24 октября отмечает 40-летний юбилей лицей № 14 г. Ставрополя – учреждение образования, известное в крае своей системой воспитания одаренных школьников.

Лицей № 14 Ставрополя

Лицей № 14 Ставрополя

Лицей № 14 Ставрополя

Лицей № 14 Ставрополя

Лицей № 14 Ставрополя

Лицей № 14 Ставрополя

В конце прошедшего августа в группе журналистов краевых и федеральных СМИ мне довелось побывать в пресс-туре, организованном управлением по информационной политике аппарата правительства СК. Мы знакомились с итогами кампании по подготовке школ к новому учебному году. Но не только. На примере лучших учреждений образования Ставрополья журналисты увидели, как реализуется в крае проект модернизации системы общего образования. За три года правительством СК в рамках софинансирования на него было выделено 299,2 млн рублей.

Первой остановкой пресс-тура стал лицей № 14 г.  Ставрополя. С журналистами встретилась его директор Валентина Медведева. Мы обошли школьное здание, сияющее свежевыкрашенными стенами. Заглянули в классы, кабинеты, столовую и медицинский блок. Увидели высокотехнологичную «начинку» – автоматизированные места учителей, мультимедийное оборудование, компьютеры последнего поколения, современное оснащение медицинского кабинета и пищеблока.

В. Медведева сообщила нам, что в октябре 2014 года лицей будет праздновать свое сорокалетие. Думается, что путь, пройденный учебным заведением за эти годы, заслуживает отдельного разговора. Этот «некруглый» юбилей отражает очень важный поиск нашего краевого образования в области обучения и воспитания одаренных детей.

При этом, заметьте, специального отбора учеников по уровню интеллектуального развития и одаренности ни былая школа № 14, ни она же с 1990 в статусе лицея себе позволить не может. Нет такого права у бюджетного общеобразовательного учреждения. А одаренные дети здесь есть! В лицее мне показали огромный список участников муниципальных, краевых, федеральных предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, фестивалей творчества и спорта, проводившихся только в 2013/2014 учебном году. В нем 534 фамилии лицеистов, почти против каждой отметка: «победитель», «призер», «лауреат», «1-е место», «2-е место». Более двухсот ребят – победители, лауреаты, призеры федеральных конкурсов, причем весьма престижных. Войти в тройку лучших на олимпиаде-2014 по физике знаменитого Московского физтеха (МФТУ) – это серьезно...

Неудивительно поэтому, что выпускники ставропольского лицея № 14 показывают высокие результаты ЕГЭ. Каждый год здесь есть «стобалльники». При всех известных строгостях проверки выпускных работ в 2014-м шесть одиннадцатиклассников и в этот раз получили на экзаменах по 100 баллов, 95 выпускников из 96 поступили в вузы. Большинство бывших лицеистов еще студентами младших курсов начинают заниматься научной работой. Избранное когда-то направление – растить интеллектуальную элиту – учебное заведение оправдывает.

За этими достижениями сорок лет целенаправленной работы педагогического коллектива, в котором сегодня трудятся учителя разных поколений. Среди восьми десятков педагогов заслуженные учителя РФ, почетные работники общего образования России, специалисты высшей квалификационной категории. Это старшее и среднее поколение. Более молодые члены педколлектива учатся или закончили магистратуру, являются соискателями ученых степеней.

Конечно, за годы существования у четырнадцатого лицея сложилась своя репутация, и родители, отдающие сюда детей, как правило, сориентированы на их интеллектуальный рост и будущую успешность. Ученики ездят на занятия в лицей со всего города. Я даже знаю случаи, когда семья специально переезжала в Ставрополь (или устраивала ребенка жить у родственников), чтобы в старших классах он учился именно здесь.

Тем не менее, как уже было сказано, тестирование при поступлении ребята не проходят, в первые классы лицей набирает их по месту жительства. А по желанию, то есть «чужих», – лишь на оставшиеся места.

Каким образом среди обычных ребятишек (в этом году набрали пять первых класса) оказывается так много даровитых, достигающих в дальнейшем высокого уровня интеллектуального и творческого развития?

