В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств прошло награждение победителей литературного конкурса «Я шагаю по Москве», который проходил в рамках культурологического проекта по выставке «Москва и москвичи». Получилось так, что газета «Ставропольская правда», выступившая его информационным спонсором, опубликовала сочинение одного из победителей конкурса – Жанны Вараксиной, ученицы гимназии № 9 города Ставрополя, задолго до подведения итогов – просто потому, что это была самая первая работа из поступивших в жюри. Тем более радостно сообщить, что Ж. Вараксина в итоге заняла почетное второе место. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей работы двух других конкурсантов. Первое место отдано Николаю Арефьеву из гимназии № 9 города Ставрополя. Третье – у пятиклассника из лицея № 17 Кирилла Бережецкого, который, несмотря на юные годы (закончил пятый класс), продемонстрировал недюжинные поэтические способности. От души поздравляем призеров и лауреатов. Надеемся, что это лишь первые пробы пера и ребята будут успешно развивать свои способности и дальше.

Город-музей, город-памятник

Москва. Она предстала во всей своей красе и величии, когда на зимних каникулах отец наконец выполнил обещание показать нам столицу. Мы были на Красной площади, посетили Третьяковскую галерею, ездили в Сокольники и на Воробьевы горы, гуляли в парке имени Горького и по набережной. А в какой восторг привели нас огромные ледяные фигуры и светящийся шар!

Дни мелькали один за другим. Мне казалось, что в Москве рядом с нами были только приезжие, стремящиеся за короткое время пребывания в столице увидеть как можно больше. А в автобусе по дороге домой все долго молчали: наверное, устали от избытка эмоций.

Я долго перебирал в памяти яркие эпизоды экскурсий, прогулок, посещений важных исторических или просто красивых мест. Фантазия дорисовывала картины великих пожаров, бунтов, громких казней, грандиозных парадов – всего того, что (по моим мальчишеским соображениям) имело место быть за многовековую историю города. Так сложился образ Москвы – громадный, величественный, неприступный, образ города-музея, города-памятника, интересного, манящего, но далекого.

Прошло время, и Москва «приехала» к нам: в музее изобразительных искусств открылась выставка «Москва и москвичи».

Я смотрю на картины и пытаюсь узнать уже известные мне места. Останавливаюсь у полотна Д. Налбандяна «Утро в Москве». Поражает размах панорамы: величие Кремля, широта улицы (скорее, проспекта), сила еще не проснувшейся, но уже оживающей после зимы Москвы-реки. Дальше, на заднем плане, мост и поднимающийся город.

А вот Новодевичий монастырь, талантливо запечатленный художником Ю. Орловым, нашим земляком, выпускником родной девятой школы. Горят купола с крестами под лучами солнца. Кажется, что монастырь смотрится в реку, любуясь собой и гордясь своей богатой историей.

Но не только площади, многолюдные улицы, знаменитые исторические места и памятники архитектуры можно увидеть на картинах. Мне, например, в этом выставочном зале открылась другая Москва – тихая, спокойная, уютная, с деревянными домиками, во дворах которых сушится белье, а женщины тут же трудятся на огородах (И. Соколов. «Московские огороды», цветная линогравюра).

Величие и скромность как будто сливаются в этом поистине необыкновенном городе, о котором рассказывал мне еще мой прадед, ветеран Великой Отечественной войны. Наверное, по-этому я так долго стоял перед этюдом к картине «Салют», написанным художником Б. Яковлевым в 1945 году. Я вспоминал прадеда и мысленно благодарил его и всех тех, кто дал возможность этому салюту быть! А еще чувствовал, насколько близок и дорог стал мне этот город – Москва.

Н. Арефьев.

Памяти Белого города

Пушистой кистью раз художник

Момент истории создал.

И сразу ясно – не безбожник!

Душой картину он писал.

Воды теченье в час урочный,

Рукой своей нарисовал.

А на пригорке – сильный, прочный

Храм место то облюбовал

Апостолов Петра и Павла.

Близ града Белого стоял

Храм. На века людьми поставлен,

Красой полмира обаял.

Кирилл Бережецкий.

Пером про кисть / Газета «Ставропольская правда» / 8 июня 2016 г.