06:46, 13 июля 2016 года

Жатва – горячая пора в хозяйствах Александровского района

Два хозяйства Александровского района, в которых мы побывали, очень разные. И хотя в обоих выращивают зерно, имеют они свое «лицо», свою марку.

В ООО «Пятигорский хлеб» производят хлебобулочные изделия. Здесь выпускают 40 тонн в сутки – более двухсот видов – и поставляют во многие республики СКФО, радиус распространения 250 километров. Есть у этого предприятия структурное подразделение в Александровском районе, в хуторе Среднем, которое возглавляет Станислав Филиппов. И помнит он каждый свой трудовой день, в том числе и тот, когда 22 января его избрали директором действовавшего здесь тогда СХП «Новоставропольский», а уже на следующий день пришли «братки» за долей. Сейчас все по-другому. Виктор Акульшин, владелец предприятия, считает себя в какой-то степени александровцем. Поэтому, убеждена глава администрации района Любовь Маковская, и вопросы паевой платы решаются легко. На сходе пожаловались селяне, что давно плату на паи не повышали, арендодатель понял и поднял ее. И социальная поддержка школы, детского сада – обыденность в деятельности предприятия.

Уборку нынче ведут два комплекса – один собственный, из шести комбайнов, второй наняли, так выгоднее. 1 июля начали косить, влажное зерно досушивали на току. Проблем нет, считают в хозяйстве. Свои склады на 25 тысяч тонн, своя сушилка. 15 тысяч тонн пойдет в «Пятигорский хлеб», еще десять – на продажу. А работают здесь всего 90 человек. И знаете, есть проблема. При средней зарплате 35 – 40 тысяч квалифицированных кадров механизаторов не хватает: парни уезжают учиться и не возвращаются. Хотя «Пятигорский хлеб» согласен и учебу оплачивать. Впрочем, рассуждать на тему общероссийскую просто не хочется, разорвана преемственность поколений, хотя средний возраст работающих до 40 лет. Рассматривают здесь и вахтовый вариант – возить рабочих из Пятигорска. Хотя александровцам обидно…

Пока урожайность 42,2 центнера с гектара. Для александровской зоны более чем нормально, больше, чем в среднем по району. Но это не предел. Самые урожайные поля еще не убраны. Кстати сказать, про «Покупай ставропольское»: в этом хозяйстве датчики точного высева производства местного ОАО «Завод «Радиан» используют. Сорта здесь сеют мягкой пшеницы – «Юка», «Сила»… Но здесь не пашут, есть такой новый метод, нулевой цикл называется. После уборки предшествующей культуры по стерне сеется пшеница. Оказывается, стерня и влагу задерживает, и против эрозии борется. Кстати сказать, одними из первых в крае начали внедрять такую технологию…

А обед в местной столовой (не могу молчать) – это кулинарная сказка. Много. Вкусно. Дешево. Цена – 13 процентов от стоимости. Меньше нельзя по закону.

Вторая точка нашей командировки – ООО «Ставропольский конный завод № 170». Здесь разводят лошадей двух чистокровных пород – ахалтекинской и английской. А руководит им женщина. Где мы, а где лошади? Этим вопросом задавалась всегда, когда видела Веру Кондратову, изящную, легкую и на вид далекую от сельского хозяйства. Чистокровная ахалтекинская лошадь нашла у нас свою новую родину в 1984 году. Сейчас в хозяйстве около 60 ахалтекинских чистокровных кобыл, среди которых 18 чемпионок породы и столько же победительниц традиционных призов на скачках. А чтобы содержать их и всех остальных коняшек (дело-то дорогое) и нужно растениеводство.

Так что и на конезаводе сейчас жатва. Овес, ячмень – это для лошадей. Пшеница идет на продажу. 3225 гектаров – мало не покажется. Все земля арендованная. Впрочем, всеобщая ставропольская тревога, как пройдет перезаключение договоров, хозяйство уже миновала. Те, кому срок пришел в нынешнем году, продемонстрировали верность конезаводу, а ушли только два человека. В году следующем совсем немного осталось договоров перезаключить. Люди голосуют не только сердцем (руководителя здесь откровенно любят), но и за честность в расчетах (плата за паи здесь вполне достойная), за социальную справедливость, за хорошие зарплаты.

Ячмень здесь уже убрали. На пшенице работает свой комплекс, и, скорее всего, будут и привлеченные комбайнеры. Два комбайна, взятые в лизинг, до уборки получить не успели. Есть еще лен, за него хорошо платят. Есть горох. С ним незадача нынче вышла. Полег от шквального ветра. Превратился в такую неподъемную подушку. Главный агроном и вдоль, и поперек поля технику направлял – не поднять. А Вера Кондратова говорит:

– Не получим денег. Впрочем, черт с ними, труд жалко.

Нет слов, как жалко. Тем более что конезавод привык быть в лидерах. В прошлом году, например, при урожайности 59,9 центнера с гектара он был первым в александровской зоне среди хозяйств своего класса. Жалко всем земледельцам, которые годами и десятилетиями династиями работают в хозяйстве, – Ткачи, Зайцевы, многие другие.

А нынче беда всех хозяйств – низкое содержание клейковины в зерне из-за дождей. А это отражается на хлебопекарных качествах пшеницы.

Но, несмотря на все трудности, уборка в Александровском районе идет. Люди работают. Пшеницу собирают в закрома. Раньше говорили: в закрома Родины. А по большому счету, это в наши закрома: в земледельческие и мои – человека, очень далекого от выращивания пшеницы…

«Русское поле»
Газета «Ставропольская правда»
13 июля 2016 года