В Ставрополе открылась выставка известного художника Петра Горбаня
В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась выставка известного на Ставрополье художника Петра Семёновича Горбаня, который ушел из жизни в 1995 году. Посвятили ее 95-летию мастера и Дню Победы в Великой Отечественной войне. Экспозиция получилась теплой, наполненной глубоким смыслом.
Произведения разместились в трех небольших залах: в двух из них картины, в которых чувствуется любовь автора к самой жизни и «обычному» человеку, - через них Пётр Семёнович рассказывал о трудовых буднях современников. В третьем зале представлены две серии графических полотен - «Библия» и «Сказочный город», где отражен опыт духовного познания мира.
Биография Петра Семёновича неразрывно связана с родной землей. Родился в Ставрополе в бедной многодетной семье, подростком увлекся изобразительным искусством. Преподаватель Дома народного творчества Виктор Халдеев сумел пробудить в юном художнике жажду творчества. Он водил своих учеников на этюды, приучал к работе с натуры, обращал внимание на красоту, что открывается не сразу. Петр Семёнович о том времени вспоминал так: «В детстве у меня к рисованию тяги не было. И вот я попадаю в Дом народного творчества, и там мне посчастливилось: был преподаватель, старичок уже, хромой, но почему-то очень увлекал нас. Он водил нас на этюды».
А 1941 году началась война. 18-летнего Петра призвали в Красную армию. Воевал он в пехоте на Первом и Втором Белорусских фронтах, затем прошел подготовку в танковом училище, стал офицером, служил в Сумгаите, Иране, потом на Первом и Втором Прибалтийских фронтах. Воевал в десятом Краснознаменном танковом корпусе. Получил ранение и контузию. Награжден орденом Красной Звезды, Отечественной войны первой степени, медалями. В 1947 году Горбань демобилизовался и поступил в Краснодарское художественное училище, которое закончил с отличием.
Потом устроился работать в Краснодарский художественный музей, но через год вернулся домой. С первых творческих работ мастер обращался к людям труда. «В 1964 году открыли зональную выставку, и я впервые участвовал с картиной «Газовики Ставрополья». У нас в то время открыли газ. Эта тема дала мне толчок, чтобы работать. С 1964 года стал регулярно участвовать в зональных выставках. Меня очень хорошо принимали - пять, шесть, семь, до восьми работ висело», - вспоминал он.
Интересно Пётр Семёнович рассказывал о том, как создавал порт-реты: «Портреты мне было интересно писать. Обычно, когда начинаю писать, то веду непринужденный разговор. Мы обмениваемся мнениями, разговариваем, шутим, но это до тех пор, пока не дохожу до завершающей стадии. Когда начинаю заканчивать и мое окружение привыкло (ко мне. - Ред.), в это время замолкаю, стараюсь, чтобы натура была изолирована, оставалась наедине со своими мыслями… Часто делают упрек или пожелание высказывают, почему нет улыбающихся, смеющихся на моих работах, а такое настроение. Я думаю, что эти замечания могут быть. Но в то же время оснований для таких замечаний не вижу. Если посмотреть портретное искусство, так мало примеров, где изображаемые люди смеются. И потом, если человек здоровый, он, оставшись наедине, наверно, редко улыбается...».
Пётр Семёнович умел молчать, и этот редкий дар притягивал к нему людей. Вокруг него витало облачко никем не санкционированной славы: «ни на кого не похож, может быть, даже гений...». В 70-е он закрылся от всех в своей мастерской - назрела внутренняя необходимость изменить язык живописи. Горбань истово работал, считал, что слишком много времени отняла война. В начале 90-х возник замысел иллюстрировать Ветхий и Новый Завет, которому он посвящал все свое время. Так появилась серия «Библия». Сегодня почти вся серия, как и многие живописные работы, хранится в Санкт-Петербурге в музее современного искусства «Эрарта», о чем не раз говорили на открытии выставки. С одной стороны, стоит ликовать, что творчество талантливого земляка так высоко оценили в Северной столице, но печалит, что стало оно недоступно для нас с вами, потому что край не имеет права на это наследие.
