07:37, 5 февраля 2014 года

Ставропольский тренер Олег Василенко: размышления о жизни в футболе

Многолетнего флагмана краевого футбола ФК «Динамо» (Ставрополь) лихорадило так долго и настолько сильно, что в конце концов он исчез с футбольной карты страны. Но не из памяти народной: команды нет, а люди-то остались! Болельщики уже привыкли к тому, что сначала лучшие, а затем практически все подряд ставропольские игроки и тренеры в поисках футбольного счастья колесят по городам и весям нашей необъятной державы, давно уже не ограничиваясь соседним Краснодарским краем. С одним из наших земляков, Олегом Василенко, успешно проявившим себя на тренерском поприще «на чужбине», мне посчастливилось пообщаться. Специалистам его имя известно хорошо, болельщики, в том числе и ставропольские, о нем тоже наслышаны (обстоятельные интервью с ним опубликовали газеты «Спорт-Экспресс» и «Советский спорт»).

Не совсем как у всех

Олег Василенко родился в Ставрополе в 1973 году, здесь же начал заниматься футболом. Тяжелая травма не позволила ему наиграться вволю, но расстаться с любимым делом он не смог и в двадцатилетнем возрасте переквалифицировался в тренеры. У многих ли из наших земляков имеется тренерская лицензия pro? У Василенко она есть.

- Моим первым наставником в ставропольской ДЮСШ № 4 был Евгений Зубенко, потом Михаил Аракелян и уже ушедший от нас Владимир Насонов. Когда дорос до уровня училища олимпийского резерва, футбольную науку постигал у Николая Швыдкого. Успел поиграть на первенстве края за михайловский «Витязь». Тяжелая травма поставила крест на мне как на футболисте, но не на футболе. Когда у меня были уже определенные успехи в городе и крае, меня пригласил на собеседование тогдашний председатель краевой федерации футбола Геннадий Тиранов. Посмотрел мои планы работы - несколько папок с задокументированными годами тренировок, которые я пытался систематизировать в стройную логическую схему, по-видимому, оценил и рекомендовал для работы в интернате. Так я начал работать в училище олимпийского резерва (УОР) в тандеме со Швыдким, где оказался самым молодым тренером, начавшим работать в интернате. И на спортфак СГУ я поступал, чтобы остаться в футболе, стать тренером. Других целей тогда перед собой не ставил.

То, что тренерский хлеб так просто не дается, он понял сразу: приходилось, как завещал великий вождь, много учиться. Опять же Николай Васильевич (Швыдкий) ненавязчиво подсказал, что вникать во все нужно здесь и сейчас, вскрывая последовательно пласт знаний за пластом, ибо потом времени ни на что не хватит. Покупал специальную литературу, анализировал, спорил, экспериментировал. Лучшим временем для самосовершенствования до сих пор считает ночные часы, когда никто не мешает. Первой задачей, которую он перед собой поставил, было работать в интернате. Ее он решил. Затем нацелился на Высшую школу тренеров (ВШТ). В 2003-м поступил, в 2005-м окончил. Большинство из того выпуска сейчас работают либо учителями физкультуры, либо сменили род деятельности. У Василенко сложилось - он стал тренером с именем. С годами пришло понимание, что работа тренера сродни работе хирурга. Чтобы научить ребенка любому, даже простому действию, скажем, правильно сделать передачу мяча «щечкой», нужно хорошо быть подкованным в теории, дабы не навредить юному спортсмену, который безоговорочно верит наставнику. Он это внутренне понимал и приходил в библиотеку, брал серьезные книги по физиологии и биохимии, потому что все процессы в организме взаимосвязаны. Он считает, что тренер должен не только знать, как научить правильно ударить по мячу, но и глубоко понимать весь процесс, чтобы свести к минимуму ошибки в подготовке. «Учиться - значит ошибаться», - так любил говаривать Швыдкий. Обучая других, учился сам - двигался дальше, беря с собой полезное и отсеивая вредное.

Потом его пригласили тренировать команду СГУ. Это Сергей Барабаш порекомендовал ректору Владимиру Шаповалову молодого специалиста. С этой вузовской мини-футбольной командой он выиграл чемпионат края, прошел финальный этап Юга России в Элисте и заслужил право играть во второй лиге. Они стали бронзовыми призерами всероссийского первенства. С тогдашним деканом спортфака Владимиром Магиным они даже вынашивали проект открытия на базе спортфака детской школы.

