06:41, 4 июля 2017 года

Воспитанники детских домов Ставрополья провели необычный учебный год

В этот раз вместе с начальником отдела организации стационарного обслуживания населения министерства труда и соцзащиты СК Владимиром Сальниковым договорились, что посетим Дербетовский и Ипатовский детские дома-интернаты для умственно отсталых детей.

Последний раз в гостях у ребятни мы были в сентябре. Тогда повод был серьезный - детские дома-интернаты с осени начали жить по новым образовательным стандартам, которые впервые заработали в стране с начала учебного года. Закон обязал регионы обеспечить необходимые условия для обучения детей с умственной отсталостью и ограниченными возможностями здоровья. В сентябре, пока добирались к пункту назначения, Владимир Иванович высказывал вполне обоснованную общую тревогу: смогут ли учиться особенные дети? Этот вопрос не меньше волновал директоров двух детских домов, ведь проблема была не только в том, чтобы слепо следовать закону, больше всего опасались, как отреагируют воспитанники, насколько новая реформа улучшит их жизнь. А теперь, когда прозвенел последний звонок, мы приехали вновь, чтобы вместе подвести итоги учебного года.

Уроки для особенных

Первым пунктом нашей командировки был Дербетовский детский дом. Здесь живут 92 ребенка с тяжелыми диагнозами (большинство лежачие): дети-инвалиды, дети в возрасте от четырех до восемнадцати лет с тяжелыми формами психического развития. К сожалению, с самого раннего возраста подопечные интерната лишены главного - родительского внимания. В основном сюда поступают малыши из неблагополучных семей. Кого-то привезли прямо из дома ребенка, других передали «в руки» государству сами родители - за каждой детской судьбой стоит грустная история.

За годы существования в интернате общими усилиями внедрены новые образовательные программы, реализованы интересные проекты, но сохранено главное - ощущение дома. Дом, о котором с уверенностью можно сказать, что это не просто четыре стены с потолком, а это дом, где живут дети, окруженные добротой всех сотрудников. И вот, когда в начале года взрослых обязали организовать для детей образовательный процесс, конечно, все заволновались. Но опускать руки не стали. Стоит, наверное, напомнить, согласно закону, в стационарных условиях обучение можно организовывать по следующим вариантам: когда учителя входят в штат сотрудников, когда они приходят сюда из образовательных учреждений по принципу совместительства, третий вариант - когда дети посещают ближайшую школу.

В Дербетовке занятия вели учителя из местной сельской школы. На «берегу», когда формировали команду, немногие педагоги категорически отказались работать с особенными детьми, да и понять их можно... Остальные же с энтузиазмом приступили к работе. Было много сложностей: для каждого малыша занятия организовывались индивидуально, в зависимости от болезни, а значит, для каждого нужно было разработать особую программу, а так как закон только начал работать, то программы этой в России было взять неоткуда - все регионы действовали вслепую.

Занятия для таких детей тоже были особенные: немногие способны работать с учебником, в основном нужен дидактический материал. Цель какая? Научить малыша брать в руки ложку, «говорить» хотя бы жестами, улучшить двигательную активность... Занятия проходят примерно двадцать минут. Первые уроки давались сложно, признаются учителя, не получалось удержать внимание детей, кто-то из подопечных откровенно с непривычки закатывал истерику, кроме того, на чужих дети реагировали плохо. Но к концу года... Они очень полюбили учителей, а учителя души не чают в своих новых учениках, поэтому расставаться на каникулы было очень тяжело. Заведующая отделением реабилитации молодых инвалидов Ирина Долгобродова, заведующая отделением социально-медицинской реабилитации Наталья Бондарева и директор школы № 6 села Дербетовка Светлана Касягина с блеском в глазах рассказывали о результатах.