Заместитель директора по научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе Елена Павлова объяснила мне это так. Педагоги лицея уже в начальной школе, в первом классе, обращают внимание на тех детей, кто способен на уроке сделать больше других, понять материал быстрее. Это проявление способностей ребенка – те «блестки», которые при обучении, ориентированном на средний уровень, часто гаснут. Способному становится скучно, интерес к учебе падает.

В лицее же его заметят, учитель будет стараться работать с ним на уроке по индивидуальному плану, подбирая особые задания. После уроков ему предложат заниматься в кружках по интересам, на II и III ступени обучения – в научных и творческих школах ( «Дописываем учебник по математике», «Решаем нестандартные задачи»), в студиях по физике, химии, биологии и т. д. На сегодняшний день дополнительные занятия для детей бесплатные. С начальной школы все лицеисты участвуют в проектной деятельности, где помимо знаний и смекалки нужны еще умение эти знания добывать самостоятельно, определенные организаторские способности, коммуникабельность.

Так вызревают самые разнообразные таланты. Практика показывает, говорят в лицее № 14, что среди детей их большинство. Главное, вовремя разглядеть способного ребенка и поддержать.

Для несведущего все это может выглядеть просто. На самом же деле система работы по развитию интеллектуального потенциала учащихся строилась в учебном заведении годами разными поколениями педагогов.

В этом поиске своей образовательной модели лицей неоднократно становился экспериментальной площадкой – сперва муниципального, затем краевого и федерального уровней.

Сегодня в основе этой модели лежат следующие педагогические подходы: проблемное, развивающее, коммуникативное обучение; проектные и игровые технологии; привлечение диалога культур; использование IT.

Экспериментальная работа привела к развитию в лицее профильного обучения и к убеждению, что в современной жизни школа должна ориентировать детей на профессиональное самоопределение как можно раньше.

Профильные классы здесь открылись еще в 90-е годы прошлого столетия одними из первых в крае. Со временем выкристаллизовались три направления профилизации: химико-биологическое, физико-математическое, социально-экономическое.

Сегодня в 8 – 9 классах лицея ребята проходят предпрофильное обучение. Начинается углубление естественно-научного направления и на уроках, и в дополнительном образовании. Школьники ищут себя, чтобы в дальнейшем определиться с профилем.

Два года в 10 – 11 профильных классах – период исключительной насыщенности для учащихся. Профилизация в избранной области требует серьезной «углубленки» в учебные дисциплины, занятий проектной деятельностью, участия в предметных и научных олимпиадах. Сверх этого многие лицеисты посещают еще и Центр для одаренных детей «Поиск», учатся в Малой медицинской академии при Ставропольском госмедуниверситете и МАН Дворца детского творчества. В лицее это поощряют.

Результаты многолетней экспериментальной работы таковы: почти сто процентов выпускников не просто поступают в вузы, но именно в профильные, где высшее образование они получают по избранному еще на школьной скамье направлению. Таким образом, в лицее дети не только развивают свои интеллектуальные способности, но и обретают понимание, как найти им применение в жизни.

Не нужно, однако, представлять себе этих ребят «мучениками науки». Невзирая на все учебные нагрузки, они, как все подростки, любят потанцевать на дискотеках, увлекаются спортом, музыкой. Помимо научных в лицее работают музыкальные, художественные, театральные студии, спортсекции. Праздники здесь проходят ярко, с выдумкой, причем педагоги участвуют в них наравне с детьми – поют и пляшут вполне раскованно...

*****

Сейчас четырнадцатый лицей является площадкой двух экспериментов. Один учрежден приказом министерства образования СК в 2012 г. Связана эта работа с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС).

Научно-исследовательская деятельность ведется на базе Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ее цель (по сути, это выполнение социального заказа государства, общества, семьи) – готовить детей к самостоятельности и прежде всего при овладении знаниями. Умение ребенка добывать их самостоятельно и использовать в практической деятельности и составляет сердцевину ФГОС. После их введения в российской школе термин «учащиеся» даже был заменен на «обучающиеся». Имеется в виду как раз то, что ребенок, конечно, под руководством педагога учится сам, обучается.

