Павел Сипатый: все заявления, поступившие в военную прокуратуру, обязательно проверяются
В нынешнем году увеличилось общее количество преступлений, в том числе связанных с внеуставными взаимоотношениями и незаконным оборотом наркотиков (причем по обоим параметрам наблюдается значительный рост).
- Да, казалось бы, пресловутая «дедовщина» должна уже уйти в прошлое, но, к сожалению, не исчезает из сводок, – говорит Павел Александрович.
Так, в части, дислоцированной в селе Московском Изобильненского района, один боец возомнил себя самым крутым, избивал сослуживцев и вымогал деньги. У десантников же двое контрактников «воспитывали» срочников палками. Отбили парням селезенки, причинив тяжкий вред здоровью. По всем фактам возбуждены уголовные дела, и даже есть приговоренный к реальному сроку наказания. Но примечательно, что в нынешнем году не было случаев криминальной гибели военно-служащих.
Кстати, о контрактниках. Как полагает П. Сипатый, вокруг них складывается не очень хорошая ситуация. Те, кто пришел работать в войска, первые месяца четыре не получают никаких денежных выплат и вынуждены писать рапорт на увольнение. Причем людям, несущим «вахту» в частях постоянной боевой готовности – десантникам и спецназовцам, элементарно нечем кормить свои семьи. И происходит это на фоне широко проводимой в стране кампании по реформированию Вооруженных сил и созданию профессиональной армии! Проблема, по мнению военного прокурора, кроется в порядке обеспечения денежным довольствием, который ввел еще бывший министр обороны Анатолий Сердюков. А схема здесь такая. Документы на новичка, «включенного» в часть, направляются в штаб Южного военного округа, оттуда – в Главное управление кадров Минобороны и затем уже в Единый расчетный центр министерства. Как раз за три-четыре месяца бумаги и проходят этот путь. А человек участвует в учениях, бегает, стреляет, прыгает с парашютом, ездит в командировки по республикам Северного Кавказа. Ежедневно рискует здоровьем и жизнью. Без копейки. Такая вот «реформа». Какова же реакция военной прокуратуры Ставропольского гарнизона?
- Мы активизировали работу по установлению военнослужащих по контракту, не получающих денежное довольствие, – рассказывает Павел Сипатый. – Ведь по разным причинам не все обращаются к нам за помощью, да и командиры некоторых частей не заинтересованы, чтобы подобная информация стала известна надзирающему органу.
Сейчас, защищая интересы бойцов, военпрокуратура подала в Ставропольский гарнизонный военный суд в порядке статьи 45 ГПК РФ (участие в деле прокурора) более десятка заявлений. Ответчиком здесь определен Единый расчетный центр Минобороны. И уже начались судебные заседания, причем, надо отметить, проходят они в положительном ключе: ответчик старается еще до судебного решения перечислить все положенные выплаты контрактникам.
Конечно, беседуя с военным прокурором, мы на нынешней волне уголовного преследования высоких чинов из Минобороны не могли обойти тему коррупции в армии. Так вот, в ряде частей Ставропольского гарнизона выявлено пять фактов сокрытия в декларациях о доходах сведений о квартирах, машинах и даже катера. «Стесняющихся» откровенничать должностных лиц предостерегли о недопустимости нарушения закона. Кроме того, прокурорские работники внесли их командирам представления с требованием рассмотреть поведение подчиненных на антикоррупционных комиссиях в подразделениях. К слову, эти комиссии также решают вопрос и об утрате доверия. Правда, на сей раз обошлось без жестких мер: армейские чиновники раскаялись, и их простили.
А недавно Ставропольский гарнизонный военный суд оштрафовал офицера части внутренних войск на 2 миллиона 200 тысяч рублей за взятки. Мы уже писали об этой истории (см. «СП» от 08.05.2013 г. – «Командирская «премия»). Суть вот в чем. По итогам прошлого года военнослужащие-контрактники получали премии от 80 до 90 тысяч рублей. Майор, командир группы обеспечения в/ч № 5559, выбрал себе несколько «жертв» из числа подчиненных и, используя служебное положение, вымогал с каждого от 10 до 40 тысяч. При личной беседе заявлял, что если сильно захотеть, то денег солдатик не увидит совсем. Однако есть выход: командир все-таки включит контрактника в «поощрительный» список, но должен получить откат. В противном случае командир угрожал взысканиями и последующим увольнением. Общая сумма полученной майором мзды составила более ста тысяч рублей. В апреле 2013-го военная прокуратура Ставропольского гарнизона выявила этот факт, направила собранные материалы в следствие и в суде поддержала государственное обвинение по уголовному делу.
