Ставропольские казаки выступают с концертами в Луганской народной республике
Первый концерт давали в детском доме «Аннушка» в городе Антрацит. Конечно, ставропольские артисты очень волновались, глядя на испуганных, разучившихся улыбаться ребятишек. Потихоньку-помаленьку дети, что называется, оттаяли сердцами, видя, как задорно поют и пляшут для них взрослые дяденьки. А уж когда после концерта они угощали детвору ставропольскими пряниками и душистым медом, доверие к людям в форме было полностью восстановлено. Настолько, что детдомовцы даже дали ответный концерт для гостей. Песни о мире в исполнении детей, повидавших войну, - это зрелище, требующее крепких нервов. Мальчишки и девчонки, не раз пуганные бомбежками и снайперскими выстрелами, большую часть времени проводящие в подвалах, с особым чувством пели о своем ровеснике, погибшем на спортивной площадке… У казаков слезы наворачивались.
Тем временем ставропольских артистов ждали в городском Доме культуры, пустующем уже больше года. Такого массового зрителя наши земляки не ожидали. Поначалу дебютанты, конечно, стушевались. В зале в основном суровые ополченцы с оружием. Спели казаки песню, другую, перепляс пошел. В рядах стали проскакивать вспышки - начали артистов снимать на телефоны и фотокамеры. Поэмоциональнее стали и аплодировать. А когда зазвучала веселая песня «Как за темненький лесок», случилось нечто невообразимое. Есть в ней такие слова:
Как за темненький лесок солнце кудри прячет,
Воронок мой, Воронок, конь ты мой горячий...
Разъядреного овса брошу тебе в ясли -
Завелась у молодца баба рыжей масти.
Зал, как по команде, заулыбался, потом и вовсе словно всем одновременно смешинка в рот попала - сидят, ухохатываются, друг друга подталкивают, подмигивают. У артистов от такой атмосферы кураж пошел - знай ядрено наигрывают да запевают. А разгадка сидела в первом ряду - симпатичная девушка с золотистыми, глаз не отвести, волосами - и мило улыбалась. Оказалось, местная знаменитость, зовут Светлана, отчаянная головушка. На своей машине она после каждого обстрела на прифронтовой полосе собирает и вывозит раненых и павших.
Концерт в Алчевске пришлось отменить: здесь только что погибли двое ополченцев, похороны, не до песен. Тем временем Интернет взорвался сенсацией: ставропольские казаки приехали с концертами и не боятся выступать даже на передовой. Словно из рога изобилия посыпались звонки-приглашения. Было дело, люди боялись заходить в Дом культуры из-за возможного обстрела. Порассказали гостям о том, что довелось пережить, как пытали, насиловали, расстреливали мирных людей новоявленные фашисты, не жалея ни детей, ни стариков. Теперь безопасно чувствуют они себя только в подвалах, а учреждения культуры - хорошая мишень для вражеского снаряда. В общем, в городе Славяносербске казаки вынесли аппаратуру на площадь, песни стали играть, на ступеньках клуба детвора в пляс пустилась. Столько народа на музыку сбежалось - никакому ДК не снилось!
Луганск, Славяносербск, Алчевск, Красный Луч, Кировск - всюду наших казаков встречали с радостью. Когда в «Аннушку» второй раз приехали, дети уже не дичились. Узнали, облепили артистов со всех сторон, словно родных людей встретили. Потом, вернувшись домой, казаки рассказывали об этих детях в своих семьях - жены плакали. Даже разговоры об усыновлении заводили. А вообще, за время войны воспитанников в детдомах и приютах ЛНР стало гораздо меньше - разобрали родственники, соседи или просто добрые люди.
Кстати, в Алчевске, где концерт отменили из-за траура, наши артисты все же побывали в следующую поездку. Завезли гуманитарную помощь в госпиталь и двинулись в Первомайск.
