На очередном заседании общественного совета при министерстве культуры СК состоялись общественные слушания по теме «Учреждения культуры и меценаты. О ходе выполнения Федерального закона «О меценатской деятельности».

Закон, принятый в 2014 году, устанавливает права и обязанности меценатов и получателей их поддержки. Как подчеркнул председатель общественного совета Владимир Лычагин, в нашем крае это направление сотрудничества бизнеса и культуры пока что не слишком развито, по сути, единичны примеры современного продолжения некогда развитой традиции. Из почти четырехмиллиардного совокупного бюджета, потраченного на культуру в крае в 2014 году, доля меценатов составляет 85,4 миллиона рублей. Сумма невелика, но и она, как говорится, на дороге не валяется.

Он, кстати, рассказал о частном опыте работы в данном направлении существующего уже два года некоммерческого Литературного фонда имени В.И. Слядневой, сумевшего даже за столь непродолжительное время немало сделать для культуры родного Ставрополья. Об этом хорошо знают из наших публикаций читатели «Ставропольской правды». Однако, как заметил В. Лычагин, цели и задачи фонда носят локальный характер, его учредители стремятся прежде всего помочь развитию литературного процесса на Ставрополье, популяризации творчества ставропольских поэтов и писателей, хотя по мере необходимости оказывают такую помощь и деятелям культуры в целом.

Естественно, одному фонду невозможно объять необъятное, к тому же, как правило, заслуживают поддержки только обоснованные конкретными расчетами просьбы учреждений культуры или отдельных ее представителей. И тут возникает непростой вопрос: а умеют ли сами учреждения культуры правильно вести такую работу с потенциальными меценатами, готовы ли они к ней вообще? Ведь пока что нередко в их среде бытует представление об этом как о чем-то унизительном, дескать, как мы, люди духовного труда, будем кланяться в ножки каким-то бизнесменам и предпринимателям, понятия не имеющим, что такое настоящая культура. Между тем не все так однозначно в этом деликатном вопросе, работа с меценатами в мировом опыте давно стала отдельной научной составляющей в маркетинговой практике учреждений культуры. Не понаслышке, а на собственном опыте знает об этом директор краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая, поделившаяся с участниками слушаний некоторыми наработками музея. Причем подчеркнула важный момент: в налаживании отношений с бизнесом неправильно сводить все только к просьбам о материальной помощи, лучше постараться вовлечь бизнесменов в постоянные живые контакты, пробудить в них чувство гражданской сопричастности к жизни искусства, уметь быть благодарными за их вклад в культуру. З. Белая выразила готовность провести для коллег из других учреждений культуры на базе изомузея цикл семинаров по данной теме. Инициатива замечательная и заслуживает скорейшей реализации!

Вообще, история меценатства уходит своими корнями в очень далекое прошлое. Меценатство как особый вид покровительства развитию науки и искусства зародилось в Древнем Риме. Само название лица, способствующего этому развитию на добровольной и безвозмездной основе, оказывающего им материальную помощь из личных средств, восходит к имени Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Августе (между 74 и 64 гг. до н. э.). Его имя не случайно стало нарицательным, ведь Меценат, человек весьма состоятельный и влиятельный, пользуясь поддержкой императора, сумел направить значительную долю финансов Римской империи на поощрение и поддержку творческой индустрии, таким образом заложив основы системы государственной поддержки культуры. В свою очередь, инвестиции в искусство уже тогда помогали власти решать политические задачи в укреплении государства. Впоследствии в историю культуры наряду с выдающимися художниками, писателями, актерами вошли их богатые покровители, содействовавшие не только процветанию искусств, но и приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям. Один из ярких примеров – знаменитое семейство Медичи, правившее во Флоренции в XIII-XVIII веках: благодаря этой фамилии поддержку получали многие выдающиеся гении эпохи Возрождения. В России развитие меценатства началось с XVIII века. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции искусства, обширные библиотеки, ставшие затем ведущими музеями и библиотеками страны, обладающими богатейшими фондами истинных культурных сокровищ. И теперь мы с уважением вспоминаем имена известных русских меценатов Мамонтова, Морозова, Рябушинского, Бахрушина, Третьякова...

Впрочем, их последователи, оказывается, все-таки живут и в наше время. В том числе и на Ставрополье. Тут нельзя не вспомнить, в частности, компанию СХЗАО «Радуга» Новоалександровского района. Этот пример стоит подкрепить для наглядности рядом красноречивых цифр. Так, на содержание Дома культуры ежегодно выделяется от 2,5 до 3 млн рублей. На ремонт кабинетов, коридоров и холлов потрачено около 400 тысяч рублей, по всему периметру здания ДК установлены видеокамеры (израсходовано 150 тыс. рублей), установлены лифт и пандус для маломобильных групп населения (это еще 1,5 млн рублей). В каждом кабинете и в классах для занятий имеются сплит-системы, проведена полная реконструкция светового оборудования сцены с применением современных энергосберегающих цифровых прожекторов, имеется цифровой пульт и несколько комплектов усилительной аппаратуры, студия звукозаписи. В ДК установлены бильярд и теннисные столы, для малышей – батут и машинки на аккумуляторах, есть аппараты для изготовления попкорна и сладкой ваты. Закуплен материал для ремонта танцпола в хореографическом классе. В 2015 году на прилегающей к Дому культуры территории заложен парк, построена спортивная площадка на сумму 2,5 млн рублей. Согласитесь, для поселка с населением чуть более полутора тысяч человек цифры весьма впечатляющие! Это итог многолетней целенаправленной работы многих заинтересованных сторон. Сразу понимаешь, насколько ценят здесь руководители хозяйства человека, жизнь которого состоит не только из беспросветных трудовых будней, но и из праздников тоже.

Да, это предприятие явно доходное, как говорится, может себе позволить. В том же Новоалександровском районе есть и другие хозяйства, для которых поддержка учреждений культуры не хлопотная затратная обуза, а предмет для реальных дел в поддержку своих односельчан, а родное село – их малая родина, и она не может быть для них нелюбимой мачехой. Но ведь не одни же они такие в нашем крае! Наверняка среди земляков-бизнесменов найдется еще немало неравнодушных людей, способных пойти по стопам великих предшественников-меценатов. В этом были единодушны участники общественных слушаний, рекомендовавшие министерству культуры края наладить методическую работу по обобщению и внедрению в практику повседневной деятельности работников культуры закона о меценатстве, включить в учебные планы Центра переподготовки и повышения квалификации работников культуры обучение фандрайзингу (таково официальное название работы учреждений культуры со спонсорами), изучить опыт меценатской деятельности в соседнем Краснодарском крае. Полезный и нужный закон должен работать на культуру.

Кто такой меценат? / Газета «Ставропольская правда» / 9 февраля 2016 г.