Писатель и читатель в ХХl веке: монолог или диалог
Ее участники имели удовольствие первыми взять в руки новенькую, еще пахнущую типографией книгу – приуроченный к форуму сборник «Притягательный Кавказ». В нем собраны оригинальные рассказы о событиях, случившихся на Северном Кавказе с людьми, вошедшими в историю России. М. Глинка, А. Пушкин, М. Лермонтов, Игнатий Брянчанинов, Л. Толстой, Н. Рерих... От одних этих имен веет чем-то непостижимо интересным. Можно не сомневаться, у сборника будет свой читатель.
Вот ему-то, читателю, и посвятили дискуссию поэты и прозаики. Как пояснила директор краевого отделения Литературного фонда России Екатерина Полумискова, тема эта была озвучена еще в начале года на встрече с зампредом правительства края Ириной Кувалдиной, когда форум «Белая акация» только задумывался.
– Идея была собрать вместе писателей из разных творческих союзов, а также и «несоюзных» литераторов, ставропольских и приглашенных из других регионов, и попытаться дать ответ на очень важный вопрос: насколько глубоки и гармоничны сегодня отношения литератора и читателя, что вообще каждый из них подразумевает под самим понятием «книга», обозначить болевые точки их соприкосновения. Ведь автор все-таки пишет не для себя, иначе просто не было бы этого высокого призвания – писатель.
Нельзя не согласиться с редактором журнала «Южная звезда» Виктором Кустовым в том, что все мы в первую очередь читатели. Каждому конкретному человеку в книжном магазине нужно что-то свое. А вот, например, редакторы журналов читают все подряд, что им присылают, никогда не зная заранее, что там, в очередном пухлом конверте, какой кот в мешке... Порадовала В. Кустова книжка «Притягательный Кавказ»: он и как издатель, и как писатель, и как читатель «за» такую форму книги. Почему? Да потому, что в таком виде она будет реализована, востребована, будет читаться: в ней одновременно яркие персонажи истории России и истории края. Особенно нужно это подрастающему поколению. Поэтому Кустов обратился к коллегам: давайте рассказы! И можно готовить уже следующее издание. Но если посмотреть на литературный процесс шире, то понимает ли автор, на какого читателя работает? А что если он просто «самовыражается»?
Принадлежа к клану фантастов, Василий Звягинцев, похоже, знает ответ, поскольку этот вид литературы, по его словам, с самого начала существует в абсолютном симбиозе со своим читателем. Свидетельство тому – уникальное явление конвента, как называют фантасты регулярные встречи со своим читателем. Между прочим, конвенты были запрещены в советское время секретным постановлением Политбюро ЦК КПСС 1983 года, приравнявшего их к «подрывным» организациям: мало ли что они там нафантазируют! В Ставрополе, помнят поклонники жанра, действовал клуб любителей фантастики «КЛЮФ», руководимый Е. Панаско. В 1987 г. состоялся первый официально разрешенный конвент.
– В нынешнем мае я был в Москве на очередном конвенте «Роскон», куда собрались около 30 писателей и почти тысяча читателей со всей России, – рассказал В. Звягинцев. – Люди прилетали даже из далеких Южно-Сахалинска и Магнитогорска. Так что мы существуем только вместе со своими читателями, из которых, кстати, порой выходят новые авторы-фантасты. Сегодня эти отношения помогает укреплять Интернет через сайты и клубы. Наши читатели себя от автора не отделяют, дают нам рекомендации, даже порой пишут свои продолжения книг... Спорят с нами. В 2014 году в стране вышло 752 фантастических романа! Значит, читателю это нужно.
А вот для поэта и прозаика Станислава Подольского важнее то, что, когда он пишет, он получает от этого удовольствие. Значит, отчасти и в первую очередь пишет все-таки для себя!
– Второй мой читатель, он же главнейший – Господь Бог. Читателю же оставляю полную свободу: хочет – пусть читает, не хочет – не читает! Вот что плохо для нас и нашего читателя – какое-то повальное лакейство перед иностранщиной. Куда ни пойду, везде вывески на английском. Давайте наконец переведем на русский все, что можно!
Четверть века работы в библиотеке позволили Ольге Кравцовой, кандидату филологических наук, хорошо узнать, какой читатель к ней приходит, какую литературу выбирает. И все здесь очень индивидуально, основано на сопереживании: одному близко одно, другому – другое. Профессиональная задача библиотекаря – угадать запрос читателя и предложить соответствующую книгу.
– Я уверена, автор должен своего читателя «поднимать» над обыденностью, помогая увидеть за ней светлое, высокое.
Нередко в библиотеку приходят за советом: что почитать? Тогда профессиональная задача библиотекаря – начать диалог с читателем, выяснить его потребности, круг интересов. Например, поэзию читают единицы. При том что пишут стихи сотни! Зато фантастику многие читают с удовольствием. И представленный сборник «Притягательный Кавказ», по мнению О. Кравцовой, будет востребован, поскольку его содержание близко к школьной, вузовской учебной программе. Сами подростки сразу эту книгу в руки не возьмут, но, если их правильно сориентировать, грамотно, ничего не навязывая, – прочитают.
Прозаик с опытом издательской работы Александр Покровский из Петербурга убежден: в сложившейся в стране ситуации не только нельзя закрывать библиотеки, а, наоборот, стараться открывать их больше, делать привлекательными центрами культуры. А для этого они должны получить право формировать свои фонды самостоятельно. В этом же направлении следует развивать и набирающие силу электронные библиотеки. И такие формы общения с читателем помогут вернуть чтению популярность. Книжная отрасль в России переживает упадок – закрываются магазины, оптовые базы, типографии, библиотечные коллекторы. И, как следствие, слабеет преподавание русского языка, исчезают носители литературного, «вкусного» русского языка. Очень нужен увлеченный учитель российской словесности, который и сделает так, что его ученики полюбят родную речь.