- Но тут мне поступило предложение поработать в ДЮСШ ЦСКА. От такого не отказываются, тем более что моей целью всегда было двигаться дальше. Было это уже в эпоху Гинера. А потом возник вариант поработать помощником во второй лиге в сочинской «Жемчужине», что было очередным шагом вперед.

Правда, с первого захода поработать в Сочи не получилось - денег на амбициозный проект не нашлось. И его пригласили в «Родник» из Тихорецкой. Это была команда так называемой третьей (любительской) лиги.

 

Учиться полезно всегда

Как мы уже знаем, Василенко окончил Высшую школу тренеров. Добавим, что с отличием; был на стажировке во Франции и Швейцарии. Получая диплом, постарался запомнить свои ощущения - тогда он думал, что сбылась мечта. Но затем возник резонный вопрос: а что же дальше?

- Тут как раз позвонил Женя Бушманов, сказал, что со мной хочет встретиться Александр Тарханов, бывший старшим тренером раменского «Сатурна» у самого Бориса Петровича Игнатьева! Обо мне услышали хорошие отзывы в ВШТ и предложили поработать в «Сатурне». Это была команда премьер-лиги, и там я был готов работать в любом качестве. С Бушмановым я четыре с небольшим года проработал тренером дубля. А затем снова позвонил вице-президент «Жемчужины» Дмитрий Якушев, сказал, что у них все по-серьезному, и вновь предложил поработать в Сочи. А нам как раз в «Сатурне» удалось создать весьма боеспособный коллектив, боровшийся за медали: получилось сложить наработки нескольких лет в единый пазл, получилась система - то, о чем мечтает каждый тренер. Я шел к этому целых 12 лет! Бросить никак не мог, для меня это тогда была очередная цель, ведь удалось на практике реализовать свою программу, которая давала результат! Тогда даже на игры дубля «Сатурна» в Москве и в Раменском собирались известные специалисты, агенты да и просто болельщики. На нас ходили! Я по-человечески объяснил это Якушеву и поблагодарил за понимание. Сказал, что если все будет актуально и в конце сезона, то я готов буду к новому разговору, если нет, значит, не судьба. По завершении сезона я официально вступил в должность главного в «Жемчужине» с задачей вывода ее в первый дивизион.

 

Проект «Жемчужина-Сочи»

В 2009 году победу в южной зоне второго дивизиона одержала сочинская «Жемчужина» с главным тренером Олегом Василенко, признанным по итогам сезона лучшим тренером зоны «Юг». В самом начале сезона, когда до приятных признаний было еще ох как далеко, на встрече с руководством клуба и футболистами Василенко заявил, что они будут выходить в первый дивизион только по игре, чтобы за свой выход им не было стыдно. (Варианты, по-видимому, были. Болельщики со стажем, не сомневаюсь, смогут припомнить не один «странный» случай повышения в классе. - С. В.)

- Хорошо, что руководство команды в лице президента клуба Дмитрия Якушева и вице-президента Максима Уварова мне поверило, за что я им благодарен. На первую нашу игру пришли всего 500 человек, а рекорд сезона был больше 15 тысяч болельщиков на игре. Задачу же мы решили за шесть туров до окончания чемпионата. А вот понял я, что сможем ее решить, когда в Ставрополе мы выиграли 4:0. Ко мне тогда подходили земляки, интересовались, правда ли, что мы играем за двойные премиальные. А мы просто играли. Я всегда рассуждал так: медали бывают только в премьер-лиге, остальное все - жетоны. Но этими золотыми жетонами я очень горжусь.

В следующем сезоне сочинская дружина под началом Василенко финишировала пятой в первом дивизионе. По-видимому, от наставника ожидали большего и после ряда неудачных игр от его услуг решили отказаться. Василенко воспринял это, как и большинство тренеров, философски. Говорит, что ему интересно было работать в Минске с «Динамо», но там результат требовался немедленно, и ему просто не дали времени. Интересно было в дубле Краснодара, где нужно было сделать связь между дублем и главной командой. После первого круга он принял команду на последнем месте, а по итогам второго они стали третьими - получилось!

