06:36, 3 февраля 2015 года

Ставрополье нуждается в новой системе управления госимуществом

Вряд ли корректно делать однозначные выводы исходя лишь из количественных показателей – например, анализируя объемы прибыли организаций или поступлений в бюджет.  Ведь в собственности российских субъектов по преимуществу остаются предприятия, выполняющие социальные функции и занятые в тех сферах, где на добросовестность коммерческого сектора рассчитывать сложно.

Тем не менее Ставрополье нуждается в новой системе управления имуществом. Многие ранее использовавшиеся подходы уже не оправдывают себя, считает министр имущественных отношений края А. ГАЗАРОВ. В интервью «Ставропольской правде» он рассказал о том, какие шаги в этом направлении уже предприняты.

– Алексей Аленикович, начнем разговор с наиболее осязаемых результатов работы возглавляемого вами министерства в прошлом году. Сколько денег краевое имущество принесло в казну?

- В бюджет Ставрополья в общей сложности поступило 215 миллионов рублей, полученных от передачи недвижимости и земельных участков в аренду, их отчуждения и т.д.

Эту сумму можно оценивать по-разному. Но, на мой взгляд, куда важнее та работа, которая была проведена нами по анализу имущественного комплекса края и вопросов управления им. Надо сказать, что многие проблемы носят системный характер. В частности, немало «белых пятен» обнаружилось в нормативной базе, до недавнего времени оставляла желать лучшего полнота сведений о существенной части земель в крае, а много объектов оказалось доведено до крайне печального состояния. Вкупе с этим системе управления госсобственностью не чужды излишние бюрократические процедуры, низкая оперативность принятия решений и неопределенность в плане ответственности. Собственно, в 2014 году мы стали вести конкретную точечную работу по устранению всех «точек напряжения».

– Одной из таковых, кстати, всегда оставались государственные унитарные предприятия. Признаюсь, несколько неожиданным стало решение об их передаче под крыло минимущества. Насколько это логично? Ведь в каждой отрасли своя специфика…

- Здесь есть повод для дискуссии, но не для паники. Речь идет лишь о том, чтобы привести к общему знаменателю финансово-хозяйственную деятельность ГУПов. К сожалению, этой стороне вопроса не везде уделялось должное внимание. В итоге многие предприятия так хозяйствовали в последнее время, что скатились к хроническим минусам. Проверки, насколько эффективно используется гос-имущество и как идет управление активами, позволили выявить ряд фактов, свидетельствующих о неэффективном и нецелевом их использовании.

Пришло время навести порядок и унифицировать процедуру контроля за работой предприятий. Но подчеркну, министерство имущественных отношений берет на себя лишь корпоративное управление в ГУПах, которых сейчас в крае чуть более 50. Это назначение исполнительных органов, формирование бюджетов, определение ключевых показателей эффективности предприятий, принятие решений по использованию госсобственности и совершению сделок.

Стратегические же вопросы по сфере деятельности ГУПов, естественно, остаются отраслевым министерствам. Отмечу, что первые результаты реорганизации уже налицо: предприятия получили возможность более оперативно работать, так как снизилось число звеньев в согласовании их действий.

Активно работает межведомственная комиссия по обеспечению эффективности деятельности ГУПов, задача которой заключается в том, чтобы вырабатывать комплексные меры по оздоровлению ситуации на конкретных предприятиях и не запускать проблему, когда больной уже скорее мертв, чем жив. К слову, заседания комиссии открытые, их может посетить любой желающий.

– В повестку совещаний в правительстве края регулярно включаются земельные вопросы. Причем наиболее пристального внимания в этом плане требуют восточные территории края, где теневой оборот земель сельхозназначения давно стал привычным делом...

- Министерству, на мой взгляд, удалось повлиять на ситуацию. Так, находящиеся в госсобственности земли приросли 17 тысячами гектаров на востоке. Это как раз те массивы, которые постоянно служили предметом различных споров. Не секрет, что еще продолжается ряд судебных разбирательств, но мы держим происходящее под контролем.

Впервые за несколько лет министерство имущественных отношений также провело плановую проверку использования земель сельхозназначения, находящихся в собственности края. Специалисты ведомства совершили выезды на более 700 сельхозучастков, чтобы проверить, распоряжается ли арендатор землей в соответствии с условиями договора аренды и имеет ли он долги перед бюджетом. При выявлении случаев самозахвата или нецелевого использования к работе подключались правоохранители. А по долгам, конечно, нами инициированы судебные иски.

Безусловно, без внедрения единых подходов на ситуацию не повлиять. Потому в конце прошлого года при министерстве была создана комиссия по проведению инвентаризации, в состав которой вошли представители правительства и главы органов местного самоуправления. Также был утвержден трехлетний план мероприятий по регулированию оборота земель сельхозназначения. Основная цель работы комиссии – получить универсальную модель управления земельными ресурсами на Ставрополье, единую для всех территорий. Ведь сейчас в каждом муниципалитете есть свои нюансы. На деле выяснилось, что к арендаторам могут применяться совершенно разные требования, а схожие земельные вопросы на местах получают разное разрешение. Конечно, так быть не должно.

Я не сомневаюсь, что единые правила игры позволят предотвратить и конфликтные ситуации. Сейчас в большинстве случаев мы, как говорится, вынуждены «тушить пожар» и разбираться по факту. А ведь не всегда события можно повернуть вспять.

В свою очередь, сама по себе инвентаризация поможет убрать «белые пятна» с земельной карты края и обеспечить дополнительные поступления в региональный бюджет.

