы, спецэффекты, компьютерная графика придали фильму выразительность и экспрессивность. К примеру, звук в фильме помог более глубоко передать зрителю замысел и атмосферу военных лет.

Во время подготовительного периода вместе со звукооператором Романом Маркиным Дмитрий Москвитин на фестивале в Сочи услышал песню Евгении Колпаковой «Плач матери». И тут оба поняли: «Вот она». Находились под впечатлением от слов и музыки несколько дней.

– Мне очень захотелось эту композицию использовать в фильме. И дальше, в течение полугода, она постоянно звучала у меня в голове. Каждое утро, когда ехал на съемочную площадку, в машине играла только она. И это не шутка. Серьезно. Просто совпали две энергии – энергия песни и энергия того, что я хотел делать и чем болел, пока мы создавали проект, – заметил Д. Москвитин.

© Фото из архива Д. МОСКВИТИНА

При съемках кадров сражений прибегали к исторической реконструкции костюмов, военной техники, но авторы не ставили задачу воспроизвести определенный бой.

В 11-минутной истории рассказывается судьба целых поколений. Режиссер посвятил фильм своему дедушке.

– Мы хотели сказать этим фильмом, что есть ценности выше, чем деньги. И в первую очередь ценность памяти о подвиге солдат, которые отдали жизни за то, чтобы мы могли жить в мире.

«Письма с фронта» уже завоевали несколько призов престижных кинофестивалей.

Юлия РЖЕВСКАЯ

Связь времён / Газета «Ставропольская правда» / 1 июня 2018 г.