Мультфильмы, созданные детьми с ограниченными возможностями здоровья - мульттерапия
В среднем за год помощь центра получают около пятисот ребят с тяжелыми недугами. Квалифицированные специалисты, новейшее оборудование, различные программы - все для того, чтобы в прямом смысле поднять ребенка на ноги, научить ходить, говорить... Да и просто радоваться жизни. В последние годы здесь успешно используют канистерапию (реабилитацию с помощью собак), иппотерапию (лечебную верховую езду), механотерапию, криотерапию (терапия холодом), роликотерапию. А теперь еще и мультфильмы создают вместе с детворой!
Красочные видеоролики рождаются в небольших группах. Для создания 5-7-минутного фильма требуется около 70 часов коллективного труда.
...К первому занятию с детьми у педагогов Ольги Степановой и Натальи Сазоновой все было готово: карандаши и фломастеры, листы цветной бумаги, ножницы, пластилин. За дверью уже с нетерпением толпилась первая группа учеников.
Дверь в кабинет открылась, Ольга Степанова пригласила учеников войти. Первые минуты занятия дети, затаив дыхание, слушали о том, как создаются мультфильмы. Конечно, каждый хотел приступить к работе как можно быстрее, поэтому, когда ученикам вручили все инструменты, они с азартом начали придумывать сюжет. Не прошло и пяти минут, как идея была готова. Мультфильм этой группы будет об осени, решили на совете. В основу сюжета юных режиссеров, сценаристов и художников легла история о том, как, путешествуя по просторам земли, небольшой поезд знакомится с прекрасной природой. Во время занятия группа распределяла, кто чем будет заниматься, какие декорации использовать для мультфильма. Процесс этот длительный и трудоемкий. Пройдет не одно занятие, прежде чем юные создатели увидят результат своего творчества на голубом экране.
Поясним, что программа реабилитации и творческой социализации детей «Мульттерапия» - региональный проект, он появился благодаря поддержке министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Было закуплено необходимое техническое оборудование, подготовлены специалисты.
- Признаюсь, возникали сомнения, можно ли детям с ограниченными возможностями здоровья предлагать такой сложный метод реабилитации. А когда начали работать, то поняли, что не ошиблись, - рассказывает заместитель директора Галина Невечеря.
У детей появилась мотивация к занятиям. Синтез различных видов деятельности позволяет пробудить интерес, любопытство к окружающему миру. В общении со сверстниками у ребенка развиваются коммуникативные навыки, он начинает осознавать свою роль в обществе, объясняют специалисты. Есть и более серьезные результаты: улучшаются зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, речь, воображение. Формируются личностные качества ребенка - ответственность, инициативность, самостоятельность.
И это дорогого стоит, ведь мамы спешат сюда, порой на руках неся своего малыша, который до поры до времени не может представить, что начнет двигаться самостоятельно. Некоторым детям в течение года требуется пройти не один цикл реабилитации. Важно, что в центре с маленькими пациентами, имеющими тяжелые недуги, работают не просто профессиональные сотрудники, а чуткие, неравнодушные люди. Даже отчаявшиеся родители находят здесь помощь.
- Когда рождается в семье «особенный» ребенок, взрослые порой находятся в полной растерянности. Возникают даже мысли отдать его в интернат. Один из хороших способов сблизить взрослых с ребенком - это мульттерапия, ведь родители тоже начинают вместе с детьми сочинять сценарии, лепить, клеить, рисовать. В некоторых семьях это перерастает в общее хобби, - замечает Галина Невечеря.
Сегодня в планах сотрудников центра расширить кабинет мульттерапии, внедрить программу семейных занятий и организовать в марте фестиваль мультипликационных фильмов. Они точно знают: какое бы сложное заболевание ни было у ребенка, в нем заложен большой потенциал для творчества, которым он готов делиться с окружающими.
9 ноября 2013 года