06:50, 19 апреля 2014 года

Регентская школа в Ставрополе: ангелы поют и на земле

Каждый бывавший на службе в храме, уверена, невольно заслушивался проникновенной гармонией хора, радостно поддаваясь непостижимому очарованию слаженного многоголосья, словно уносящего слушающих в необозримые выси... Действительно, кажется, сами ангелы спустились под своды церкви, чтобы помочь человеку в постижении величия смысла и духа события Воскресения.

Однако мы видим, что ангелы эти имеют обычный человеческий облик, они совсем близко от нас, только специальный балкон для хора отделяет их от остальных участников службы. Но как же далеки они, эти земные ангелы, от мирской суеты, от тягот бытия, от повседневной рутины... Они словно из какой-то иной, недосягаемо прекрасной жизни или даже мечты.

Птицы певчие

Такое вот волшебное чудо вершит в православном храме хор. Видимо, не случайно в русском языке словом «певчие» обозначаются и певцы церковного хора, и певчие птицы. И те, и другие способны летать: одни с помощью крыльев, другие даром голоса и слова. Но у певчих в храме есть свой особый вожак – дирижер, именуемый регентом. Само понятие «регент» означает правящий, и хором правит этот человек, которого можно считать одновременно и музыкантом, и служителем церкви. Ни одно богослужение невозможно представить без участия хора, а значит, и без регента.

Вряд ли многие знают о том, что для овладения такой необычной профессией существует в краевом центре по-настоящему уникальное учебное заведение – Регентская школа Ставропольской и Невинномысской епархии. Она еще довольно молода, да и за количественным набором не гонится, здесь готовят и выпускают, если можно так выразиться, «штучный товар» – профессиональных руководителей церковных хоров. Отличительная черта школы – чисто девичий состав. А базируется она при приходе храма Преображения Господня в Ставрополе, настоятель которого протоиерей Владимир Сафонов является также директором Регентской школы. Он прошел со школой все непростые перипетии ее не столь длинной, но насыщенной событиями биографии. Кстати, батюшка сам по первой профессии музыкант, выпускник Минераловодского музыкального колледжа, так что его назначение на эту хлопотную должность явно не случайно.

- Идея возрождения масштабных духовных учебных заведений принадлежала главе Ставропольской епархии владыке Антонию (Завгородневу). Было это в конце 80-х годов ХХ века, когда в условиях притеснения церкви, ограничения ее полноценной деятельности владыка не побоялся начать обучение будущих служителей сначала на своем подворье, а затем и в специально отстроенных помещениях, – вспоминает отец Владимир. – Тут мне видятся интересные параллели с владыкой Иеремией (Соловьевым), первым епископом Кавказа: все, что он в середине ХlХ столетия заложил в момент основания епархии, потом развивалось десятилетиями. Его ум, интуиция, дальновидность способствовали развитию и укреплению духовного форпоста России на Кавказе. Владыка Антоний – это уже, конечно, другая эпоха, вторая половина ХХ века. Это был творческий, деятельный человек, любящий церковь и понимающий, что церкви нужно. Он один из первых православных иерархов почувствовал силу перемен, когда общественное мнение стало меняться в отношении к церкви. Это позволило ему здесь, в Ставрополе, на периферии Советского Союза, после всех былых гонений открыть духовное училище – кузницу кадров, в которых остро нуждались восстанавливаемые храмы.

Возрождение

Таков был первый шаг на пути к возрождению долго остававшейся закрытой Ставропольской духовной семинарии. Путь этот оказался, правда, не таким безоблачным, как представлялось. Ведь у епархии, лишившейся многих зданий, давным-давно уже не было необходимых условий для организации обучения. Зато, слава Богу, зачинателям хватало энтузиазма и, что важно, профессионального понимания проблем. В Ставрополе начали строить здание семинарии. И жизнь почти сразу подсказала необходимость создания регентских курсов: настоятели храмов уже тогда ощущали нехватку хорошо обученных регентов и певчих. Воспитание руководителей церковных хоров стало одной из важнейших задач для современной системы духовного образования. В первое время девушки-регенты и юноши – будущие священники занимались в семинарии вместе за одной партой, потом обучение стало дифференцированным, учебные программы – разными. Значительный вклад в формирование регентской школы внес доктор теологии архимандрит Макарий (Веретенников), назначенный ректором семинарии. А первым заведующим регентским отделением стал хорошо известный в Ставрополе музыкант, не один год служивший регентом архиерейского (главного в епархии) хора Сергей Кириллов. Этими людьми был заложен добротный фундамент в основание нынешней Регентской школы.

