12:26, 27 января 2017 года

Выставка «В дружной семье муз» ставропольских мастеров достойна лучших музеев страны

Три талантливых человека, глава семьи Андрей Борисович и его дочери Мария и Анастасия, буквально захватили пространство музея творчеством, мастерски намешали в зимнюю хандру ярких красок.

Вообще, в семье скульптора Андрея Попова все художники: его жена Антонина занимается иконописью и храмовой росписью, Мария увлечена печатной графикой, а Анастасия мастер в росписи по тканям. На выставке ими представлен мир без боли, страданий, лишений, революций, войн, без зависти и лести. Чистый, откровенный. Самобытные и неповторимые стили художников сочетают в себе эстетическое качество изображения, прекрасную технику, оптимистическое начало и, возможно, даже романтизм. Каждая часть экспозиции достойна отдельного внимания, но, соединившись в одном пространстве, они создают эффект симфонического оркестра: двигаясь от одной работы к другой, будто пальцами касаешься клавиш, слышишь мелодичный звук.

Если сказать просто, выставка удалась. Расположение скульптур, графических листов, тканевой росписи подчинено логике и хронологии, правда, весьма ненавязчивой. Но, конечно, и по мастерству, и по подаче темы на первом месте стоит глава семьи Андрей Попов. Его работы предназначены для яркого зрительского успеха. Благодаря крепкой дружбе с довольно капризным материалом он создает необыкновенные скульптуры, а с их помощью даже новые миры.

Видно, что Андрей Борисович в ранний творческий период не боялся экспериментировать, обильно покрывая готовое изделие краской: синей, красной, черной... Теперь же (и дело тут не в страхе, а, скорее, в изменившемся мировоззрении) он отошел от этого варианта, отдав дереву возможность проявить свою природную красоту. Текстура скульптур весьма разная: где-то поверхность безупречно гладкая, где-то заметны следы инструмента, специально оставленные для нужного эффекта.

…Когда музей еще не заполнили посетители и можно было увидеть выставку во всем ее великолепии, оставшись с ней наедине, показалось, что скульптуры говорят. Вырвавшись из деревянного плена, они рассказывают о смысле бытия, о гармонии мира, о своем создателе - не об эстетике, а, скорее, о жизни, они глубоки и философичны. Поразительна работа «Курган»: Попов дал неодушевленному предмету лицо доброе, спокойное, глаза кургана закрыты - он спит. Или вот еще более серьезные, почти в человеческий рост, скульптуры патриарха Тихона, святого Николая Можайского. А композиция «Христос в пустыне» заставляет задуматься, ведь мастер изобразил Христа вполне обычным человеком. Продолжают религиозную тематику не менее прекрасные «Ангел в красном», «Возвращение блудного сына», «Молитва». Скульптор обращается в своем творчестве и к литературно-художественным образам: «Шекспир», «Пикассо», «Кармен», «Блюз летней ночи», «Художник и модель», «Серебряный век», «Танец», в ряде работ автор воплотил лирические образы: серия «Пластика», «Русалка», «Мечтатель», «Ветер пустыни», «Дуня». Бесспорно обаятельна скульп-

тура «Отец яблок», которая встречает гостей у входа в музей: на шляпе, на плече, в руках у садовода, который, по-видимому, на протяжении всей жизни с любовью ухаживал за садами, точно шкодливые дети, расположились яблоки.

Андрей Попов вот уже более 35 лет посвящает себя искусству. Как отмечают исследователи, почерк автора отличается собственным стилистическим языком, в котором освоение реальности проходит путь через дерево. Видно, что Андрей Борисович влюблен в свое дело. Он оказался еще загадочнее своих творений - человеком действительно скромным и немногословным. На открытии выставки поблагодарил присутствующих, что не прошли мимо, а потом в личном разговоре больше предпочел говорить о творчестве дочерей, нежели своем.

- Детей я никогда не принуждал заниматься искусством, - заметил он. - Хотя у меня есть друзья-художники, которые ни за что на свете не хотят, чтобы их дети были художниками. А я рад: каждая из дочек выбрала свое направление. И это здорово!

Дом Поповых, как они рассказывали, больше похож на мастерскую. Поэтому неудивительно, что с младых ногтей представительницы прекрасной художественной династии Мария и Анастасия впитали в себя любовь к искусству, теперь искренне служа ему. Вероятно, за самозабвенную преданность само искусство одарило их талантом.

Старшая дочь Поповых Анастасия закончила Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, она, как и родители, член Союза художников России. Девушка мастерски владеет сложнейшей техникой росписи по ткани. Младшая, Мария, окончила Северо-Западный институт печати, а продолжила образование в Британской высшей школе дизайна (Москва). Ее творческие интересы сосредоточены на печатной графике. Работы девушек гармонично дополнили скульп-туры отца, создали для них нужную атмосферу.

На открытии гости назвали эту выставку грандиозной, достойной лучших музеев страны. Сложно не согласиться, и вот почему. На фоне размывания всяческих критериев, чудовищной игры на понижение - культуры, образования, самого человеческого достоинства - эта экспозиция - хороший пример: создателю (художнику, скульптору, дизайнеру) она раскрывает истинную цель творчества, обывателя учит милосердию, добру, терпению.

«Сердца, проникшиеся искусством»
Газета «Ставропольская правда»
31 января 2017 года