Александр Свирский: «Африка будит меня по ночам…»
Около десяти лет назад Сашу Свирского, недавнего выпускника Ростовского художественного училища, открыли для нас сотрудники краевого музея изоискусств. Случилось это с подачи их коллег из Ипатово, обративших внимание на необычного юношу и пригласивших специалистов из Ставрополя посмотреть профессиональным взором, насколько это интересно. С первого же взгляда стало ясно - приехали не зря, вспоминает искусствовед Ольга Бендюк:
- Как раз в то время наш музей разрабатывал программу «Молодые художники Ставрополья», в рамках которой прошло несколько краевых, региональных, Юга России выставок-фестивалей. Конечно, мы не могли не пригласить Александра Свирского к участию в краевой экспозиции, уж очень он выделялся творческой манерой, так явно выраженной у начинающего автора.
Выделялся Александр Свирский еще студентом. Через пять лет, к окончанию училища, у него уже было более 300 авторских работ, многие из них с успехом показывались на молодежных выставках в Ростове. Интересно, что, учась на живописном отделении, он защищал диплом по графике с серией рисунков «Скифская охота»: своего рода прецедент для живописного отделения. Известный педагог, график, иллюстратор Владимир Бергман высоко ценил его работы. Диплом ученик защитил на «отлично». И там же, в училище, Александр выпустил свою первую авторскую книгу «Цветок царя Дария», состоявшую из двух рассказов.
Да, это еще одна грань его дарования — литературная. Чем особенно любопытны многие его работы, представленные на вновь открывшейся этим летом выставке А. Свирского в Ставропольском изомузее. Как и широтой тем, осваивавшихся юным автором, рядом совершенно гармонично соседствуют сюжеты весьма далеких от Ставрополья цивилизаций — Африки, Азии, Латинской Америки. Причем художественные эти фантазии не беспочвенны, а явно основаны на знании... В графике А. Свирского это нашло отражение через любимый его жанр притчи-иллюстрации, где настолько тесно переплетено внешнее и смысловое, что трудно даже определить, что первично — текст или изображение.
- Он сочиняет свои мифы и легенды; по сути, перед нами — современное мифотворчество, - размышляет О. Бендюк. - Последовательно от рисунка к рисунку, от текста к тексту, через афоризмовые формы создается живой художественный образ. Это, в общем-то, и не рассказ, а именно образ. Так у Александра наметились три основные стези - живопись, графика, авторские книги. В каком-то смысле художник работает почти как этнограф. Разумеется, его герои глубоко трансформированы, «переработаны», переосмыслены.
Часть ранних работ А. Свирского была закуплена изомузеем, часть он позже передал сюда на хранение, потому как в поселке все это хранить просто негде и некому. Сразу после первой выставки музей послал молодого автора в Москву для участия в проекте Евгения Погарского «Биеннале авторской книги». Потом еще и поездка в Петербург, где наш земляк отмечен всевозможными дипломами. А в Ставрополе Саше присуждена губернаторская премия. С той поры музейщики долго ничего не знали о своем «крестнике». Даже вдруг подумалось им, что он то ли исчез, то ли «зазвездился». На самом деле оказалось не так. Решив повторить его раннюю выставку для подросшего нового поколения, выяснили с радостью, что Александр недавно обосновался в Москве. Хотя много лет еще проработал в родном селе, но уйдя в сетевую мультипликацию. Сегодня у него заключен договор с известной студией, есть возможность работать в столице по долгосрочному контракту.
Вот так, к счастью, современные технологии позволяют человеку развиваться, живя даже в отдаленном маленьком селе. Общаться на расстоянии с коллегами, единомышленниками, специалистами. Кстати, мульт-фильмы А. Свирского сохраняют присущий ему афоризмовый стиль, это тот же вариант авторской книги, только в движении. Выполнены они чаще в форме современного лубка, весьма качественного. При этом, как человек, выросший и сформировавшийся «на земле», мотивы он выбирает совершенно естественные, органичные, обращаясь к вечным темам: откуда этот мир, что есть человек в мире. А еще его работы содержательно многослойны, обращены ко всем категориям, хоть взрослым, хоть детям - каждому свой вполне понятный контекст.
Даже беглый взгляд на экспозицию дает посетителю четкое ощущение: мне здесь ничто не чуждо, ни индейские сюжеты, ни азиатские. Потому что все они отражают удивительно цельный, гармоничный мир с общечеловеческими понятиями мать, отец, хлеб, труд... Эти рисунки вроде бы без времени и без национальности, и все же с узнаваемыми национальными деталями. Как поразительный сюжет из «Слова о полку Игореве» или зарисовки «Из Виньона» (кто из молодежи читал Франсуа Виньона?!)... А сколько поэзии в ритмичном белом стихе: «Африка будит меня по ночам, танцует и бьет в барабаны, пляшет, поет и спать не дает. Африка хочет меня обмануть, хочет опять от меня ускользнуть...». И сейчас, через столько лет, Ольга Бендюк читает эти строки с радостным восхищением, которое нельзя не разделить:
- Все очень глубоко пропущено через себя, ментальность - в цвете, в движениях, в построении фраз, даже специфический орнамент просматривается в рисунке. Автор хорошо чувствует цветовую и образную атмосферу страны, народа, к сюжетам которого обращается. Осваивая столичные культурные горизонты, А. Свирский, однако, обещал скоро побывать в Ставрополе, чтобы встретиться со своими добрыми друзьями в музее, ставшем для художника незабываемой стартовой площадкой.
9 августа 2013 года