Киноклуб «Оранжерея психического здоровья» в Ставрополе: искусство и психология
Это было мое первое лобовое столкновение со знаменитым режиссером Федерико Феллини. Дело в том, что в октябре нынешнего года в Ставрополе благодаря группе инициативных людей из «ПроПси», а точнее, ее исполнительного директора, психолога Натальи Поповой и арт-кафе «Оранжерея» открылся необычный киноклуб, где не просто смотрят фильм, а анализируют его с психологической точки зрения. И в этот раз выбор пал на картину «Восемь с половиной» итальянского режиссера.
Два раза в месяц после 20.00 в четверг проходят просмотры. Если вы только что задались вопросом, какой сумасшедший придет в рабочий день в такое время и останется до 23.00 докапываться до сути, я отвечу, что вы в корне не правы... Приходят в основном психотерапевты и психологи. Сразу как заканчивают свою основную работу... Чтобы расслабиться. И заняться анализом бессознательного в более неформальной обстановке и компании, чем до этого. Заглядывают люди и менее обремененные психологическими знаниями, но реже...
Пришедшие рассаживаются за уютными столами с настольными лампами, иногда заказывают что-то поесть в кафе. Потом выключается свет, начинается фильм, запирается в служебном помещении официант. По своей воле. А по окончании кино через небольшой перерыв всех «вынимают» из удобных диванов, сажают в круг на стулья, усыпляют бдительность чаем и вкусностями и начинают обсуждение вместе с приглашенным специалистом - психиатром или психологом. В конце все платят по 200 рублей за вход и расходятся с задумчивыми лицами. Деньги идут на оплату чая с печеньем и специалисту. «Чтобы человек, которого я пригласила, мог просто уехать на такси в такое время», - объясняет Наталья.
Специальные гости приходят, естественно, не в расчете на заработок, обычно их интересует проблема фильма. Они же часто и выбирают картину в соответствии с темой месяца. В этом одно из отличий «Оранжереи психического здоровья» от других киноклубов. Например, октябрь был посвящен теме «Психическое здоровье на рабочем месте», и выбор фильма пал на «Бёрдмена», иллюстрирующего выгорание в профессии, вторым в заявленной теме стал «Я Сэм». В ноябре через кино говорили об агрессии. Смотрели «Дикие истории», состоящие из 6 новелл в жанре черной комедии, и «Что-то не так с Кевином». Эта картина о подростке стала самой обсуждаемой. Работа режиссера Линн Рэмси оставляет больше вопросов, чем ответов, поэтому ее было необходимо проанализировать всем вместе со специалистом в области подростковой психологии. «Людям нужно не просто смотреть фильмы, а перерабатывать их эмоционально, интеллектуально, что-то допонимать. Кино, оно для того и создается, чтобы его потом употребить внутрь. Не все картины можно усвоить без обсуждения», - считает Наталья.
В мое первое посещение киноклуба собравшиеся «употребляли» Феллини и его «Восемь с половиной» благодаря психотерапевту, члену Ставропольской краевой психоаналитической ассоциации Сергею Иванову. Фильм был выбран по декабрьской теме «Рождение смысла». И он был тяжелым.
Мое знакомство с режиссером происходило впервые. Однако я знала о нем несколько умных определений, то есть ровно столько, чтобы чувствовать себя в числе психиатрической богемы, вкушающей мороженое маленькой ложечкой. Решив не отставать, я заказала ягодно-мятный чай во френч-прессе. Чем большим количеством иностранных слов можно было описать мое времяпровождение, тем больше оно приобретало оттенок культурности, все дальше отходя от массовой кинотеатральной пошлости с его подгоревшим попкорном и разговорами во время фильма. Так мне казалось. А затем начался фильм.
Картина 1963 года, но все равно неожиданно видеть черно-белое изображение. Да к тому же в котором явно пытаются что-то сказать именно этими двумя цветами, а из диалогов нужно ловить каждую деталь, чтобы не потерять хрупкость понимания и сюжета.
Ягодно-мятный чай напоминает каркаде… Терпеть его не могу. Мимикрировать становиться невыносимо. Где-то в середине фильма спустя долгие попытки уловить сюжет я понимаю, что дело труба… Весь этот хаос, разрозненные картинки и фразы не желают складываться в моем мозгу во что-то целое… Но ведь когда включат свет, нельзя будет просто так сбежать... Или можно? Я прибегаю к помощи Википедии, читаю сюжет, чтобы понять, что я только что увидела, ощущая себя безнадежно глупой и в то же время обманувшей систему. Однако когда оборачиваюсь, то вижу несколько человек, шарящих в своих мобильниках с той же целью. Зря стараются, Википедия тоже не в состоянии постичь задумку гения, судя по скупости описания! Фильм заканчивается. Ликую! Но во время перерыва ситуация накаляется: стулья начинают расставлять в круг… Как в клубе анонимных алкоголиков. Заставят ли меня каяться? Должна ли я буду признаться в своей отсталости?
Нам приносят законные вкусности – чай и кусочек торта, а каяться за выбор фильма начинает психотерапевт. Потому что кто-то из присутствующих грозился применить физическую силу…Хотя скоро выясняется, что правила клуба это не приветствуют.
На обсуждении предупредили, что говорить можно все… И толчок откровенному разговору дал первый отчаянный: «Я ничего не поняла!». За ним последовал облегченный выдох некоторых присутствующих. Кто-то принялся объяснять сосмотрителям отдельные сцены, кто-то задавал вопросы специалисту, и оказалось, что все собравшиеся такие же люди, которые могут что-то не понять, просто копают глубже. И чем больше говорили другие, тем больше я прозревала. Спустя полчаса Феллини, который не слишком-то скрывался под маской Гвидо Анселми, стал мне понятен, весь сюрреализм картины - на удивление простым.
Как-то случилось мне побывать на заседании подобного клуба, только там молодые люди обсуждали книги. Это были не психотерапевты, но они говорили много, заумно, словно идя от простого к сложному, не распутывая, а погружаясь и усложняя. Вставить свое было страшно… Здесь же, напротив, каждый стремился выслушать другого, потому что именно в другом человеке мог открыться смысл какого-то непонятного эпизода. И это превращение хаоса в порядок происходит за чаем, а за ним так хочется растянуть беседу. Хотя куда уж?
Обсуждение закончилось к полуночи, люди расходились, удовлетворенные тем, что смогли собрать пазл всеобщего непонятного в единое целое. Каждый с сознанием собственной важности в этом построении смысла...
12 января 2018 года