Впрочем, молодую школу уже скоро ждали и первые испытания, когда занятия стали проводиться при полуразрушенной Крестовоздвиженской церкви (на ул. Голенева), буквально в старой избушке. Конечно, эти помещения были не приспособлены ни для учебы, ни для проживания студенток, нуждавшихся в общежитии. Пережив нескольких сменявших друг друга руководителей, регентское отделение на несколько лет оказалось и вовсе закрыто. Как признается отец Владимир, успевший тогда немного послужить заведующим учебной частью, школа тяжело шла к своему настоящему возрождению. Да это и понятно: регентское образование само по себе непростое, требует особых условий и больших индивидуальных усилий как ученика, так и педагога. Но на тот момент у огромной епархии, называвшейся сначала Ставропольской и Бакинской, потом Ставропольской и Владикавказской, было слишком много забот.

Пройдет еще целых пять лет, прежде чем регентское отделение вновь откроется, теперь на территории только что возвращенного епархии храма Преображения Господня, занятого ранее военным госпиталем. Отделение, кстати, именовалось тогда школой регентов и псаломщиков, заведовать которым назначен был протоиерей Виктор Нецветаев. А выпускник Ставропольской семинарии священник Владимир Сафонов успеет окончить еще и Московскую духовную академию, прежде чем в феврале 2004-го по благословению тогдашнего архиерея владыки Феофана (Ашуркова) будет направлен на должность настоятеля Преображенского храма и руководителя регентского отделения. Пришлось молодому батюшке одновременно решать две равновеликие и сложные задачи: восстанавливать запущенный храм к нормальной жизни и обустраивать учебу регентов.

Преображение

Сегодня, глядя на неузнаваемо изменившийся облик храма, на прилегающую к нему ухоженную территорию, на каким-то чудом посветлевшие, избавившиеся от вековой копоти мощные стены старинного строения, трудно поверить, что всего десять лет назад тут было все просто в удручающем запустении, что церковь, расположенная едва ли не в центре города, вызывала впечатление глухой окраины... Теперь храм Преображения Господня, пережив истинное преображение, радует глаз оригинальной росписью интерьера, блеском новых колоколов, а классные комнаты студентов – трогательной чистотой, не только внешней, но и внутренней. Здесь и по коридору хочется идти тихонько, на цыпочках, чтобы не нарушить священную тишину, в которой звучат ангельские голоса...

Наличие музыкальных дарований обязательно при поступлении в школу. И хотя далеко не все девушки приходят с уровнем подготовки обычной музыкальной школы, музыкальную грамоту успешно осваивают все, но по индивидуальному плану. Недаром число преподавателей здесь едва ли не превышает число воспитанниц! У каждой ученицы свои преподаватели по вокалу, дирижированию, фортепиано.

- То есть мы, вообще-то, очень дорогие! – улыбается отец Владимир. – Обучение, безусловно, затратное, но иначе нельзя. Правда, у школы пока нет государственной аккредитации, устанавливающей для учебного заведения государственные стандарты. Потому что не решен главный вопрос: как включить духовное образование в рамки государственного, светского? Кто будет формировать программы – церковь или чиновники Мин-образования? Споры об этом ведутся не один год. Да, нам интересен методический опыт отечественной светской школы, но у нас есть свои особенности. Регентская школа, по сути, соединяет в себе светскую музыкальную и богословскую составляющие. Как руководитель чувствую необходимость нашей легитимности в современном обществе.

