Не надо писать о «крякающих комариках»!
Библиотеки, стремясь приобщить детей к чтению, охотно приглашают на встречи с ними «писателей». В нашем случае были названы имена трех безвестных авторов, которые не значатся в списке ни краевого отделения Союза писателей России, ни регионального отделения Союза российских писателей. Правда, для меня понятия «писатель» и «член Союза» отнюдь не тождественны. Помнится, как Александр Ефимович Екимцев, уже тогда сложившийся мастер слова, лет сорок назад в беседе со мной сетовал на то, что творческий союз превратился в некое подобие профсоюза: требования при приеме снижены донельзя, и членство в Союзе писателей перестает быть объективным признанием профессионализма.
Много лет назад на одном из краевых семинаров для молодых я, начинающий автор, поразилась рассказу одного из наших наставников, Евгения Васильевича Карпова. По его словам, сам Лев Толстой стеснялся называть себя писателем – так высоко ценил он миссию таланта Слова. А в наше время званием «писатель» мы, недолго думая, одариваем каждого, кто напечатал свои словесные упражнения в стихах или в прозе. Принцип таков: были бы деньги, а напечатать можно все что угодно.
В прошедшем году в Ставропольском крае было выпущено в свет около семисот наименований изданий (!). Когда эта цифра была озвучена на онлайн-семинаре, послышались разочарованные возгласы: «Мало!..». Меня же сообщение привело в полное уныние, поскольку качество подобной литературы оставляет желать лучшего. И авторы этих изданий охотно идут в школы, в библиотеки. Заметьте, чем менее одарен человек, тем больше он стремится к популярности, известности хотя бы в пределах своего микрорайона. И вот результат: когда опросили юных посетителей той библиотеки, которая охотно представляет детям сочинителей с улицы, каких они знают писателей, ребята назвали имена трех самодеятельных авторов.
Сознание ребенка – чистый лист: что мы напишем на нем, то и останется с ним навсегда. Именно поэтому признанный мастер детской литературы К.И. Чуковский сказал: «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только гораздо лучше».
А как это – еще лучше? Что вообще в литературе хорошо, что плохо? Должна ли литература воспитывать? Этими и еще множеством других вопросов задается истинно одаренный человек, анализирует творения признанных мастеров слова, мучительно бьется над каждой строкой, стремясь к совершенству. В то же время невежественный сочинитель, мнящий себя не иначе как самородком, такими вопросами не задается. Как тут не вспомнить высказывание А.П. Чехова: «Стать писателем очень нетрудно. Нет такого урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя». В особенности легко обмануть восприятие ребенка, который с полным доверием относится ко всему, что исходит от взрослого. И наши сочинители дуют в свою дуду, не смущаясь той чепухой, которую насыпают в уши наивным ребятишкам. Вот, к примеру, стихи от некоей «бабушки Нади»:
Захотел с икоркой блин -
Поезжай на Сахалин.
Там икры полно, не счесть,
Можно даже ложкой есть.
Может, на Сахалине еще и булки на деревьях растут? Помню, как известный наш ставропольский литератор В.И. Сляднева, впечатлившись образчиками подобного стихотворчества, буквально заходилась смехом, цитируя: «Мухи и комарики крякают! – кошмарики». «Шедевр» принадлежит, между прочим, перу члена Союза писателей России – это ли не наглядный пример того, что звание не страхует от творческих неудач.
И тут я могу со стопроцентной уверенностью сказать, что заслуживающие внимания произведения для детей мы должны искать именно в нашем литературном наследии. Оно у нас в крае вовсе не бедное и отнюдь не устарело. Стихи, к примеру, Александра Екимцева, чье имя заслуженно носит краевая детская библиотека, образные, идущие от природного естества, нужны маленькому читателю сегодня еще больше, чем вчера. Дело в том, что под влиянием технического прогресса, информационных технологий у детей формируется «клиповое» сознание, способное превратить ребенка в эмоционально бедное существо, в некоего киборга. Вот почему участники онлайн-семинара живо поддержали мысль о необходимости давать детям литературу, обращенную к душе. Чтение не ради только приобретения нужной информации, но для удовольствия, нравственного и эстетического удовлетворения – вот чего сегодня недостает нашим детям. Мне, как и остальным участникам вебинара, очень близка идея создать в крае издательскую программу «Литературное наследие», чтобы дать читателю, и в первую очередь детскому, лучшие образцы литературно-художественного творчества наших талантливых писателей, ушедших из жизни. Сегодня в фондах библиотек остались единичные экземпляры книг даже такого признанного и широко издававшегося (в свое время!) классика детской литературы, как Александр Екимцев. А вслед за ним можно назвать и другие имена: Леонид Епанешников, Михаил Усов, Виктор Колесников, Анатолий Линев, Михаил Маликов… К глубокому сожалению, забытые имена.
25 апреля 2015 года