Мусорная реформа на Ставрополье началась с судебных исков и повышения тарифов
Вместо предисловия...
Любой школьник старших классов объяснит вам, чем революция отличается от эволюции. «Рево» (как на своем жаргоне объясняют малолетние грамотеи в социальных сетях) - это когда многовековые устои хрустели и рушились в одночасье. «Эво» - это когда бабочка за тысячи лет превращалась в мотылька, а мамонты и динозавры вымирали от холода или погибали под натиском наших далеких предков, научившихся ходить на двух ногах и взявших в руки палки. С тех пор люди-человеки построили города, научились летать в космос и, увы, копить мусор. По подсчетам экологов, население нашей планеты за один только год выбрасывает на помойки и мусорные полигоны такое количество отходов, что из них можно собрать гору высотой с Эльбрус. По расчетам краевого министерства ЖКХ, каждый среднестатистический житель нашего региона ежегодно выбрасывает 415 кило отходов. Если умножить на 2,8 миллиона (столько жителей на Ставрополье), тоже получается гора, вполне соразмерная с местным Стрижаментом. При этом охват населения договорными отношениями по сбору и вывозу ТКО составляет всего 57 процентов. Остальные 43 процента вообще за мусор никогда и никому не платили.
Этих цифр и фактов, пожалуй, достаточно, чтобы вникнуть в суть проблемы и понять ее остроту. Федеральное правительство пыталось взяться за ее решение еще года три назад. Но момент тогда был неподходящий - в стране наблюдался экономический спад после западных санкций, доходы населения падали... И только в прошлом году были внесены необходимые поправки в Жилищный кодекс РФ, появились Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и новые Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства РФ
№ 1156. Таким образом, «мусорная реформа» стартовала. Но пока только в нескольких регионах в порядке эксперимента. Ставрополье, как уже сказано, оказалось в их числе. Первым региональным оператором в нашем крае стало ООО «Эко-сити», сразу же попавшее под шквал критики со стороны ряда печатных СМИ. Изучив эти публикации, понял, что критиковать первопроходца действительно есть за что. Ну например, краевой конкурс по отбору оператора с одним только участником - это не совсем конкурс. И тот факт, что решением Октябрьского районного суда запрещена деятельность мусорного полигона этой компании в окрестностях села Вехнерусского, тоже вызывает сомнения, что реформа у нас пройдет гладко. К тому же под большим вопросом теперь остается судьба многих предприятий малого и среднего бизнеса, которые вывозили мусор из сел и городов. Одновременно, прочитав несколько «разгромных» статей, выяснил, что пока никто из коллег непосредственно с представителями «Эко-сити» не общался. И вопросы им не задавал. Поэтому решил стать первопроходцем и поехал на проспект Кулакова, 13, где расположен офис первого регионального оператора.
Репортаж из штаба «революции»
- Вы к нам договор заключать? Пройдите в 208-й кабинет, - этой заученной фразой здесь теперь встречает всех посетителей приветливая девушка на входе.
Узнав, что я прибыл поговорить с их начальством, объяснила, что двигаться нужно прямо по коридору вплоть до синей пластиковой двери, «а там вам объяснят». Коридор оказался длинным, разделенным перегородками на кабинеты, впрочем, без дверей. По коридору оживленно снуют люди, в кабинетах звонят стационарные и мобильные телефоны, работают компьютеры. Несколько фраз, которые я услышал, передвигаясь по этому офису, звучали по-революционному решительно: «немедленно принимайте решение!», «необходимо срочно заключать контракт!»... В общем, для общего антуража не хватало только матросов, перепоясанных пулеметными лентами. А у меня ко времени, назначенному для общения с руководством, уже созрел первый шуточный вопрос: «А Зимний дворец когда штурмовать будете?».
Впрочем, сдержался, поскольку разговор предстоял не шуточный. В кабинете Евгения Сабельникова на самом видном месте висит карта края. Флажками на ней обозначены места, где появятся новые объекты регионального оператора. Кстати, по поводу должности моего собеседника: он пока и сам не знает, как она будет называться, поскольку в «Эко-сити» еще не утверждено новое штатное расписание. Поэтому назвал себя просто «представителем регионального оператора». При этом сказал, что готов отвечать на все вопросы. Забегая вперед, могу подтвердить, что отвечал компетентно и со знанием всех тонкостей дела.