– В отличие от писателей издатели не оперируют посылом «подтягивать читателя», сказал заведующий отделом прозы столичного журнала «Наш современник» Евгений Шишкин, – к литературе эта фраза вообще не очень применима, ведь чтение – дело добровольное. Читателя нужно в первую очередь просветить. У нашего журнала в регионах читатель есть далеко не везде. В одном не читают, а в другом даже передают из рук в руки по очереди. Современное общество словно разваливается на атомы, и каждый живет сам по себе. Поэтому поднять общий уровень очень сложно. Как и «подтягивать» общество в вопросах сохранности русского языка. Тяжко слушать, как некий холеный комментатор на государственном российском телеканале чемпионат мира по футболу раз тринадцать за репортаж произнес слово «мундиале». Это ли не пример бездарности, тупости? И он не один такой. Вот где надо подтягивать! В том числе и такими прекрасными книгами, каким получился ваш сборник «Притягательный Кавказ». Жаль, что тираж всего 500 экземпляров, явно мало. А ведь на ваших Кавказских Минеральных Водах приезжие со всей России раскупят такую книгу «на раз»!
На тот же вопрос – как «подтянуть», просветить читателя – у поэта Сергея Рыбалко свой ответ:
– Я немало поработал в сфере образования и хочу заметить: не надо забывать то хорошее, что было накоплено когда-то. Имею в виду бюро пропаганды литературы, сегодня начисто забытые, отринутые. Эта форма продвижения книги к читателю способна и сейчас быть эффективной. Вспомним, как поднялся на такой волне ставропольский классик Андрей Губин. Чтобы писатель вышел на широкую аудиторию, нужны конкретные властные рычаги, позволяющие пропагандировать произведения наших авторов.
А ведь в этих словах есть рациональное зерно, согласен редактор журнала «Роман-газета» Юрий Козлов: те структуры действительно делали доброе дело, приближали книгу к читателю. Люди видели и слышали писателя живьем, да и писатель мог лучше понять своих читателей тоже через непосредственное к нему обращение живьем. Еще один путь продвижения – открытый доступ писателей к ТВ, радио, СМИ вообще.
Ставропольский поэт и прозаик Андрей Гатило поведал:
– Недавно с удивлением узнал, что еще в царской России была популярна литература про Ната Пинкертона, Фантомаса и Бэтмена! Вон как издалека, из комиксов ниточка тянется. И ныне ничего не изменилось. Но пропагандировать хорошую книгу надо, хотя эта работа требует серьезных усилий самих писателей.
Как же дальше взаимодействовать с читателем? Редактор журнала «Литературное Ставрополье» Владимир Бутенко полагает, что каждый пишущий должен попытаться встать на место современного читателя, который запутался, обманут, деморализован, отравлен ширпотребом. Огромный поток книг продолжает расти, а число читателей – наоборот. И вряд ли случайно Лев Толстой в предисловии к собранию сочинений Мопассана рассуждал: каждый писатель мечтает не об умном, образованном читателе, а о понимающем!
– Конечно, мы в одной сегодняшней дискуссии этой проблемы не решим, но ведь именно в обмене мнениями и находятся пути решения, – считает В. Бутенко. – Тем более в ситуации, когда читатель буквально задавлен информационным валом СМИ, и говорить с ним о добром и светлом очень непросто. Каждый пишущий сам делает для себя выбор: для чего и для кого он пишет, зачем пришел в этот мир.
В живом общении с аудиторией лучшие шансы имеют поэты, считает В. Кустов: во-первых, поэзия сегодня очень неплохая, во-вторых, с ее малыми формами легче достучаться до читательских умов и сердец. Вот почему надо не только издавать сборники молодых поэтов, а еще и выпустить диск с записью авторского чтения стихов. И такая программа уже действует в краевой библиотеке для слепых им. В. Маяковского, выпускающей звуковые книги, напомнила коллегам Е. Полумискова:
– Они приглашают нас к сотрудничеству. Давайте поддержим хорошее начинание и поучаствуем организованно. Вот вам еще один путь найти своего читателя. И вообще нам следует подходить к проблемам с позиций сегодняшних, а не только вспоминать достижения прошлого. Ведь недаром же наметился очевидный поворот власти к нам, писателям и читателям! Зачем нас приглашают в общественные советы при министерствах? Потому что ответственные чиновники поняли, что без профессиональной помощи творческих союзов, без хорошей литературы, без широких культурно-просветительских акций не обойдутся. Сейчас нужна нравственная литература, говорят министры, генералы, юристы... Невозможно сразу всех издать. А вот хороший тематический сборник купят, чтобы распространить на мероприятиях.
Надо было видеть загоревшиеся интересом и надеждой глаза литераторов, которым «Белая акация» предоставила неоценимую возможность обмена мнениями. Ни скепсис повседневных забот, ни многолетняя привычка деятелей культуры пенять на власть не могут заслонить позитивных признаков потепления отношений с этой самой властью. Процесс пошел, но без общих реальных усилий нельзя двигаться дальше, успокаиваться на том, что хорошо поговорили. Они уже и о новом сборнике, и о будущем молодого форума задумываются.
* * *
Читайте также по теме: «Читающая страна – миф или реальность? »
24 июня 2015 года