Больная тема – наркомания. П. Сипатый сообщил, что люди в погонах смертельное зелье, в частности курительные смеси, приобретают, употребляют и даже реализуют. В основном это происходит в железнодорожных войсках и спецназе. В 2013 году выявлено шесть контрактников и служащих по призыву, совершивших такие преступления, все они осуждены. В том числе и к реальным срокам наказания.
Безусловно, интересная тема – государственный оборонный заказ. Здесь военная прокуратура выявила многочисленные нарушения закона при проведении ремонта и реконструкции зданий на территории гарнизона. Одна из иллюстраций – ремонт общежития для военнослужащих в 247-м десантно-штурмовом полку, дислоцированном в краевом центре. Как поведал Павел Александрович, Минобороны заключило контракт со ставропольским филиалом ОАО «Славянка», а тот, в свою очередь, с субподрядчиком – местной коммерческой организацией. Все работы на 130 миллионов рублей этой фирмой были выполнены, а «Славянкой» приняты и оплачены. Но военная прокуратура привлекла для контрольных обмеров специалистов Росфиннадзора по СК, в результате чего обнаружились любопытные факты. Оказалось, что уже оплаченные работы завышены субподрядчиком почти на 5 миллионов рублей! То есть государственные деньги коммерческая фирма получила сполна, но вот именно на такую сумму чего-то «недоделала». А «Славянка» отнеслась к этому невнимательно и не заметила подвоха. Сейчас прокуратура направила материалы в следственные органы.
Есть пример, когда уголовное дело было возбуждено по аналогичному факту – завышение объемов работ на 22 миллиона рублей. Речь идет о построенном в Михайловске жилом доме для военнослужащих. Здание было принято в эксплуатацию, но при контрольных обмерах установлено: в нем отсутствуют унитазы, электроплиты и прочие блага цивилизации. Московская фирма, выполнявшая работы, быстренько из края ретировалась. А когда начали разбираться, узнали, что она банкрот, руководство найти невозможно (по неофициальным сведениям, кто-то из директоров уже за границей). В итоге уголовное дело заведено на начальника отдела капитального строительства той воинской части, для которой дом и строился.
П. Сипатый характеризует Северо-Кавказский регион как весьма сложный и считает, что серьезный упор надо делать на противодействие терроризму и экстремизму в войсках, а также обеспечение боеготовности. «Прокурорские» вместе с органами безопасности регулярно проводят соответствующие проверки и не менее регулярно выясняют, что защищенность объектов не всегда на должном уровне.
И еще. Я уже рассказывал, что надзорный орган особое внимание уделяет защите прав граждан в порядке гражданского судопроизводства. В нынешнем году удовлетворено 16 исков родственников солдат и офицеров, без вести пропавших в годы Великой Отечественной. Прокуратура добилась признания их «погибшими при исполнении обязанностей военной службы», чтобы родные и близкие воинов могли получать соответствующие социальные гарантии.
Павел Сипатый также обратил внимание на то, что в военной прокуратуре Ставропольского гарнизона круглосуточно работает телефон доверия: 8 (8652) 71-10-96. По этому номеру военнослужащие, члены их семей могут звонить и сообщать обо всех фактах противоправных действий, совершенных воинскими должностными лицами. А личный прием прокурор гарнизона проводит еженедельно по понедельникам с 15 до 18 часов. И, что самое главное, П. Сипатый заверил, что все заявления и сообщения, поступившие в военную прокуратуру, в том числе и по телефону доверия, обязательно проверят. Ну а если на то появятся законные основания, будут приняты меры прокурорского реагирования.
6 декабря 2013 года