Сегодня у нашей редакции несколько новостей для пассажиров общественного транспорта в краевом центре. И все невеселые.

© Фото: из архива газеты «СП»

Cтавропольские троллейбусы

Cтавропольские троллейбусы

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Троллейбусы Ставрополя

Троллейбусы Ставрополя

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Троллейбус в Ставрополе

Троллейбус в Ставрополе

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

С 1 февраля согласно постановлению региональной тарифной комиссии увеличена стоимость проезда в автобусах и маршрутных такси до 18 и 20 рублей соответственно. Администрация города одновременно увеличила стоимость проезда в троллейбусах тоже до 18 рублей. Таким образом, «рогатые» потеряли статус самого дешевого общественного транспорта, коими считались со дня их появления на улицах краевого центра. Но и это еще не все. 31 января все 67 машин муниципального троллейбусного предприятия с утра остались стоять в депо.

Движение троллейбусов остановилось еще накануне вечером, а конкретнее, с 16.15. Водителям и кондукторам – а на этих должностях работают в основном женщины – пришлось мерзнуть в салонах при минусовой температуре вплоть до 19.30. Пассажиры, как нетрудно догадаться, тоже довольными не выглядели, поскольку фактически в час пик, когда народ разъезжается с работы по домам, многим пришлось пересаживаться в автобусы и маршрутки. Причина давняя и известная – долги муниципального предприятия за электроэнергию перевалили за 20 миллионов рублей. Ставропольское отделение горэлектросети собиралось обес-точить троллейбусные линии еще в декабре, однако в результате переговоров с комитетом городского хозяйства тогда было найдено компромиссное решение: энергетики пока закрывают глаза на этот долг, а предприятие ищет пути выхода из кризиса, при этом оплачивает текущие платежи. Однако этого не произошло. И с начала года энергетические долги троллейбусного предприятия выросли еще на несколько миллионов. Поэтому решительные действия энергетиков, отключивших рубильник, не стоит считать столь уж неожиданными.

Другое дело – время, выбранное для этого. В комитете городского хозяйства, со специалистами которого удалось связаться редакции, не без оснований пеняли на коварство энергетиков: мол, лучше было бы отключить электропитание с утра, чтобы народ и не надеялся на троллейбусы в этот день, а ехал в автобусах и маршрутках. А взяться за рубильник в час пик – значит подставить ни в чем не виноватых пассажиров. К тому же и холодно было вечером 30 января. Впрочем, других комментариев в комитете городского хозяйства нашей редакции получить так и не удалось. Его специалисты футболили журналиста «СП» то в пресс-службу администрации, то к руководителям троллейбусного предприятия, которых, естественно, не было на месте в связи с этим кризисом. Троллейбусов на маршрутах тоже не было. Все, что удалось узнать: идут очередные переговоры с энергетиками. Будут ли результаты, когда и какие, неизвестно.

Заместитель директора троллейбусного предприятия В. Забелев, к которому все же удалось дозвониться, был немногословен:

– Да, пока стоят все 67 троллейбусов, которые у нас на ходу. Когда они выйдут на маршруты, не знаю.

– А поможет ли новый тариф на проезд расквитаться с долгами и сделать работу рентабельной?

– Наши экономисты подсчитали, что при стоимости проезда в

18 рублей мы выходим на нулевой баланс. То есть долги после этого расти не должны. Правда, и серьезной прибыли не будет. Но, с другой стороны, если троллейбусы будут стоять, как сегодня, тогда у нас вообще не останется возможности для того, чтобы зарабатывать...

Вот такая туманная перспектива. В связи с неблагополучным экономическим положением троллейбусного парка в конце прошлого года администрация краевого центра приняла по этому поводу кадровое решение, назначив руководителем муниципального автотранспортного предприятия Алексея Бушмана, и троллейбусный парк теперь тоже в его подчинении. Управленец он опытный. В свое время вывел из кризиса СМУП «Фаун», увеличив доходы в четыре раза. Удастся ли справиться с кризисом в городском пассажирском транспорте, покажет время.

Социальные сети тем временем выдают немало возмущенных комментариев по поводу остановившихся троллейбусов и замерзших пассажиров. Если убрать откровенную брань, то все по делу. Что же касается самих троллейбусов, то, как показывает проведенный предприятием опрос, к этому виду транспорта отношение горожан весьма приязненное. Более 60 процентов заполнивших анкету оценили его работу на «отлично», «хорошо» и «нормально». На сайте троллейбусного предприятия есть искренние благодарности водителям за работу в новогоднюю ночь. Тогда весь транспорт стоял, а возили горожан только троллейбусы. Так что городу они нужны. Пусть и с повышенным тарифом на проезд.

Александр ЗАГАЙНОВ

Проезд подорожал, а троллейбусы остановились / Газета «Ставропольская правда» / 31 января 2017 г.