К слову, это только часть задуманного. Эффективное управление невозможно без полной и достоверной информации, а также высокой степени автоматизации. Существующая в крае система учета государственного имущества этим требованиям не отвечает. Потому намечен поэтапный переход от пообъектного учета к системе, которая объединит сведения об объекте недвижимости, его состоянии, правах и обременениях на него.

– Вы вкратце упомянули об удручающем состоянии многих объектов краевой собственности. Время в данном случае работает против интересов региона. Есть идеи, как решить эту проблему или хотя бы не усугубить ситуацию?

- Действительно, немало времени понадобилось, чтобы с выездами на место проанализировать состояние объектов государственной собственности. В итоге картина получилась не совсем радостная. Многие здания находятся в весьма запущенном состоянии, близком к бесхозному.

На самотек пускать ситуацию нельзя. Потому было создано ГУП «Ставкрайимущество». Предприятие в числе прочего займется обслуживанием объектов госсобственности, которые в силу тех или иных причин не вовлечены в эксплуатацию, в том числе и из-за тяжелого технического состояния. Таковых в крае достаточно, и они уже переданы на баланс ГУПа. «Ставкрайимущество» поспешило в первую очередь обеспечить безопасность на этих объектах. Все они сейчас ограждены, туда пресечен доступ посторонних.

Сейчас разрабатывается сметно-проектная документация, необходимая для запуска процесса по приведению в порядок таких проблемных объектов. Далее вопрос будет решаться, понятное дело, в зависимости от финансов. Но как бы то ни было, у нас должны быть готовы документы, чтобы при появлении любой возможности приступить к работам по ремонту зданий.

– Алексей Аленикович, в продолжение разговора не могу не спросить вас о планах по многострадальному объекту, споры о судьбе которого не прекращаются последние несколько лет. Речь о санатории «Ставрополье» на Черноморском побережье. Не секрет, что состояние его оставляет желать лучшего, а краевому бюджету просто не по силам, как говорится, вдохнуть в него жизнь. Может, было бы логично избавиться от здравницы?

- Как ранее заявлял губернатор, правительство намерено сделать все возможное, чтобы сохранить санаторий. Уже идет поиск добросовестного инвестора на условиях государственно-частного партнерства. Вопрос будет решаться без отчуждения имущества, оно однозначно останется в собственности региона.

Мы не берем на себя непосильное бремя и не обещаем инвестору привести санаторий в порядок – позволить себе траты в несколько сотен миллионов рублей и без того дефицитный бюджет края, естественно, не может. Но это объект для совместного бизнеса, если инвестор готов вкладывать деньги в согласованный с правительством инвестиционный план.

– Тем не менее необходимость избавиться от излишнего имущественного балласта у края есть. Однако мы видим, что программа приватизации на 2015 год довольно скромная…

- А она другой и не могла быть. Давайте говорить максимально честно. У края уже нет свободных и привлекательных с точки зрения приватизации активов. Потому сейчас продолжается как раз то, что вы назвали избавлением от балласта в виде тех же сараев и гаражей, оставшихся региону в наследство от кампании по приватизации жилья.

Стоимость активов края составляет около 100 млрд рублей. Я не отрицаю, что одной из важнейших задач управления имущественным комплексом является увеличение объема доходов бюджета. Но в этой сфере по-прежнему остаются две взаимосвязанные проблемы – низкие доходы от использования имущества и неэффективность механизма его приватизации.

Для решения первой проблемы необходимо отказаться от предоставления имущества края в безвозмездное пользование и перейти на возмездную основу. Но предлагать арендаторам и покупателям при этом нужно привлекательные объекты. Намного больший экономический эффект можно получить, если своевременно вложиться в ремонт и позиционирование объектов.

В свою очередь, повышение эффективности приватизации будет достигаться путем включения в проект программы приватизации не разрозненных и, по большому счету, дешевых объектов, а формируемых из них имущественных комплексов либо бизнес-единиц. Вместе с тем еще раз был поднят давний вопрос о приватизации элементов инфраструктуры края – газовых сетей, водопроводов, автомобильных дорог и т.д. Здесь позиция однозначная: в программу приватизации они включаться не будут.

– Бизнес региона ожидает кадастровой переоценки земель. Как думаете, ее результаты не станут такими же скандальными, как в прошлый раз?

- Прогнозы – дело неблагодарное. Точно, что главной особенностью переоценки должны стать публичность и открытость процесса. Потому создан совет по вопросам кадастровой оценки, куда вошли представители органов исполнительной власти, Думы края, Торгово-промышленной палаты и совета муниципальных образований. У нас большие надежды на эту структуру.

Если объяснить простыми словами, то этот коллегиальный орган будет определять совместную позицию профессионального сообщества по той или иной ситуации, конкретному земельному участку и заявителю. То есть человек получит не разъяснение (для этого ведомств и так хватает!), а общую позицию, которая может обернуться конкретным решением. Таким образом, результаты кадастровой оценки могут быть откорректированы исходя из фактических обстоятельств. И большинство претензий, возникновение которых, конечно, нельзя исключить, будет снято во внесудебном порядке.

– Напоследок спрошу о том, есть ли стратегическое видение, во что должна превратиться система управления имуществом региона через энное количество лет?

- Да, на краевом уровне утверждена концепция управления имуществом края до 2030 года. Документ включил все проблемные зоны и позволяет сконцентрироваться на выстраивании дорожной карты. Безусловно, концепция будет время от времени актуализироваться в зависимости от жизненных реалий. Но вектор задан: уровень управления имуществом на Ставрополье должен качественно возрасти уже в ближайшие годы. А вот за счет каких мер этого планируется достичь – тема для отдельного интервью.

«Вектор задан»
Газета «Ставропольская правда»
3 февраля 2015 года