17:30, 14 июля 2017 года

Александр и Мария Кулевские из Нефтекумска в счастливом браке прожили 67 лет

Вопреки всем представлениям о своем почтенном возрасте, они удивили ее не только моложавым видом, но и заразили оптимизмом.

- Любовь до сих пор нас бережет, - говорят оба.

Мария Александровна на днях, 17 июля, отмечает свое девяностолетие, но, глядя на ее задорную улыбку, в это трудно поверить. Александр Алексеевич на год младше, выглядит молодцом, любит пошутить. Оба с удовольствием до сих пор трудятся на даче, где много любимых цветов. Муж, учитывая целебную силу дачного воздуха, зачастую предлагает супруге:

- Что, нет настроения? Опять нездоровится? Тогда срочно едем на дачу!

В 2010 году Кулевские дружно отпраздновали бриллиантовую свадьбу, тот год для них оказался особенно знаменательным - отмечалось 65-летие Победы, а брак свой они зарегистрировали как раз 9 мая.

- Мы никогда не ссорились всерьез и тем более при детях, - говорит Александр Алексеевич, нежно обнимая жену. - Свою жизнь мы прожили красиво, достойно!

Глава семьи уверяет, что влюбился в будущую супругу с первого взгляда. Тогда он был молодым бурильщиком треста «Грознефтеразведка», а в свободное время участвовал в художественной самодеятельности, аккомпанировал хору на баяне. В тот памятный день во время концерта, посвященного дню рождения Сталина, он играл в составе струнного оркестра на балалайке. Очаровательная пионервожатая привела детей в местный клуб, и он не сводил с нее глаз. Вскоре Кулевские поженились. Началась новая интересная жизнь со множеством трудностей, в том числе бытовых. Через год, в 1951-м, молодые переехали в Затеречный, где начиналась разведка нефти и бурение скважин. Устроившись на новом месте, глава семьи сразу же перевез сюда жену и новорожденного сына. Жили в сложных условиях - для нефтяников построили сборно-щитовые домики, в которых ютились по шесть-восемь человек, а для молодых там просто выделили угол. Когда главе семьи предложили работу на новом участке, с радостью переехали во Владимировку, где им предоставили отдельную комнату, и здесь же потом родилась дочь, второй ребенок в семье. После переподготовки Александр Кулевской стал буровым мастером, продолжая открывать новые месторождения «черного золота» во Владимировке и Величаевском. По воспоминаниям супругов, зима 1953-1954 года была необыкновенно суровой. К середине января закончились запасы дров. Жгли в печах все, что возможно, лишь бы поддержать тепло, и даже нефть, которая очень коптила, все покрывая сажей.

В 60-е годы Александра Алексеевича как опытного техника по бурению нефтяных и газовых скважин направили в четырехлетнюю командировку в Германию для обучения немецких специалистов. У него более сорока лет стажа в нефтяной отрасли, множество профессиональных грамот и благодарностей.

- Все это в большей степени благодаря жене, которая умела переносить любые трудности и лишения, всегда поддерживая теплым семейный очаг, - говорит он.

Среди прочих наград есть у ветерана-нефтяника медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». И с этими годами у него тоже связано немало тяжелых воспоминаний. В село Иргаклы, тогда Каясулинского района Грозненской области, война пришла внезапно. Перед оккупацией колхоз «Социалистический путь» срочно расформировали, скот раздали жителям. Тогда и началась трудовая жизнь Александра, сына бывшего председателя колхоза. Недолгие месяцы оккупации в его памяти остались во всех подробностях. Однажды, когда поливал огороды, случайно перерубил телефонный кабель. Полицаи доставили юношу с лопатой в руках в комендатуру. Допросили с пристрастием, но, к счастью, не расстреляли. Отцы односельчан, в том числе и Алексей Кулевской, воевали на фронте, и все заботы легли на плечи мальчишек. После освобождения села об учебе пришлось забыть, хотя пятилетку Александр окончил с отличием. Нужно было помогать фронту, поддерживать семью. Работал мальчишка прицепщиком на тракторе, пахал землю, сеял, косил, собирал урожай. Крестьянский труд был изнурительный и тяжелый. Полуголодные, раздетые дети с трудом выдерживали напряжение. Под Махмуд-Мектебом была лесополоса. Для строительства кошар оттуда возили лес, который заготавливали колхозники. Когда быков было уже нечем кормить, бригадир приказал гнать их в село. Дело было ранней весной 1947 года. По талому снегу пришлось пройти полсотни километров. Голодные животные еле шли, проваливаясь в глубокий снег. И только благодаря отцовскому овчинному полушубку, который носил мальчишка, он не замерз в степи. Через несколько километров пути обувь на ногах подростка развалилась. Понимая, что долго ему так не пройти, Александр топором отрубил часть рукавов у полушубка. Отрубленные куски натянул на ноги, подвязал бечевкой и пошел дальше. Потом не раз Александр Алексеевич с благодарностью вспоминал этот полушубок - все, что осталось ему от отца… От переохлаждения отказали ноги, а вдобавок прихватил еще и малярию. Родные с трудом выходили мальчишку.

В 1949 году с похвальной грамотой Александр Кулевской окончил ремесленное училище в Грозном и получил седьмой разряд. Рабочие этой квалификации допускались к бурению скважин глубиной более пяти тысяч метров…

Супруги Кулевские всегда и во всем были примером для своих детей. Неслучайно старший Виктор выбрал профессию нефтяника, работает в Усинске. Дочь Ольга окончила медицинский институт в Москве и стала детским врачом. Сегодня Ольга Александровна Спиричкина заведует детским отделением центральной районной больницы. Младший сын Николай, после рождения которого семья наконец получила собственное жилье в Нефтекумске, окончил факультет физической культуры в Ставрополе, - ему предложили место директора школы олимпийского резерва. У супругов Кулевских четверо внуков, две внучки, шесть правнуков и пять правнучек. И разве не стоит того долгая, трудная, но такая счастливая жизнь?!

«Любовь до сих пор нас бережёт»
Газета «Ставропольская правда»
19 июля 2017 года