На Ставрополье принята к реализации краевая программа «Право быть равным», открывающая новые возможности для реабилитации, социализации и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на 2015-2017 гг. Возможным это стало благодаря тому, что Ставропольский край выиграл грант в конкурсе, объявленном Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и краевому софинансированию программы.

Ее главным исполнителем является министерство труда и соцзащиты СК, соисполнителями — краевые министерства образования и молодежной политики здравоохранения.

От минобразования СК участие в реализации проекта принимают психологические центры, коррекционные школы, специализированные интернаты. У каждого образовательного учреждения свои цели и задачи.

Так, на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Михайловска в рамках программы «Право быть равным» создается отделение социально-трудовых компетенций для детей с синдромом Дауна и нарушениями аутистического спектра.

Говоря проще, михайловцам поручено выявлять и развивать профессиональные склонности и умения таких ребятишек. Отвечая тем самым на вопрос, который более всего тревожит их родителей: что будет с выросшими детьми, когда в связи с естественным ходом времени они останутся на свете одни? Есть ли для них альтернатива существованию на пенсию по инвалидности и жизни до конца дней в психоневрологическом интернате?..

В Психологическом центре г. Михайловска в течение ряда лет занимаются реабилитацией ребят обеих вышеназванных категорий и знают, что альтернатива есть.

Вот что говорит заместитель директора Центра, кандидат психологических наук Оксана Татаренко:

– Детей с аутистическими расстройствами с каждым годом становится все больше, это общемировая тенденция. Об их профориентации в России речи до сих пор не шло.

Между тем работая и с ними, и с малышами с синдромом Дауна, мы видим, что у многих есть какие-то склонности, задатки, развивая которые они могут стать полезными членами общества, жить более насыщенной жизнью. Это возможно! Расскажу для примера историю.

Мальчик с так называемыми нарушениями аутистического спектра часто приходил вместе с матерью на ее работу в библиотеку. Со временем выяснилось, что ему очень нравится скрупулезно расставлять книги на полках, этот монотонный труд с элементами структурирования значительно снижает его тревожность. Впоследствии молодой человек стал работать в архиве. При этом он так или иначе общается с коллегами. И что важно, понимает значимость своей работы, а значит, растет его самооценка.

Многие знают о девочке Соне из Москвы. В силу аутистических нарушений она не говорит, но пишет талантливые стихи, публикуется...

Что касается детей с синдромом Дауна, то им удаются виды деятельности, требующие сосредоточения, терпения. Бисероплетение, например, вязание. Или работа в растениеводстве.

На базе открывающегося при нашем центре отделения социально-трудовых компетенций с детьми из этих двух групп будут работать не только психологи, но и педагоги дополнительного образования, с которыми мы заключаем договора.

Участие в программе «Право быть равным» дает нам возможность приобрести современное оборудование для швейной мастерской, изостудии, изготовления керамики, других занятий прикладным творчеством. Все это, чтобы готовить детей к трудовой деятельности.

Пока отделение рассчитано на 60 ребят в возрасте от 6 до 16 лет. Часть из них — те, кто посещает наш центр. Часть- из других территорий; они будут приезжать на занятия в соответствии с расписанием.

Еще одна задача – включить в эту работу родителей. Чтобы их контакт с детьми осуществлялся не только на почве бесконечных медицинских и психологических проблем, но и на почве творчества, совместных позитивных эмоций...