Научный руководитель проекта – кандидат педагогических наук Татьяна Черноусенко, заведующая кафедрой СКИРО ПК и ПРО. Рассчитан он на пять лет. По истечении этого срока сегодняшние пятиклассники, которые в этом году стали учиться по новым стандартам, перейдут в десятый. Проект в том числе должен помочь им определиться с выбором профильного обучения...

Второй же эксперимент – федеральный – проводится в рамках программы «Новая школа» с 2011 года. Его целью являются отработка и распространение моделей региональных программ развития образования. Проект реализуется на Ставрополье в нескольких десятках учреждений дошкольного и общего образования, что стало возможным, после того как наш край в лице министерства образования и Ставропольского краевого института развития образования победил в соответствующем федеральном конкурсе. Наряду с другими лучшими школами и детскими садами четырнадцатый лицей стал базовой стажировочной площадкой, проводит обучающие лекции и методические семинары для учителей края.

Участие школы, детсада в любом экспериментальном пилотном проекте, грантовом конкурсе – это огромный опыт для учителей и воспитателей, обмен профнавыками с коллегами, и тем ценен. Но есть и другие ценности, материальные. Как правило, участие в «пилоте» означает получение школой новой техники, улучшение ее материальной базы, возможность для педагогов повысить квалификацию на курсах. На то и рассчитано: чтобы поощрение получали лучшие, а остальные, на это глядя, тоже за ними тянулись.

Правительство СК, министерство образования и молодежной политики края многое делают, чтобы стимулировать образовательные учреждения к участию в подобных грантовых программах. Так, практически все они проводятся при краевом софинансировании.

Замечательная электронная «начинка» четырнадцатого лицея формировалась в разные годы в связи с разными выигранными грантами. Подвигая детей к участию в конкурсах, педколлектив делает это и сам.

В 2006 и 2008 гг. получили по 1 млн рублей за победу в конкурсе лучших школ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Отсюда появилось два компьютерных класса, новое лабораторное оборудование.

В 2011 году участие в качестве стажировочной площадки в уже упомянутом проекте по отработке моделей региональных программ развития образования на базе СКИРО позволило технику обновить. Получили медиатеку-библиотеку, 10 автоматизированных рабочих мест педагога, мобильный класс с 25 ноутбуками; интерактивные табло, киоск, доску.

Тогда же оказались в числе первых в крае школ, куда современное оборудование поступило уже в рамках программы модернизации общего образования: кабинет начальных классов с пятью лабораториями для изучения естествознания, кабинеты физики, географии, биологии с компьютерами и электронными микроскопами... Все это позволяет учителям работать, используя самые современные методики и технологии.

У лицея множество и других наград, одержанных побед, их можно увидеть на сайте учебного заведения. Выделю три, самые по времени последние: в 2013 – 2014 гг. дважды были занесены в Национальный реестр «100 лучших школ России», а также в нацреестр «500 лучших школ России». Престижно еще и потому, что это оценка независимых экспертов, которые отслеживают деятельность общеобразовательных учреждений по результатам ЕГЭ, итогам поступления выпускников в вузы и т. д.

Директор В. Медведева показала мне черновик своего выступления на приближающемся сорокалетнем юбилее лицея – очень короткого, на страничку. Валентина Алексеевна назвала в нем лучших учителей, отдельно – молодых, на которых вся надежда в будущем. Перечислила имена лучших учеников, которые прославили (или еще прославят) свою любимую школу в городе, крае, России. Поблагодарила самых отзывчивых и преданных родителей. А еще там есть слова: «Ни садов, ни дворцов в лицее № 14 нет, и размещается он в здании не первой молодости. Но и в старых стенах цветет и благоухает радуга новой жизни, царит научное пространство. Пространство это безгранично, как Вселенная».

И, пожалуй, лучше не скажешь.

Лариса ПРАЙСМАН

Когда под сводами лицея / Газета «Ставропольская правда» / 24 октября 2014 г.