Профсоюзы требуют открыть тумбочку, где деньги лежат
С приветствием к членам Генсовета обратилась вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец. Она высоко оценила значимость профсоюзов и социального партнерства в решении стоящих перед страной проблем.
С докладом выступил лидер ФНПР Михаил Шмаков. По его оценке, в настоящее время в экономике России продолжают доминировать негативные тенденции: с 2014 года к нерешенным базовым проблемам добавились серьезные внешние вызовы, такие как падение цен на нефть, ограничение доступа на рынки капитала. Поскольку ситуация сложнее, чем в кризисные 2008 - 2009 годы, ясно, что прежние рецепты не работают. Нужны новые решения.
В конце 2014 года Банк России отпустил рубль в «свободное плавание» и повысил ключевую ставку почти в два раза - до 17 процентов. Таким образом предприятия России оказались отрезаны от доступных внутренних кредитов, а граждане страны столкнулись с ростом цен на все импортные, а далее и отечественные товары.
«В январе 2015 года без обсуждения с партнерами, - подчеркнул Михаил Шмаков, - правительство приняло так называемый антикризисный план. Более 80% финансовых средств, предусмотренных в плане, предоставлялось на докапитализацию банков - для поддержания, как было заявлено, необходимого уровня кредитования приоритетных отраслей экономики. Сегодня можно констатировать: государственные средства, переведенные банкам, не поступили предприятиям, а ушли на валютный рынок спекулянтам, расшатывающим рубль. При этом Центробанк, мегарегулятор, утверждал, что все держит под контролем». По выводу М. Шмакова, план, к сожалению, не содержал мер по активному стимулированию внутреннего спроса, направленного на развитие национального производства. Рост потребительского спроса вообще не был заявлен в качестве приоритета.
В отличие от кризиса 2008 - 2009 годов не были приняты меры по увеличению бюджетных расходов на заработную плату и социальные пособия. Индексация пенсий, социальных выплат и пособий осуществляется значительно ниже фактической инфляции. По оценке Счетной палаты РФ, формально (в части разработки и принятия нормативных актов) план 2015 года по большей части выполнен. Но если оценивать антикризисные мероприятия по результатам, то в реальности его не удалось реализовать и на треть. В частности, мероприятия по импортозамещению не дали ощутимых результатов. Исключение составляют лишь агропромышленный и военно-промышленный комплексы - отрасли, в которых государство применило активную форму поддержки и целевое финансирование из бюджета. В остальных отраслях, констатировал М. Шмаков, ситуация плачевная. Устаревшие технологии и износ производственного оборудования не позволяют производить конкурентоспособную продукцию. В результате фактическая девальвация рубля, которая в обычных условиях стимулирует объем экспорта, не привела к увеличению спроса на российские товары за рубежом.
Экономика России в прошлом году показала рекордное падение за последние семь лет. Согласно официальной статистике, снижение ВВП составило 3,7%, объема промышленного производства - 3,4%, инвестиций в основной капитал - 8,4%, оборота розничной торговли - 10%. Реальная заработная плата сократилась на 9,5%, а реальные денежные доходы на 4 %. В начале февраля долги по зарплате выросли за месяц на 21%.
Вывод, по оценке М. Шмакова, однозначен: «Если говорить об антикризисном плане 2015 года, ставящем цель остановить падение экономических показателей и доходов граждан, то он утонул».
Не удовлетворяет серьезным требованиям, по мнению лидера профсоюзов России, и план, реализуемый в 2016 году. Структурно документ состоит как из серьезных отраслевых направлений работы, так и явно пролоббированных отдельными ведомствами сиюминутных решений. В результате реализации плана в сегодняшнем его виде не начнут снова работать предприятия, не произойдет увеличения производства продукции, а у граждан не будет средств, чтобы приобрести необходимые товары и услуги.
Реалии вызывают тревогу. Низкий МРОТ вынуждает работника трудиться существенно больше 8 часов в день и стимулирует работодателя выплачивать заработную плату работнику «в черную». Нагрузка на кошелек граждан продолжает расти. Введены плата за капитальный ремонт, налог на недвижимость на основе кадастровой оценки. В результате не менее чем в три раза вырастет нагрузка на налогоплательщиков с низким и средним уровнем доходов. Запущен механизм ликвидации досрочных пенсий. С помощью прямого обмана президента пытаются изменить порядок администрирования взносов в системе обязательного социального страхования. «Нужно понимать, - отметил М. Шмаков, - что за внешне чисто техническим решением передачи функции сбора взносов в социальные фонды налоговым органам стоит очередная попытка возврата к «модернизированному единому социальному налогу». Надо помнить, что взнос принадлежит работнику, а налог - государству». Новую систему проф-союзный лидер назвал неприкрытым грабежом. Откровенным издевательством, по его оценке, выглядит деятельность Правительства РФ по выполнению майских указов президента. Рост заработной платы работников бюджетной сферы обеспечивается либо за счет увольнений («стыдливо называемых оптимизацией»), либо за счет «прямого шулерства со статистикой средней заработной платы по региону за счет включения в нее умо-зрительных доходов малооплачиваемых работников из «серого» сектора экономики».
