05:42, 1 февраля 2017 года

Первой печатной российской азбуке поведения исполнилось 300 лет

Качественно переизданные копии этого удивительного труда были сделаны в 1976, а затем и 1990 годах (тираж последнего – 60000 экземпляров). Такое точно издание есть и в отделе редкой книги. Оно является копией книжного памятника, хранившегося, судя по экслибрису, в Обществе истории и древностей российских. Что же это за книга такая важная и чем она необычна? Во-первых, она датирована, 4 февраля (по старому стилю) исполняется ровно 300 лет выхода печатной российской азбуки поведения, именуемой «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В старинных церковных рукописях указывали даты начала и окончания переписывания, здесь тоже указаны число и месяц создания книги. Собрано «Показание» «от разных авторов», а напечатаны «повелением царского величества», то есть Петра I.

Для нас сегодня особый интерес представляет сочетание двух отдельно пронумерованных частей. Первая, «Изображение древних и новых писмен славенских и рукописных», по своему содержанию – азбука нового для своего времени гражданского шрифта (в отличие от церковнославянского), введенного Петром I в 1708 году. Затем следуют расположенные по алфавиту нравоучения из Святого Писания. И в этой же первой части даются значения цифр, написание их арабским и римским шрифтами. Таблицей вполне можно пользоваться и сегодня. На 29 страницах изложена, по сути, вся буквенно-цифровая реформа Петра Великого.

Вторая часть – непосредственно текст «Зерцала» (то есть правил поведения) на 88 страницах – написана в духе указов, так часто издававшихся в эпоху реформ. Из каких «разных авторов» она собрана, неизвестно, исследователи ссылаются на ряд западноевропейских источников. Хотя составителям «Зерцала» не удалось полностью отступить от правил, введенных еще Домостроем. История указывает на то, что в составлении сборника принимали участие епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский) и сподвижник царя Яков Брюс. Предназначался труд для отроков и девиц дворянского сословия. И в течение последующих 150 лет это был единственный учебник российского светского этикета. Начинается вторая часть правилами, призывающими детей «отца и матерь в великой чести содержать». Указано и на то, как вести себя с окружающими. Предполагается физическая активность, то есть «младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник». Ценными добродетелями признавались смирение, приветливость и учтивость. Приветствовалось общение молодых людей с благочестивыми и добродетельными людьми, а «от злоименитых должны юные остерегатися». Прямое обращение к дворянам предписывало совершенствоваться в обучении, а особенно разбираться в языках, рассуждать о книгах, уметь танцевать и ездить на лошади, фехтовать. А еще стремиться быть отважным. Правила касались и поведения в повседневных жизненных ситуациях, в быту: как вести себя за столом, как одеваться на вечер танцев, о чем беседовать с гостями...

Отдельно прописано двадцать пунктов девичьей добродетели. Основным наказом для девушек было «учиться читать, писать и молиться прилежно». Трудолюбие, смирение, бережливость и молчаливость украшают учтивых девиц. Примечательно, что «женская» часть «Зерцала» больше всего близка к Домострою. При знакомстве с ней с трудом верится, что почти два года спустя, в конце 1718 года, Петр I издал указ о своих знаменитых ассамблеях, в которых смогли публично появляться дворянские жены и дочери.

Можно найти немало книг по этикету, появившихся гораздо позже, но такой выразительной, пожалуй, была только та, 300-летие которой мы отмечаем. Кстати, разговор на тему «300 лет по этикету» состоится на февральском заседании клуба «Книжница» при отделе редкой книги Лермонтовки.

Антонина АШИХМИНА
«300 лет книжному памятнику»
Газета «Ставропольская правда»
1 февраля 2017 года