Как раз здесь отмечали юбилей казачьего полка имени атамана Платова. Передовая недалеко, и город сильно разрушен, но каким-то чудом остался нетронутым уголок мирной жизни - часть парка, где шумят на ветру березки, где скамейки хранят великое множество сердечных тайн из мирного прошлого. Здесь, отвернув в подветренную сторону колонки, чтобы звук не достигал территории противника, и устроили концерт. На этой «солнечной поляночке» случилось очень приятное для казаков-артистов событие: девчонки подарили им букеты полевых цветов. То, что в мирной жизни считается нормой, на прифронтовой полосе кажется настоящим чудом. А еще гостей угощали местными яблоками, и они не могли отказаться, хотя ставропольские казаки установили себе жесткое правило: в Новороссии главное - накормить людей, а сами, мол, дома отъедимся. Кстати, сформировать продуктовые обозы казакам помогли жены, они же подсказали, какая пища более уместна в доме малютки, приюте, а какая - в госпитале, что положить в наборы, чтобы сразу можно было приготовить еду. Одежду возили, обувь, средства гигиены. А еще - удивительное дело - наши ставропольские газеты ну просто рвали из рук: «Хоть почитать, как там, в мирной жизни!». И в каждом коллективе, при каждой встрече:
- Спасибо, что вы помогаете, что Россия не бросает нас в беде!
А как бросить, свои ведь люди, православные: и родственников немало, и друзей, старых и новых. Как бросишь, как забудешь старушек, сухоньких, сгорбленных, выбирающихся на непослушных ногах из подвалов, чтобы получить кусок хлеба или пакетик крупы. Кто-то из этих старушек уже пережил подобные страхи, но то были далекие сороковые годы, и кто бы мог подумать, что весь этот ужас повторится в конце жизни…
Собирают в Ипатово продовольственные обозы всем миром: школьники, предприниматели, казаки, прихожане храмов, кто деньгами помогает, кто продуктами. Иной бабушке, и самой еле сводящей концы с концами, тоже хочется помочь бывшим соотечественникам - просит передать баночку варенья, или шерстяные носки, или кулек конфет. У казаков бухгалтерия строгая - за каждую собранную копейку перед миром могут отчитаться. Раньше (а начались такие командировки год назад) ездили на нескольких легковых автомобилях, сейчас на двух «газельках», две-три тонны продуктов за поездку отвозят. Собираются почти ежемесячно в единую колонну казаки Ипатовского, Грачевского, Шпаковского районов, города Ставрополя - и в путь.
И за хлеб, и за песни ополченцы и жители Луганской республики благодарят казаков от души: обнимают так, что ребра трещат, да и рукопожатия такие крепкие, что потом на баяне трудно играть.
В фронтовой казачьей бригаде уже 14 человек. Репертуар подбирают сообща. Решили общеизвестных песен не исполнять:
- Ну как мы можем конкурировать с Кубанским казачьим хором? Мы же не профессиональные артисты, а любители казачьей песни. Надо искать свою дорогу.
Своя дорога - это малоизвестные песни времен еще Первой мировой войны, это задорные шутливые картинки, наподобие той, про «бабу рыжей масти», это еще и авторские произведения. В коллективе фронтовой бригады есть удивительный человек - Владимир Молотов. Работает он охранником, а по жизни - гармонист, много лет руководит песенным коллективом «Казарла» и сочиняет при этом песни. Теперь их знают и в опаленной войной Новороссии. Еще один гармонист - Сергей Миляев из поселка Советское Руно, из ансамбля «Веселы привалы», настоящий виртуоз, любую музыку на слух подберет. Среди солистов слушатели особо выделяют Александра Решетняка, Андрея Касьянова, а ведет концерты бессменный конферансье Алексей Лихачев, казак из села Старомарьевка соседнего Грачевского района. Он вообще-то чиновник, государственный человек, а в душе - лирик, романтик.
Вместе с артистами просятся в командировку на войну и просто неравнодушные люди: в поездках участвовали старики Центрального районного казачьего общества СОКО ТВКО - Юрий Звягин (он читал на сцене стихи собственного сочинения) и уроженец Луганской области Николай Кириченко. Летом просились с казаками и студенты, и им тоже не отказали - пусть получают уроки доброты и взаимовыручки, пусть своими глазами убедятся: самое главное на земле - это чтобы был мир и дети умели улыбаться и свободно ходить и даже танцевать на улицах родного города.
13 октября 2015 года