Нередко к отцу Владимиру приходят музыканты-педагоги, желающие работать уже не совместителями, как бывало несколько лет назад, а на постоянной основе. Люди осознали важность такого учебного заведения. Он же озабочен тем, сможет ли обеспечить им достойные условия труда. Между тем спрос на уникальное образование налицо. Ежегодно в Ставрополь приезжают овладевать регентским искусством одаренные девушки не только из нашего края, но и из самых разных регионов России – Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарского края, Ростовской области, Молдавии, Чебоксар… Объясняется это крайне малым количеством таких школ в России. Вот и находят девчата дорогу в Град Креста. Первокурсница Наталья Пичахчи, уже имея профессию экономиста, поступила в школу из Железноводска. Ей очень нравится здесь учиться, особенно увлекает дирижирование. Интерес девушки не случаен: с детства вместе с мамой приходила в храм, помогала приходу. И вот на три года нужно полностью погрузиться не просто в учебу, но и в жизнь Преображенского прихода. На вопрос, не скучно ли жить и учиться в одном месте, Наташа отрицательно качает головой:

- Что вы, у нас так много событий каждый день! Недавно в честь Дня православной книги к нам приходили сотрудники краевой библиотеки с интересными старинными изданиями, да и сами мы часто выступаем в городе, нас приглашают музеи, художественная галерея, вузы.

От литургики до английского

Ученицам школы не просто нравится петь, видя, с каким особым чувством люди слушают их. Хочется и самим создавать свои хоры по примеру любимых преподавателей. Потому и не жалеют времени на репетиции, чтобы еще лучше звучали песнопения в храме. В течение Великого поста студентки участвовали в службах постоянно, ну а самая ответственная и сложная, конечно, Пасхальная, когда надо особенно постараться передать всю радость, торжественность праздника.

В учебной программе школы есть и богословские, и церковно-практические дисциплины: основы вероучения и нравственности, история церкви с древнейших времен, Новозаветное Писание – Евангелие, история Русской церкви. Профилирующими по праву считаются литургика и богослужебные практики. Обязательна филологическая составляющая – церковно-славянский и не так давно добавленный английский языки. Ну и, конечно, мощный блок музыкальных предметов: послушания на клиросе и весь набор для формирования профессионального музыканта – теория музыки, сольфеджио, гармония, анализ музыкальных форм, музыкальная литература. Количество часов, нагрузки – в соответствии со стандартами музыкального колледжа. Обязательны индивидуальные занятия по вокалу, фортепиано, дирижированию, хор учебный и хор богослужебный. Шесть раз в неделю собираются на хоровые занятия, это кроме пения на клиросе. В общем, загружены девчата весь день, да многие еще и дополнительно в свободное время занимаются.

Проучившись три года, выпускницы распределяются служить по приходам. Некоторые, успев выйти замуж за семинаристов, едут вместе с мужьями-батюшками к месту служения. Этот вариант, по сути, идеальный, поскольку такая молодая пара составляет прекрасный тандем для церковного прихода. Другие девушки едут по заявкам благочиний, тут главное условие, что им гарантируют жилье и приличную зарплату. Например, Марфа Чуйгук из Тырныауза (Кабардино-Балкарская Республика), поступившая в школу после юридического колледжа по примеру подруги, готовится нынче, сдав выпускные экзамены, ехать в Пятигорскую епархию. И только спустя два года девушки получают наконец диплом об окончании Регентской школы. Вот такая своего рода «интернатура» получается.

Путь избранных

За десять лет в школе сформировался и профессионально, и человечески крепкий педагогический коллектив. Все эти годы вдохновенно трудится заместитель директора по воспитательной работе матушка Ирина Николаевна Афанасьева, сама прекрасный практикующий регент. Замечательный специалист – кандидат искусствоведения Инна Мельникова, знаток народной музыки. При этом следует понимать, что здесь не просто поют, совершенствуя вокальные данные. Певческая культура православия старинная, воспитавшая многие поколения.