Как отметил М. Шмаков, главный инструмент экономической политики в стране - федеральный бюджет на 2016 год принят при игнорировании большинства требований профсоюзов, изложенных в Обращении ФНПР от 16 сентября 2015 года. В этих условиях, считают профсоюзы, Правительство РФ обязано нести полную ответственность (вплоть до отставки руководителей финансово-экономического блока) за деструктивные последствия для экономики и социальной сферы России. Эта позиция профсоюзов зафиксирована и в решении Российской трехсторонней комиссии от 7 октября прошлого года. Продолжение сегодняшней политики создает угрозу экономической безопасности России и социальной стабильности в обществе. Профсоюзы считают, что необходимо перейти от ограничительной, жесткой денежно-кредитной и неолиберальной макроэкономической политики к новой модели экономического развития, предусматривающей формирование внутренних источников и механизмов экономического роста. Если формулировать лаконично, фундаментом новой экономической политики должны быть доступность кредитных ресурсов для предприятий и повышение покупательной способности населения, обеспечивающей рост сбережений и инвестиций как фактора развития производства товаров и услуг внутри страны и роста российской экономики.
На заседании генсовета было особо подчеркнуто, что главная задача профсоюзных организаций всех уровней в современных условиях - не допустить, чтобы преодоление экономических трудностей осуществлялось прежде всего за счет трудящихся, снижения уровня трудовых прав и социальных гарантий работников. Отсюда предложение выстроить систему стратегического планирования при условии усиления институтов социального партнерства на всех уровнях. На первом месте должны быть крупные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам. Удешевление и облегчение доступа к долгосрочным кредитам и сбыту продукции отечественным товаропроизводителям. Введение контроля за целевым использованием кредитов, спекулятивными и мошенническими операциями на финансовом рынке. Необходимо разработать комплекс мер по повышению уровня жизни населения. Установить в 2016 году мораторий на все решения и инициативы исполнительной власти, приводящие к повышению прямых и косвенных сборов с населения. Установить ограничения на оплату труда топ-менеджеров госкорпораций, компаний, где в уставном капитале более 50% государственных акций. Среди предложений профсоюзов, озвученных на заседании генсовета, такие, как переход к прогрессивному налогообложению доходов и имущества, в том числе освобождение от НДФЛ доходов ниже прожиточного минимума, увеличение налога на дивиденды от акций и введение налога на роскошь, искоренение коррупции, в том числе за счет введения ответственности власти за уровень жизни населения, деофшоризация экономики и прекращение оттока капитала за границу через запрет доступа нерезидентам (компаниям и физическим лицам) к недрам и другим ресурсам, госзаказам, госпрограммам, субсидиям, концессиям, собственности и управлению недвижимостью.
Профсоюзы выступили за изменения в Федеральный закон «О Центральном банке РФ»: в перечень целей государственной денежно-кредитной политики должно быть включено создание условий для экономического роста.
М. Шмаков напомнил, что базовые предложения были изложены профсоюзами еще в сентябре прошлого года, однако приняты не были. А сегодня уже можно констатировать, что если в ближайшее время предлагаемые меры не будут реализованы, то страна может подойти к серьезным социальным потрясениям.
Поскольку работодатель, государственный и частный, традиционно готов сэкономить на фонде заработной платы, внимание должно быть приковано к первичным профсоюзным организациям. И оправдывать сдачу позиций пословицами про «худой мир» неприемлемо в ситуации, когда члены профсоюза остаются и без работы, и без поддержки государства. Тот же подход применим и к попыткам урезания бюджетов в учреждениях бюджетной сферы. Традиционным оправданием для такой экономии являются ссылки на недостаток средств. «На вопрос любого бюджетного министерства, где взять денег - могу предложить ответ: в тумбочке, куда их должно положить министерство финансов. И если денег в тумбочке нет, это основание для отраслевого профсоюза предъявить претензии даже не к своему профильному министерству, а к политике отрасли и правительства в целом», - заявил М. Шмаков.
Членами генсовета были в основном одобрены предложения ФНПР в Концепцию генерального соглашения между общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на новый период, а также ход выполнения Плана практических действий по реализации решений IX съезда ФНПР.
Принято обращение ФНПР к Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы «О приватизации государственных предприятий». ФНПР предлагает отказаться от продажи пакетов акций крупнейших стратегических предприятий, таких как ОАО «РЖД», «Роснефть», «Аэрофлот», ВТБ, «Ростелеком», «Алроса», «Совкомфлот», и других. В документе, в частности, сказано: «ФНПР считает, что желаемого результата государство не получит: в условиях экономического кризиса продажа по заниженным ценам акций гос-компаний не способна разрешить проблему дефицита федерального бюджета. Разграбление государства мы наблюдали двадцать лет назад, когда проводились ваучерная, практически бесплатная приватизация и залоговые аукционы, - это произойдет и сегодня в условиях троекратного обвального снижения курса рубля по отношению к доллару США и евро. Более того, продажа предприятий частным собственникам неизбежно приведет к потере контроля государства над стратегически важными отраслями и компаниями, обеспечивающими пополнение госбюджета, национальную безопасность, транспортное и коммуникационное обеспечение».
15 марта 2016 года