Что ждет жителей объединяемых в городские округа населенных пунктов на Ставрополье?
Как пояснил глава Ипатовского района Валерий Довгалев, решение о реорганизации принято по инициативе районного совета по итогам проведенных в поселениях публичных слушаний. Население, по его словам, не против оптимизации управленческих структур и концентрации казенных средств в едином консолидированном бюджете. На переходный период отпущено полгода: с 1 июня 2016 года по 1 января 2017-го. Превращение района с преимущественно сельским населением в городской округ позволит преодолеть кадровый голод (именно в сельских поселениях не хватает специалистов по целому ряду направлений, в частности по земельным вопросам), сосредоточить все муниципальные и государственные услуги в «одном окне», сократить расходы на содержание управленческого аппарата, обеспечить гораздо большие возможности для развития инфраструктуры, привлечения инвестиций, участия в федеральных и краевых целевых программах, сократить излишние административные барьеры. В конечном итоге все названные плюсы реформы помогут улучшить качество жизни населения.
Прежде чем принимать решение, считает депутат краевой Думы Сергей Сауткин, необходимо разобраться, какие плоды принесла реорганизация Минераловодскому городскому округу. Например, согласно данным, озвученным депутатом Ольгой Дроздовой, после реформы консолидированный бюджет округа значительно сократился по сравнению с общей суммой ранее самостоятельных бюджетов поселений. Безусловно, это может быть связано с непростыми экономическими процессами, которые переживает край, однако депутата настораживает другое: никто не занимался всерьез анализом сегодняшних финансовых реалий в пережившем год назад реформу Минераловодском районе. Спешка, с которой проводятся преобразования, тревожит и Контрольно-счетную палату, представитель которой обратил внимание участников разговора на отсутствие прогнозирования социально-экономического развития планируемых к реорганизации территорий.
Что примечательно, на заседании не было представлено мнение министерства финансов края. А ведь вопрос, по какому принципу будут соединять в один бюджеты поселений, очень важен. По какой методике будут дотировать новое муниципальное образование Ипатовский городской округ? И можно ли будет в результате из заработанных на местах и поступивших из краевого бюджета средств реализовать тех планов громадье, которое было обозначено в речи главы района? Боюсь даже говорить о тех расходах, которые потребуются на разного рода переименования, переделку программного обеспечения, передачу имущества с одного уровня на другой, решение всех не решенных на сегодняшний день проблем поселений, которые, как подразумевается, автоматически перекладываются на чиновников и депутатов уровня единого городского округа. А структурные подразделения администрации округа, которые заменят нынешние сельсоветы, смогут ли достойно заботиться о своих земляках с их урезанными полномочиями? Эти и другие вопросы относятся к разряду тех, на которые не может быть ответа, пока, как говорится, «не ввяжешься в войну». Между тем ситуация в экономике уже сегодня заставляет затягивать пояса как на уровне муниципалитетов, отдельно взятых семей, так и региона.
И еще один непростой вопрос.
18 сентября пройдут выборы, в том числе и в местные органы власти района. Продлить полномочия действующих депутатов и глав поселений до 1 января, даты старта реформы, в соответствии с федеральным законодательством не представляется возможным. А это значит, если законопроект о преобразовании Ипатовского района в городской округ будет принят, то с нового года к вопросу выборов придется возвращаться. Это тоже дополнительные расходы.
Кстати, нефтекумцы, пытаясь получше разобраться в очертаниях своей будущей судьбы, отправились в январе, как сказал глава района Павел Лиманов, в Минводы за опытом. Однако никакой конкретики или статистики в цифровых значениях от коллег получить не удалось. Как говорится, быть пионерами в сфере местного самоуправления (напомним, именно наш регион в числе первых стал пилотным для обкатки муниципальной реформы в 2005 году) нам не привыкать. По-этому стали считать сами. И пришли к выводу, как было им отмечено, что плюсов у концентрации управленческих, бюджетных, административных ресурсов ожидается достаточно. Тем более федеральному законодательству задуманная реорганизация не противоречит. Что ж, оптимизма нам не занимать. Но хотелось бы более точных вычислений и расчетов.