На открытие пришли не случайные люди - большая часть гостей была знакома с Петром Семёновичем, они с гордостью рассказывали о дружбе, которая их связывала.
- Пётр Семенович Горбань, несомненно, занимает особое место в истории и художественной жизни Ставропольского края, - заметила директор музея Зоя Белая. - Мы представляем то, что есть в наших фондах. Это дает возможность еще раз вспомнить о талантливом человеке, вспомнить, в каких направлениях он работал, как работал. Здесь представлены и натюрморты, и портреты, работы больших форматов и небольшие листы из знаменитых серий. Сегодня картины Петра Семёновича выглядят актуально и современно.
У художника своя особая судьба, добавила Зоя Александровна. Он много читал, учился, смотрел и все время работал над собой. Это был художник, склонный к экспериментам.
- Я успела познакомиться с Петром Семёновичем. После первой нашей встречи осталось специфическое ощущение, показалось, что он такой строгий и недовольный человек, - вспоминает Зоя Белая. - Но когда я почитала воспоминания и послушала рассказы его учеников, поняла, что ошибалась.
Зоя Александровна обратилась к гостям с просьбой пополнить музейную коллекцию Петра Горбаня: «Наверняка у кого-то в домашнем архиве остались его рисунки, документы, фотографии с художником, зарисовки, картины. Отдайте их музею. Пусть это станет общим достоянием».
В свою очередь, заместитель директора музея по научной работе, искусствовед Ольга Бендюк напомнила, что выставка посвящена победе в Великой Отечественной войне, хотя здесь не найти темы войны: уж очень не любили художники-фронтовики вспоминать тот период.
- Одно время Горбаня обвиняли, что он наработал себе штамп. А это совершенно не так. Посмотрите, какой он разный, какой замечательный - с «промышленными» темами в начале творческого пути, живописный, экспрессивный в 70-80-е годы… Как он вдруг пришел к графическому осмыслению Библии, а буквально в последние годы жизни написал серию работ «Сказочный город». Это совершенно новый уровень, новое понимание жизни. Пётр Семёнович стал легендой Ставропольского края.
Теплые слова в адрес художника прозвучали и от председателя общественного совета при министерстве культуры края Владимира Лычагина: «Он нашел то, о чем мечтает любой творец. Когда вышла библейская серия, для меня стало ясно, что это великий художник». Подробнее на серии «Сказочный город» остановился куратор выставки Александр Колбасников:
- «Сказочный город» написан по впечатлениям от книги «Апокалипсис», он проявляет в художественной судьбе Петра Семёновича постоянную восходящую линию, динамику. Если взять отдельный лист из серии, мы не узнаем художника. Красного, желтого, черного, голубого цветов ему достаточно, чтобы показать этот фантастический восторг перед конечным преображением мира, когда будет новая земля, новое небо. Это мощный фейерверк творческой фантазии, погружение в тему, духовное возрождение самого художника. Конечно, если не было бы листов из серии «Библия», то, возможно, и этой серии не было бы. Пётр Семёнович ушел из жизни на взлете своего духовного развития.
Даже не будучи совсем старым, он казался одновременно и ребенком, и стариком. Худой, узкий, сразу высокий и не очень, и, конечно, эта неизменная палочка в руках, а в глазах... Печаль? Кротость? Суровость? На художника не похож. Может быть, на фронтовика, лет 30 назад пришедшего с войны. Да ведь так оно и было. Есть художники, творчество которых можно определить даже по одной картине. Таковы Иванов с его «Явлением Христа народу», Шишкин с его знаменитыми соснами и мишками. А чтобы понять Горбаня, лучше увидеть все его вещи сразу. Пётр Семёнович прожил тяжелую, но правильную жизнь, оставил богатое наследие. Теперь оно повод для наших размышлений. Лекарство, созданное художником с любовью и глубоким пониманием, всегда целительно...
4 мая 2018 года