Первое, что нужно знать о «мусорной реформе» в нашей стране, это то, что обращение с твердыми бытовыми отходами вскоре станет коммунальной услугой. А у нас на северо-западе края, в зоне действия первого регионального оператора, уже стало. Платить придется абсолютно всем по утвержденным расценкам, как мы сейчас платим за воду, газ и электроэнергию. Другое дело, что для подсчета потребленных киловатт-часов и кубометров существуют приборы индивидуального учета. А как подсчитать объем мусора, который «производится» в многоквартирных и индивидуальных домах? Поскольку «счетчиков мусора» пока не произведено да и вряд ли когда-нибудь они появятся, тут действует такая система: министерство ЖКХ края ежегодно подсчитывает нормы этого «производства» в среднем на душу населения в городах и селах - где-то меньше, где-то больше, а региональная тарифная комиссия устанавливает плату за перевозку и переработку мусора региональным оператором. В итоге на смену договорным отношениям муниципалитетов с предприятиями, занимавшимися вывозом мусора, на этом рынке появляется новая система по вывозу и переработке ТКО, которая будет контролироваться государством. Пока, как уже сказано, в порядке эксперимента. А с 2019 года - повсеместно.
Нынешнее «революционное» положение в офисе «Эко-сити» мой собеседник объясняет тем, что в крае к реализации этого эксперимента приступили еще в июне прошлого года, когда была разработана территориальная система по обращению с отходами и разработана специальная региональная программа. Ну а дальше вплоть до декабря шла работа по утверждению тарифов и разработке типовых договоров для юридических лиц, жителей индивидуального сектора и многоквартирных домов. Появились эти документы только в декабре. В итоге - нынешний аврал, который стартовал сразу же после новогодних праздников. Только в первые трудовые январские будни в кол-центр «Эко-сити» поступило более восьми тысяч звонков.
- А что будет теперь с малыми, средними и большими предприятиями, которые работали на этом рынке? По-моему, ставропольский «Фаун» действовал вполне успешно в краевом центре, - это я спрашиваю.
- Многие из них останутся на рынке, в том числе и «Фаун», который продолжает заниматься перевозкой мусора в городе в качестве субподрядчика. Но многие работу потеряют. Прежде всего это те предприятия, которые действовали неофициально, складировали мусор в лесополосах и на несанкционированных свалках, не платили налоги, за счет всего этого занижали расценки, - это он отвечает.
- Ну а ваши тарифы из чего складываются?
- С этого года в тариф добавился НДС - 18 процентов. А раньше услуга на вывоз ТКО была нерегулируемой. Мусороперевозящий бизнес пользовался упрощенной системой налогообложения, а цены устанавливались договорные. Еще добавилась плата за негативное воздействие на окружающую среду. За каждую тонну мусора региональный оператор должен перечислить в бюджет 663 рубля. Плюс транспортная составляющая, плюс стоимость услуг полигонов по переработке и захоронению отходов...
- И какая же у вас рентабельность при таких налогах и платежах?
- Я думаю, что о рентабельности можно забыть как минимум еще на два ближайших года. А потом посмотрим... Самое главное, мы ведь сейчас в большинстве сельских районов края работаем бесплатно. Процедура по заключению договоров с сельскими жителями идет туго, многие из них за вывоз мусора никогда не платили. Хотя во всех районах созданы представительства регионального оператора. Они сейчас объясняют, убеждают, разъясняют... А теперь представьте: от райцентра Дивное до Ставрополя 250 километров. Твердые коммунальные отходы там надо собрать и перевезти к Шпаковскому району, мусоровозы, естественно, требуется заправить. Затраты более чем серьезные. А платежей нет...
И вот теперь, наверное, стоит сказать о неприятном сюрпризе, который ожидает всех неплательщиков в будущем году. Дело в том, что у регионального оператора, который сейчас, по словам его представителя, работает «бесплатно» с 2019 года появится возможность выставить счет жителям края, не заключившим договоры, за весь 2018 год. Для районных центров это по 100 рублей на душу населения в месяц, для жителей сел - по 65 рублей. Умножьте на 12 месяцев и получите суммы недоимки, которые вас явно не обрадуют после очередных новогодних праздников.