Пересказывать выступление П. Лиманова причин нет. Обоснования необходимости реорганизации он приводил те же, что и его коллега из Ипатово. Но, видимо, стоит вспомнить о некоторых географических, исторических и этноконфессиональных особенностях Нефтекумского района. Между некоторыми, особенно удаленными к востоку, населенными пунктами «степь да степь кругом». Чем ближе к Дагестану, тем больше практически мононациональных поселений. Об этом говорят и сами названия - аулы Абрам-Тюбе, Тукуй-Мектеб и др. Изменение структуры управления оставит им меньше внимания районной, а вскорости, по всей видимости, и городской власти. На Нефтекумье подобный расклад в большей степени чреват непредвиденными и нежелательными последствиями, чем в Минераловодском или Ипатовском районах. Как бы некоторые ни отмахивались от специфики восточных районов края, этот фактор при принятии столь ответственного решения, как реорганизация муниципальной структуры власти, нельзя не учитывать. События в Новоселицком напомнили нам еще раз о необходимости быть бдительными и внимательными к людям.
В Нефтекумском районе уже появились свои «сепаратисты». Характеристика, подчеркиваю, условная, потому что в целом жители аула Новкус-Артезиан согласны с предлагаемой реорганизацией. Но вместе с тем предлагают сделать их муниципальное образование внутригородским районом, чтобы не лишиться подразделений различных необходимых населению учреждений. Глава поселения Расул Амельянов привел статистику, подтверждающую, что спрос на государственные услуги в муниципальном образовании достаточно высок. И за всем этим придется ехать в Нефтекумск. А с регулярным транспортным сообщением в Нефтекумском районе дело обстоит не особенно хорошо. В приоритете будут только владельцы личных авто. Да и тем придется каждый раз раскошеливаться на бензин. Сельский глава, по сути, говорил от лица всех нефтекумцев. 38 тысяч человек живут в сельских поселениях. Есть опасения, что им всем придется за любой бумажкой после оптимизации системы государственных и муниципальных услуг отправляться в центр городского округа. «Получается, власть не приближается к населению, а удаляется» - так охарактеризовал он настроения своих земляков.
«Это что же, в городе будет два района? Новкус-Артезиан и все остальные?» - отреагировал первый заместитель председателя Думы края Дмитрий Судавцов. По его мнению, такое устройство только усложнит управление округом. Если решили строить по одному плану взаимоотношения между населенными пунктами и центром территории, то не следует отступать от основной идеи.
Расул Амельянов пояснил:
- Мы сделали такое предложение от безысходности. Потому что боимся, что решать наши чисто бытовые, житейские проблемы, касающиеся той же утилизации мусора или порыва водопровода, из центра будет не так быстро и эффективно, как хотелось бы. На месте виднее, что предпринять.
Не так страшен черт, как его малюют - к этой известной пословице можно свести мнение председателя Думы СК Юрия Белого. Он привел в качестве примера Буденновский район, который семь лет назад объединил на основе итогов референдума городские и районные структуры власти в рамках муниципального района. Территория не потерялась, напротив, «прибавила в весе», в хорошем смысле этого слова. Муниципальные структуры и учреждения стали работать эффективнее, финансовые и инвестиционные возможности стали весомее.
Однако, как считают некоторые депутаты, территория территории рознь. Надо учитывать все особенности при принятии столь ответственных решений. Нефтекумский район, граничащий с Буденновским, проигрывает по целому ряду показателей. Транспортная инфраструктура здесь слабее, расстояния между населенными пунктами значительнее, а уровень экономики ниже. В связи с этими обстоятельствами ему будет сложнее адаптироваться к новой структуре управления.
Благодаря дискуссии, завязавшейся на заседании думского комитета, на проблему удалось посмотреть с разных точек зрения. Приходится в итоге признать, что на многие вопросы внятных ответов пока не нашлось. Да и единодушие населения относительно предстоящей реформы вряд ли столь однозначно, как продемонстрировали проведенные публичные слушания. Сомневающиеся депутаты, в их числе были Кирилл Кузьмин и Ольга Дроздова, высказались «для чистоты эксперимента» за проведение референдумов, как это было семь лет тому назад в Буденновске. Там за преобразование высказалось большинство населения, и в итоге не было сомнений в правильности действий.
Пришли к решению о необходимости создания рабочей группы или даже межведомственной комиссии, которая занялась бы серьезным изучением всего массива проблематики предлагаемой реформы. Готовящиеся законопроекты требуют тщательной проработки, подытожила председатель комитета по законодательству Светлана Терехова.
22 апреля 2016 года