- Работать с нашими детьми нелегко, - начала Наталья Бондарева. - Надо обладать особыми душевными качествами. И я могу с гордостью сказать, что к нам из школы пришли замечательные педагоги, любящие детей. Между учениками и учителями сложился тесный контакт: вместе они радовались каждому успеху. А какие они у нас могут быть? Например, в отделении милосердия, где находятся лежачие дети, большим прогрессом считается, если ребенок научился удерживать внимание, брать в руки игрушки, большая радость, когда ребенок начинает реагировать, тянуть руки к собеседнику. Конечно, мы ждали хороших результатов, но есть дети, которые нас по-настоящему удивили.

Один из таких прогрессивных малышей - Саша. Когда мы приехали в детский дом, у него как раз проходило занятие в сенсорной комнате. Воспитатель и учитель Саши Наталья Жаворонко, не отрываясь от занятия, бодро принялась рассказывать об успехах ребенка:

- За этот год Саша научился ползать, считать, говорить фразами, хотя ранее ему давались лишь отдельные слова, высказывать свои желания - хочет ли он поиграть с мячом или собирать конструктор. Приходит и говорит: «Мам, дай мяч». Ребенок кроме того стал усидчивее, внимательнее, лучше ориентируется в пространстве.

Невозможное возможно

Восторг сотрудников интерната разделяет и директор школы № 6 села Дербетовка Светлана Касягина - это на ее плечи прежде всего лег вопрос организации учебного процесса, подбор учителей и многие другие заботы.

- Мы влюбились в этих детей. Общение с ними приносит большое удовлетворение. Порой дети в обычной школе не понимают своего счастья - не хотят учиться, а эти дети с удовольствием нас встречают. Представляете, в конце года протестовали против каникул, чтобы не расставаться с учителями, - делилась она. - Мы, учителя, все-таки исходим из того, что это не больные дети, а просто с нарушениями в развитии. Кто-то спрашивал: неужели педагог должен учить как застегивать пуговицы? Конечно!

Интересно, что между интернатом и школой сложилась настоящая дружба: дети постоянно ходят друг к другу в гости, организовывают общие праздники, более того, старшеклассники сегодня предпочитают проходить практику в интернате - помогают его сотрудникам ухаживать за детьми: ходят с ними гулять, играют вместе.

- Дети из школы - частые гости в интернате, рассказала Светлана Касягина. - Поначалу я очень переживала, как они воспримут недуги своих сверстников, в итоге знакомство пошло на пользу. Им нравится заботиться о детях. Мы не говорим о терпении, гуманности, а когда в реальности сталкиваемся с непростой ситуацией, где нужно проявить эти качества, не всегда готовы. Все-таки, думаю, в этом году мы испытание прошли.

Занятия вынудили перестроить всю работу социального учреждения - досуг планировался так, чтобы дети ни в коем случае не пропускали занятия. Хотя малыши, которые могут самостоятельно передвигаться (таких немного), успели побывать и в цирке, и в зоопарке, посетить аттракционы и музеи... Интересно, что в течение учебного года в стенах учреждения помимо многочисленных кружков реализовывались хорошие проекты. Один из них знакомил детей с профессиями: они учились делать покупки в продуктовых магазинах, побывали в аптеке, детском саду, в пожарной части, на рынке, на почте отправляли письма... Такие экскурсии в реальный мир оставили много эмоций. После дети делились с воспитателями своими мечтами: кто-то планирует стать фотографом, кто-то детским врачом, психологом, актрисой, парикмахером...

А еще ходили в гости к бабушкам - бывшим сотрудницам дома-интерната: учились вязать, печь блины, вышивать, да так подружились, что теперь бабушки каждый день звонят в интернат, чтобы справиться о самочувствии своих любимчиков.

Цветы для любимых мам

В любом интернате края, куда ни зайди, будь он для детей или взрослых, трудятся люди с большими сердцами - осиротевшего человека всегда обогреют, сделают все возможное, чтобы его жизнь, и так во многом лишенная счастья, стала лучше. Иной раз удивляешься, сколько любви и тепла они готовы отдать своим подопечным.