Да, и при этом нужно помнить, что, если вы заключили договор с какой-нибудь сторонней организацией «по вывозу мусора», считайте, что деньги потратили напрасно. Поскольку в итоге заплатить придется все равно региональному оператору. Который обязательно выставит счет.
Чисто там, где...
Где не мусорят или где регулярно убирают? Лично я сторонник первого варианта, поэтому бумажки и обертки под ногами не складирую и учу этому же своих внуков. К тому же во всех странах Европы не только приучают людей не мусорить, там давным-давно уже действует система, позволяющая не вводить в строй новые полигоны ТКО, а заниматься рециклингом, то есть переработкой мусора. В Германии, например, почти половина ТКО перерабатывается и возвращается в хозяйственный оборот. Собственно, и при выборе первого регионального оператора в нашем крае главным фактором было то, что «Эко-сити» имеет свой завод по переработке отходов. Там дают новую жизнь полиэтилену, который используется при производстве тротуарной плитки и бордюров. Из мусорного пластика делают гранулы, которые идут затем на производство ведер и тазиков. А из картона делают туалетную бумагу. По словам моего собеседника, есть у «Эко-сити» еще интересные предложения по поводу создания новых линий на этом производстве. Но решением Октябрьского районного суда наложен запрет на деятельность этого предприятия за «потенциальную угрозу экологической обстановке на территории Шпаковского района». И получается, что мусорная реформа в нашем крае близка к краху, едва начавшись, потому что ООО «Эко-сити» лишилось главного полигона, куда планировалось свозить отходы из 10 районов и краевого центра. Мой собеседник предложил разобраться:
- Прежде чем вводить это предприятие, мы провели там несколько экспертиз на государственном уровне. Затем это предприятие включили в государственный реестр заводов по переработке мусора. Поверьте, все заключения экспертов и экологов только положительные. А иначе завод не работал бы. Что касается иска инициативной группы жителей села Верхнерусского, которая обратилась в суд, могу только заметить, что предприятие наше находится в 15 километрах от последнего дома в этом селе и в 20 километрах от Ставрополя. Ну и как мы можем навредить? И вот еще что: главный мусорный полигон краевого центра под названием «Яр» расположен всего в двух километрах от Ставрополя. Почему никто не озаботился экологическим вредом от него? Естественно, решение суда мы будем оспаривать. Пока завод работает в штатном режиме.
И вот после этих слов я понял, что на нашем региональном «мусорном» рынке, учитывая, что у него в обороте будут крутиться сотни миллионов и миллиарды рублей, назревают нешуточные страсти. Конкурентов ведь никто не любит. Особенно, если конкурент этот становится, по сути, монополистом. И как тут быть?
Во-первых, по замыслам краевого министерства ЖКХ, с 2019 года в крае будут действовать как минимум четыре региональных оператора - и на Кавминводах, и в центре края, и на его юго-востоке. Число операторов может быть увеличено. А их зоны ответственности уменьшены. Одновременно планируется строительство новых полигонов и заводов по переработке мусора. Так что «Эко-сити» пока только в начале долгого пути. Не исключено, что так называемое «плечо» по перевозке мусора из Апанасенковского района в Шпаковский может сократиться, если где-нибудь на востоке края появится еще один полигон и еще один оператор.
Тем не менее по задачам, которые ставят перед собой краевые власти, доля обезвреженных ТКО к 2021 году должна составлять в нашем регионе 8,2 процента. А к 2030 году в рамках утвержденной на федеральном уровне стратегии развития промышленности по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов этот уровень должен подняться до
60 процентов. По сути, как в Германии. Только тут ведь вот какая незадача... Просторы и расстояния в России совсем другие. И, к сожалению, не все эксперименты, начатые федеральным правительством, заканчиваются успехом. Но поживем - увидим. А за судьбой первого регионального оператора теперь наша редакция будет следить. И сообщать вам новости о его успехах, неудачах и новых тарифах для населения.
9 февраля 2018 года