Начальник управления А.  Сафонов отметил, что идея общественного контроля за соблюдением норм безопасности на дороге (а именно этим собираются заниматься активисты движения «Гражданский патруль») вполне импонирует интересам Госавтоинспекции и общества в целом.

Однако он категорически отверг идею выдачи удостоверений внештатных сотрудников ГИБДД активистам «Гражданского патруля». То есть ни на какие привилегии им рассчитывать не стоит.

– Мы уже не первый год, – сказал он, – взаимодействуем по вопросам безопасности на дорогах региона со многими общественными и молодежными организациями, проявляющими активную гражданскую позицию.

Не менее актуален и такой вопрос, не станет ли новая инициатива «Гражданского патруля» продолжением неформального «СТОП-ХАМа», акции которого и методы их проведения, по словам А. Сафонова, «к сожалению, не всегда носят законный характер и зачастую приводят к хамству и агрессии с обеих сторон». Напомним, что это движение, существующее с 2010 года, на общественных началах борется с нарушениями ПДД и хамством на дорогах, такими как стоянка в запрещенном месте, самозахват парковок, использование тротуаров. В принципе, оба движения хотят выполнять функции, с которыми ГИБДД не справляется. С другой стороны, провокационные методы «СТОП-ХАМа» (например, борьба за соблюдение правил переросла в драку в ноябре прошлого года в Пятигорске), в том числе и наклейки на машины, которые владельцы, на мой взгляд, правильно трактуют как порчу их частной собственности, не могут быть одобрены ни ГИБДД, ни самим обществом, ради которого они стараются.

Андрей Вертелецкий, представлявший «Гражданский патруль» на пресс-конференции в УГИБДД, утверждает, что никаких конфликтов с водителями изначально не заложено в принципах работы членов патруля. Движение действует уже во многих городах страны, а на Ставрополье заявило о своем создании и планах месяца два назад во многих СМИ. Причем, по словам А. Вертелецкого, движение еще весьма малочисленно – около полутора десятков активных членов и только готовится к регистрации. Но мой вопрос, не представляет ли оно группу неорганизованных половозрелых граждан, А. Вертелецкого обидел. Планы-то грандиозные! И на актуальную тему.

Многие из нас ежедневно видят на дорогах хамство и беззаконие. Будучи уверенными в безнаказанности, тысячи нарушителей гоняют по «встречке», паркуются на «зебре» или автобусных остановках, тротуарах. И цель «Гражданского патруля» весьма благородная – повышение безопасности на дорогах с помощью гражданских активистов и создание системной основы для борьбы с правонарушениями. Вступить в ряды может каждый желающий.

Как заявил А. Вертелецкий, уже в ближайшее время молодежные патрули будут фиксировать нарушения ПДД на улицах краевого центра и оперативно направлять подтверждающие фотовидеоматериалы в Госавтоинспекцию для привлечения нарушителей к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

А для того чтобы все делать грамотно и по закону, основам юридической грамотности их обучат сотрудники ГИБДД. Андрей Булгаков, начальник отдела исполнения административного законодательства и взаимодействия с правоохранительными органами краевого УГИБДД, отметил, что такое обучение зай-

мет совсем немного времени и доступно каждому. И уже сейчас на сайте ГИБДД есть специальная форма для обращений граждан, заполнив которую можно решить не только личные вопросы, но и, скажем так, общей безопасности.

И все-таки у журналистов есть большое сомнение, что конфликтов новым активистам удастся избежать: где-нибудь да побьют, предположили они, несмотря на провозглашенный принцип «непрямого контакта». А социальной защиты, такой как у дружинников, у членов «Гражданского патруля» нет.

Остался непонятен и такой вопрос: почему члены этой организации «заточены» только на водителей? Вразумительного ответа от представителя «Гражданского патруля» на пресс-конференции не прозвучало. А проблема, по словам А. Сафонова, есть: 45 процентов всех ДТП в краевом центре происходит по вине пешеходов.

А кто будет оплачивать членам патруля бензин? Вопросов пока больше, чем ответов на них. Тем более что недавно Первый канал рассказал о народном полицейском – велошерифе из Лондона, объявившем войну хамам и лихачам на дорогах. Методы борьбы с нарушителями сразу же принесли велошерифу популярность, и у него даже появились последователи. Льюис выехал на тропу войны, после того как его сбила машина в самом центре Лондона. Но вот что главное: полиция, конечно, принимает от Льюиса видеосвидетельства нарушений, но этим дело и заканчивается. Выписать штраф или лишить прав можно лишь в том случае, если за руку нарушителя поймал страж порядка или когда нарушение фиксирует полицейская камера. Не станет ли самодеятельность поводом для обжалований выписанных уже полицейскими документов? Опасение такое есть... 

Валентина ЛЕЗВИНА

Гроза автохулиганов: старая песня на новый лад? / Газета «Ставропольская правда» / 20 марта 2015 г.