- Для верующего человека пение – главная характеристика мира ангельского, – поясняет отец Владимир. – Как ангелы живут? Они постоянно прославляют Господа. Актуальность певческих навыков неоспорима, иначе мы просто перестанем быть православными. Когда мы хотим что-то выразить, мы поем и в радости, и в печали. К сожалению, процессы секуляризации в значительной мере отучили народ от этих навыков. Но пора возвращаться к традиции хорового пения, несущей серьезную социальную функцию. В хоре люди учатся слышать друг друга, а это очень важно! Кстати, у нас в крае эти традиции хорошо развиты. Достаточно вспомнить известного ставропольского педагога и композитора Василия Дмитриевича Беневского… Вот почему сегодня мы взаимодействуем и дружим со многими музыкантами Ставрополя.

Непосредственное соседство общежития и храма делает жизнь прихода повседневной жизнью студенток. И это правильно, считает отец Владимир: девушки видят работу священника конкретно – и в облачении на амвоне, и в рабочем кабинете; а участвуя в заботах о храме, постоянно общаясь с прихожанами, в некотором смысле освобождаются от возможных неверных представлений о жизни церкви. С самостоятельным становлением Регентской школы не утрачена ее связь с семинарией, студентки и семинаристы часто сообща проводят свои мероприятия, организуют общественно значимые благотворительные акции. Кстати, это нередко способствует созданию семей, впрочем, в последние годы тенденция изменилась, теперь церковная молодежь активнее выходит «в свет», за ограду церкви.

- Наши потенциальные абитуриенты – в церковных общинах. Там, где берет начало осознание церкви как единого богочеловеческого организма. Там, где человек проникается мыслью, что церковь – это Тело Господне, что Он – Глава, а мы – Его члены, – размышляет отец Владимир. – Понять это, принять – удел немногих… О таковых в Евангелии сказано, что стали они на путь избранных…

Кто услышал зов Божий

Отец Владимир полагает, что настало время большей самостоятельности церковных приходов, они центры духовной жизни, им содержать и регентов, и других многочисленных сотрудников общин. Руководитель школы как истинный служитель церкви не сомневается: всякий человек, посвятивший себя Богу, не останется «холодным и голодным». При всей строгости порядков, действующих в школе, здесь более всего ценится один из важных даров личности – свобода. Педагоги во главе с отцом Владимиром стараются создать такие условия, чтобы человек-ученик чувствовал не зависимость от человека-учителя, а свою внутреннюю ответственность перед Богом.

- К нам приходят те, кто услышал зов Божий. И мы рады, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, школа успешно существует благодаря поддержке и вниманию руководства епархии, лично владыки Кирилла. Обучение, проживание, питание – все бесплатно! Студентки получают стипендию, хоть и небольшую, но все же на карманные расходы хватает. Будет возможность – обязательно добавим. Рискую показаться несовременным, но считаю, что если мы встанем на путь зарабатывания денег, то это будет уже другая организация. Если бы вдруг какие-то средства от школы пустить в производство, я бы тогда стал бизнесменом и, думаю, добился бы неплохих финансовых результатов. Но я хочу быть воспитателем, настоятелем, священником, пастырем, духовником, для этого я более 20 лет назад пошел учиться в семинарию...

Приучая воспитанниц к жизни по-настоящему православной, церковной, батюшка сам ежедневно выступает им в этом первым примером. Кстати, немало помогает ему супруга Светлана, тоже музыкант, профессиональный дирижер, они и познакомились у С. Кириллова в архиерейском хоре. А когда отца Владимира направили в Регентскую школу, его молодая матушка сразу вызвалась преподавать. Ему же в силу природной скромности казалось, что их семьи здесь слишком много, старался, как он выражается, минимизировать ее участие... Но без матушки Светланы невозможно представить руководимый ею учебный хор, да и кто лучше нее подготовит новые концертные программы, с которыми студентки часто выезжают на различные общественные акции. В дни Великого поста, например, хор школы выступал в Ставропольском государственном музее-заповеднике на встрече, посвященной 700-летию святого преподобного Сергия Радонежского и 25-летию Регентской школы. Проникновенное исполнение духовных песнопений в музейном зале нашло, как всегда, горячий отклик аудитории, восхищенной нежным звучанием ангельских голосов. Встреча, по всеобщему признанию, дала возможность всем ее участникам проникнуться светлыми чувствами грядущей Святой Пасхи.

«Ангелы поют и на земле»
Газета «Ставропольская правда»
19 апреля 2014 года