- Когда видишь результаты своего труда, это всегда интересно. А поработать во второй лиге, чтобы команда просто там была, мне не интересно, не вижу смысла.

Затем им заинтересовалось руководство клубов «Локомотив-2» (Москва) и «Анжи».

В Дагестане с Мистером

Усилить тренерский штаб в Махачкале Василенко было куда интереснее. Шанс поработать помощником у Гуса Хиддинка выпадает не часто и далеко не каждому.

- Он потрясающе простой человек. Возможно, я скажу банальность, но чем человек значимей, тем он проще. Мистер Хиддинк очень глубокий человек - и по жизни, и в профессии. Мы разговаривали с ним на английском. Моих скромных познаний в «инглише» вполне хватало для общения без переводчика. Если же требовалось обсудить детали, здесь нам помогали уже профессиональные переводчики. Я реально почерпнул у Хиддинка очень много и благодарен судьбе, за то что дала поработать с ним и с такими большими мастерами, как Самюэль Это’О, Лусине Диара, Роберто Карлос, Мубарак Буссуфа, Юрий Жирков, Володя Габулов - игроками суперкласса. Именно тогда я уяснил, что чем большего человек добился, тем он проще. Там был прекрасный коллектив, думаю, поэтому мы и достигли каких-то результатов. (Вовсе не каких-то: «Анжи» был призером чемпионата России и финалистом Кубка. - С. В.). Когда было награждение в РФС, сам Фабио Капелло надевал нам бронзовые награды за чемпионат и серебряные за Кубок. Мог ли я себе представить подобное несколько лет назад?

- Как понимать происшедшую с командой метаморфозу? Что это было - один сезон Керимова? Он охладел к футболу?

- Мне сложно говорить об этом, потому что я уехал оттуда. Не могу сказать, чтобы Сулейман Абусаидович охладел, - тогда не было бы ни команды, ни определенной трансферной политики...

- Может, просто показал, как оно может быть, а потом призвал добиться того же с местными воспитанниками?

- Наверное, это все-таки какое-то стечение обстоятельств. Экономические проблемы предприятия генерального спонсора, вероятно, сказались. Мне сложно со стороны судить. С господином Керимовым мне доводилось общаться. На мой взгляд, это потрясающий человек, его уважают все. Он мудрый и сильный, надеюсь, «Анжи» с его помощью временные трудности преодолеет.

- Как возник вариант с «Уралом»?

- В мае 2013 года мне предложили попробовать поработать главным в этом клубе. Когда сказал об этом руководству «Анжи», Хиддинк был категорически против. Приятно, что мои профессиональные и человеческие качества получили столь высокую оценку у этого большого специалиста. Тогда я просто поднял вверх руки и продолжил работать в «Анжи». В зимний перерыв вопрос возник снова, а у меня как раз заканчивался контракт, и нужно было определяться. Желание попробовать себя на самостоятельной работе в премьер-лиге было очень сильным, ведь это то, к чему я стремился и так долго шел. После финала Кубка я подошел к Хиддинку и рассказал о принятом решении. Он пожелал мне удачи и сказал, что ему было приятно со мной работать, но он прекрасно меня понимает - мне нужно двигаться вперед.

Проблемы в «Урале» стали возникать уже во время предсезонной подготовки. Василенко как человек неглупый понимал, что идти в команду, которая не будет усиливаться, - это утопия, проще было бы остаться на уже «нагретом» месте. Но его заверили, что комплектование обязательно будет. На сборах в Австрии «Урал» жил по соседству с «Анжи», и ему предлагали вернуться обратно. Не сделал этого лишь по этическим соображениям - он же только что подписал контракт. Но как вступили в чемпионат с проблемами, так и играли.

- Мне сложно в «Урале» было сказать футболистам, что наша задача - занять 12-е место. Старательно подыскивал другие слова.

Когда он уходил из «Урала», команда была на 13-м месте (зона переходных матчей), место одной ступенькой выше позволяло сделать это без переходных игр.

- Стремительно надвигается чемпионат мира 2014 года в Бразилии. Каковы шансы сборной России на нем?

- Мистер Капелло проделал хорошую работу, в сборной сыграны хорошие игроки, начал пробовать молодежь. Команда стабильно прошла отборочный этап. Сложно предположить, что нас ждет, там априори нет слабых команд. Надеюсь, мы выйдем из группы.

