11:30, 12 февраля 2016 года

«Река времени» Леонида Попандопуло – напоминание о прошлом, обращение в настоящее

Леонид Попандопуло родился в Кисловодске, учился в Ленинградском художественно-педаго-гическом училище. В студенческие годы его увлекали темы труда, жизнь деревни. В регионе да и во всей стране хорошо знали мастера, его полотна составляли экспозиции краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Вплоть до последнего дня жизни он активно работал, стараясь найти не только новые формы самовыражения, индивидуальный почерк, но и темы сюжетов. А они заслуживают особого внимания.

На выставке «Река времени» гостей ждут живописные труды разных лет, которые дают представление о глубоком внутреннем мире художника. Он не писал «просто так». Каждая картина - идея. А без нее, пожалуй, никакого смысла в искусстве нет. Леонид Попандопуло был универсальным мастером, вспоминали гости выставки, его кисти подчинялись любые темы и жанры. Однако в экспозиции музея организаторы большую часть пространства отдали портретам.

Надо сказать, что выставка важна и значима не только в рамках объявленной даты. Картины актуальны сегодня и потому, что рассказывают о человеке, каким он должен быть, о героях, каких во времена художника найти не было проблемой.

Мы все и всегда хотим мира, но нечасто признаемся себе в этом, просто не акцентируя на проблеме внимания. Наверное, об этом хотел сказать Л. Попандопуло через картину «Враги». Здесь автор представляет свой взгляд на отношение людей к войне. Он помещает в одно пространство мужчин, воюющих по разные стороны баррикады. Они ранены, оба устали бороться «за правду». Каждый из них не воин, а в первую очередь человек. И им, простым людям, на самом деле делить нечего. При этом мы не знаем имен героев, не знаем времени, о котором полотно рассказывает. Но это не главное. Главное, что чуткая совесть художника дает правильное понимание войны, просит своего зрителя воспринимать жизнь глубже стандартных рамок. Художник словно погружает нас в созданное им пространство. Так, монументальная работа «Красный пахарь» практически лоб в лоб сталкивает с главным героем.

Попандопуло не боялся иг-рать с цветом, красками, ракурсами. Какая-то часть экспозиции выполнена в темных, насыщенных, сосредоточенных тонах, другая - более легкая и светлая. Особое место занимают на выставке картины, повествующие о трудовых буднях людей. Вот, например, «Доярки. Полдень». И если в ряде полотен автор ограничивался одним-двумя героями, в этой он позволил себе рассказать о целой бригаде доярок, которые присели отдохнуть прямо под палящим солнцем. По соседству с этой работой, в продолжение темы, портрет доярки Натальи Мыгаль. А вот художник запечатлел старого чабана Наби Алиева, захваченного какими-то думами.

Леонида Попандопуло смело можно назвать летописцем эпохи. В своем творчестве он, точно историк, честно и талантливо фиксировал время. А еще он хорошо чувствовал людей. В жанре портрета Попандопуло предстает как философ, стремящийся понять процессы, происходящие в жизни. Своих героев художник рассматривал с разных сторон - психологической, исторической, бытовой, творческой… И даже Ленин им представлен не как мощный политик, а, скорее, в образе обычного человека. Удивительно, но художнику без ущерба для творчества удавалось жить в определенных идеологических рамках и подчинять себе время.

- Отрадно, когда музей открывает выставки больших мастеров, - отмечала искусствовед Ольга Бендюк. - Я думаю, Леониду Попандопуло никогда не было стыдно за свои картины... Сегодня у нас нет героя времени, а у художников 60-70-х годов он был. Попандопуло считал: не важно, военный он, пахарь ли, герой времени должен быть человеком с большой буквы.

Выставка «Река времени» - это праздник подлинного мастерства, когда зритель становится его участником. Крупнокадровая композиция позволяет каждому войти в этот далекий нам и близкий для художника мир, почувствовать свою сопричастность ему. Будучи талантливым человеком, и об этом прямо свидетельствуют его работы, Леонид Попандопуло обладал главным свойством художника - способностью размышлять. А сегодня картины его помимо всего прочего служат памяти. Они зафиксировали для нас и следующих поколений важную информацию о том, как именно было. Не зря же говорят: чтобы смотреть в будущее, нужно видеть прошлое. Когда понимаешь, откуда идешь, становится более осознанной дорога впереди...

«Враги, которым нечего делить…»
Газета «Ставропольская правда»
19 февраля 2016 года