В Ипатовском доме-интернате, как и в Дербетовском, для умственно отсталых детей созданы наилучшие условия, достаточно увидеть горящие глаза директора Ольги Клименко, которую дети называют мамой. Помню, как в прошлом году она с улыбкой рассказывала о шалости одного из детей: интернат тогда готовился к конкурсу по благоустройству территории, который ежегодно проходит среди всех социальных учреждений края. Взрослые целый месяц приводили в порядок клумбы - перед входом в дом высадили целую поляну красивых цветов. И вот за день до этого самого смотра встречает утром сотрудников один из воспитанников с букетами красивых цветов (тех самых, которые они выхаживали с немалыми усилиями) и каждую со словами: «Это тебе, мама». И как тут поругать малыша?

Напомним читателям, что Ипатовский детский дом предназначен для постоянного проживания детей-инвалидов, ребят с наиболее тяжелыми формами психического расстройства в возрасте от четырех до восемнадцати лет. Сегодня здесь живут 98 человек, большинство из которых остались без попечения родителей и нуждаются в постоянном постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социальной адаптации и реабилитации. Учебный год для них тоже дался нелегко, но прошел успешно. Когда здесь узнали о грядущих изменениях, воспитатели прошли курсы повышения квалификации и с полным правом взялись вести уроки.

Каждый день директор интерната Ольга Клименко с новыми идеями, и, кажется, весь коллектив заряжен ее энергией. Какие тут оборудованы классы! Обзавидуешься! Благодаря финансовым средствам из бюджета края и фонда помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, удалось оборудовать мастерскую для мальчишек, где они теперь из брусков вытачивают машинки на любой вкус, на другом этаже - самая настоящая кухня, где девчонки учатся готовить, тут же швейная мастерская. Другой просторный класс оборудован игровыми тренажерами, которые позволяют детишкам развивать двигательные навыки.

- С нашими воспитанниками всегда работали педагоги, психологи, логопеды, - рассказала Ольга Клименко, - дети занимались музыкой, спортом, рисовали, то есть всегда были заняты. Единственное, не было четкой системы, по которой следовало бы проводить обучение. Если раньше мы занимались воспитанием детей в отрыве от министерства образования, то теперь выстроена система, в том числе благодаря тесному сотрудничеству со специалистами министерств образования и труда и социальной защиты населения края. Перед началом учебного года была проделана огромная работа: наши педагоги, участвующие в образовательном процессе, прошли обучение, на каждого ребенка в зависимости от заболевания были составлены специальные индивидуальные программы развития. В отличие от учащихся обычных школ нашей ребятне нужно все показывать в картинках - так они лучше запоминают, поэтому ищем иллюстрации по всем школьным учебникам, вне зависимости от предмета. Главное, чтобы они совпадали с темой.

Кстати, при интернате было сформировано шесть небольших учебных классов, где и проходили групповые занятия. Любимый предмет детей - природный мир, потому что более понятен и часто проходят экскурсии, а самый сложный - письмо.

- Дети стараются, - рассказывала учитель Ирины Бутенко. - Например, слабоговорящие тянутся за более сильными, стараются быть не хуже. Посмотрите, сколько у нас наград!

На стене в классе красуются яркие подтверждения усилий педагогов: дипломы воспитанников - первые места со всероссийских, международных конкурсов рисунков.

* * *

Дети они и есть дети. В конце учебного года с большим волнением воспитанники Дербетовского и Ипатовского домов-интернатов ожидали школьную линейку - на ней лучшим вручали грамоты. Каждый успех дается с трудом, поэтому и награды желанные - дети украшают дипломами стены в группах и очень гордятся достижениями, потому что знают, что тоже на многое способны.

«Мамы, которым больше всех надо»
Газета «Ставропольская правда»
4 июля 2017 года