- А перспективы национальной сборной на «домашнем» чемпионате мира 2018 года?

- Они есть. Имеется много одаренных, талантливых футболистов. Только надо не забывать, что любой талант должен быть подтвержден трудолюбием. Жизнь показывает, что далеко не все могут справиться с соблазнами и добиться тех результатов, которых могли бы. Сейчас есть Александр Кокорин, Федор Смолов, Олег Шатов. Это весьма перспективные ребята. Надеюсь, еще подрастут дарования.

- В родные пенаты не тянет?

- Каждый отпуск приезжаю домой, интересуюсь местными футбольными делами постоянно. До сих пор не могу смириться с тем, что футбол в Ставрополе практически умер. Просто не могу поверить в это. Для меня ставропольское «Динамо» - это клуб всей моей жизни. Помню, как очередь в кассы тянулась до пятой школы, когда приехали киевские одноклубники. На игры первой союзной лиги собиралась полная «коробочка». После игры люди не пользовались общественным транспортом, расходились пешком, обсуждая перипетии встречи. Это было удивительное социальное явление, помогавшее буквально всем. Я не предлагаю вернуться в прошлое, все развивается. Но вернуть и приумножить хорошее, на мой взгляд, очень важно. Лучше собирать людей на стадионе, чем по подворотням и притонам. Понятно, что сейчас и молодежь «не та», и технологии шагнули намного вперед. Все «сидят» в Интернете, а живого человеческого общения стало меньше. С футболом немножко злое и обиженное общество просто обязано стать другим. Переживаю за ставропольские команды «Кавказтрансгаз» и «Машук». У наших географических соседей - Ростовской области и Краснодарского края - общая спортивная составляющая значительно сильнее нашей, в том числе и в игровых видах спорта. Почему у нас не так? Вопрос, конечно, интересный, в смысле, риторический. В юности мы плотно общались с представителями других видов спорта. Нынешний краевой спортивный министр Игорь Лавров, безусловно, помнит о том, как им было в свое время тяжело. И если он сможет помочь спортсменам, хотя бы немного облегчить процесс «выживания», будет большой молодец.

- Реноме ставропольского футбола поддерживается хотя бы на детско-юношеском уровне...

- Здесь тренерам, работающим с детьми, памятники ставить нужно. Я через все это проходил, понимаю, насколько это сложно. Все идет через какой-то напряг, но эти люди не сдаются. Здесь сложнейшие условия, и все равно ежегодно беззаветные наши тренеры выращивают все новые и новые таланты. Думаете, Дмитрию Савенко, Роману Манушину или Анатолию Соснову медом здесь намазано? Футбольным школам сложно, но они работают. Жаль, что затем их воспитанники уезжают в краснодары-ростовы-волгограды, потому что здесь совершенствоваться негде! Обидно. Можно и нужно создать в Ставрополе команду, которая не только играла бы, но и помогала бы этим детским школам.

- Сами-то тоже не здесь трудитесь...

- Никогда не исключал возможности поработать в Ставрополе. В декабре я получил лицензию pro, были предложения от команд второго дивизиона, но я пока решил взять паузу. Мне хотелось бы поучаствовать в каком-нибудь интересном проекте.

- И чем заполняете эту паузу?

- Например, полезными поездками. Недавно по приглашению моего друга Хон Мен-Бо побывал в Южной Корее. Сейчас он является главным тренером сборной этой страны, с командой которой Россия будет играть в группе на чемпионате мира. А в 2002 году он был капитаном той команды, которая стала бронзовым призером «на мире» (четвертое место), в 2012 году - главным тренером олимпийской команды в Лондоне (бронзовый призер Олимпиады). К слову, когда Хон Мен-Бо был на стажировке в «Анжи», я предсказал, что он будет главным тренером сборной. Он не поверил, но так и случилось. Буду за него переживать. Никогда не был в восточных странах, впечатления очень яркие. Сейчас корейцы очень сильно развиваются в футбольном плане. У них есть две особенности: высочайший уровень организации любого процесса и всегда все делать по максимуму. Мне хотелось бы, чтобы на чемпионате мира в Бразилии Россия и Южная Корея «бортанули» бы в группе Бельгию и Алжир. Почему нет?

«Принцип поступательности Олега Василенко»
Газета «Ставропольская правда»
5 февраля 2014 года