Лучшая графика ставропольских художников представлена в изомузее
По словам директора СКМИИ Зои Белой, представленные работы можно с полным правом назвать лучшими из собранного музеем в данном виде художественного искусства. Что ж, в этом может убедиться каждый, войдя в музейный зал. Слово «графика» происходит от греческого корня «пишу, рисую». Какие замечательные рисовальщики были и есть среди художников Ставрополья - об этом говорили все пришедшие на выставку.
- Наверное, самого нашего музея могло не быть, если бы не было желания художников иметь такой музей, - считает Зоя Белая. - Ну а их творческий союз - это, по сути, история художественной жизни нашего края. Это славная плеяда имен! Здесь как раз и представлены основные имена, причем того периода - с 60-х по 90-е годы, когда в действовавшей в то время советской системе координат активно развивались, работали творческие дачи, существовала отлаженная система выставок и поступлений работ в фонды региональных музеев. В каком-то смысле нынешняя выставка - это выставка-мемориал, потому что большая часть авторов - люди, ушедшие из жизни. Но, согласитесь, кажется, что они все здесь и сейчас!
Тут с Зоей Александровной не поспоришь. В самом деле, куда ни обратишь взгляд, всюду тебя ждет новое открытие, иногда совсем маленькое по формату, как небольшие рисунки В. Клёнова, А. Логачёва, Ю. Багдасарова, М. Толстикова… Очень выразительны портреты немецких рабочих, привезенные Г. Киракозовым из командировки в Германскую Демократическую Республику. Необычным предстает здесь и А. Соколенко в серии портретных зарисовок подростков. При этом, как говорят специалисты, все это можно назвать и путешествием во времени, и воспоминанием о тех, кто здесь жил и работал, и даже методическим пособием для тех, кто сегодня обучается искусству… Так что музейщики вправе гордиться крепкими связями с художественным процессом, происходящим на Ставрополье.
Как отметила заместитель директора музея Ольга Бендюк, с начала 90-х многое изменилось в стране и искусстве. Тем интереснее оглянуться назад. И укрепиться во мнении, что, вообще-то, графика - первооснова художественного творчества, ею должен владеть каждый художник.
- В то же время художник-график - это совершенно самостоятельная фигура, - развивает свою мысль О. Бендюк. - Вообще-то, мы все буквально живем в окружении графики: читаем книги, ежедневно погружаемся в агрессивную рекламную среду. Искусству графики отдавали должное и художники больших тематических форм, причем и для них она была не подсобным жанром, а вполне самостоятельным творчеством. Если Алексей Соколенко в живописи яркий, эмоциональный, декоративный, то в графике он открывается другой гранью таланта - здесь он лиричный, камерный.
Каждый из разделов выставки по-своему демонстрирует: графике подвластны разные жанры и направления - пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная зарисовка… Важный момент: в становлении многих ставропольских художников значительную роль сыграло то, что они в свое время регулярно выезжали на знаменитую творческую дачу «Челюскинская» под Москвой, где директором был ранее работавший в Ставрополе М. Заводнов. «Челюскинская» специализировалась на технике графики, и ни один поток не обходился без наших художников. Там они учились, имели возможность работать на хорошем материале и оборудовании, чтобы, вернувшись, развивать это искусство уже здесь.
Эмоционально-трогательным впечатлением от экспозиции поделилась министр культуры СК Татьяна Лихачёва:
- Эта выставка - праздник для зрителя и учебник для молодых художников. А еще это можно назвать праздником каждой картины! Художник вкладывает в нее массу своей энергии. Потом картины оказываются в фондах музея. Они, наверное, «переговариваются» там, в тишине хранилищ, между собой: когда же нас вновь поднимут в выставочный зал, когда нас вновь увидят люди?.. И вот теперь все мы можем пропитаться энергией того времени, духом и чувствами той эпохи.
Ожившие лица мастеров прошлого увидел в запечатленной ими эпохе председатель краевой организации Союза художников РФ член-корреспондент РАХ Сергей Паршин, столько душевных сил они оставили нам в наследство в своих произведениях.
- Кому-то может показаться, что графика словно находилась в тени живописи, но нет, смотрите, как полно и точно отразила она жизнь! Здесь мы видим такие вершины мастерства, когда карандаш мог выразить все что угодно, - в голосе С. Паршина звучит искреннее восхищение. - Да ведь большинство живописцев вышло в большое плавание благодаря школе графики. Живые зарисовки мастеров прошлого и сегодня поражают, в них чувствуется радость художника от встречи с реальным человеком. В ту пору были приняты творческие командировки целыми бригадами куда-то в село, на завод, художники шли буквально в народ. Они жили среди людей, растивших хлеб, кормивших страну. Жили их конкретными мыслями, проникались духом и традициями народа. А это давало темы для творчества, очень сильно подпитывало художника эмоционально. Надеюсь, что карандаш, акварель, гуашь никогда не уйдут из творчества, а самые современные принтеры никогда не заменят рукотворное искусство. Не могу представить, что через какое-то время все за нас будут делать умные машины… Нам нужно ценить, беречь школу мастеров, которая у нас есть, развивать ее.
С благодарностью к музейщикам воспринял выставку один из мэтров старшего поколения - искусствовед Иван Ковалёв, много лет бывший художником книги, оформивший немало изданий. Иван Григорьевич поделился воспоминанием о том, как в далеком 1969 году в преддверии большой даты - 100-летия со дня рождения В. Ленина - участвовал в подготовке необычного издания - малоформатного «Евгения Онегина» А. Пушкина на калмыцком языке. Этот симпатичный томик тоже показан в экспозиции с графическими рисунками И. Ковалёва. Книжная графика, убежден автор, имеет свои особенности и задачи: художник в своих иллюстративных работах должен точно «попасть» в нужное время, в стиль автора книги, так и ему пришлось погрузиться в век Пушкина и его героев. И хотя тот выпуск классика русской поэзии был, с одной стороны, чисто политической акцией (малые народы читают Пушкина на своих языках), с другой стороны, издание сегодня показывает конкретный этап развития книжной графики и издательского дела. Говорят, на тот момент даже Англия еще не имела полного перевода «Онегина»! А печатался калмыцкий Пушкин, кстати, в Ставрополе.
Другого признанного мастера жанра Леонида Чёрного порадовало многотемье выставки. А ведь у этого разнообразия тем весьма глубокие корни. Достаточно вспомнить времена, когда еще не было фотографии, а графика уже служила отражению реального времени. Например, на службу в военные гарнизоны брали художников, которые оставили для истории практически документальные зарисовки солдатского быта, походов, экспедиций. Этой документальности художники-графики добивались именно потому, что язык рисунка избавлен от всего лишнего. Его черно-белая простота способна передать невероятную гамму эмоций! Кажется, именно за эту восхитительную лаконичность, требующую меткости глаза и точности линии, влюблен в графику наш современник Владимир Грибачёв. Он по личному опыту знает: графика по своей остроте и выразительности стоит на одном уровне с живописью. Ее сегодняшний «выход из тени» - поистине радостное и значимое явление.
16 февраля 2018 года