Шедевры, каких мы еще не видели - в ставропольский изомузей приехали реставраторы
Они трудятся над «оживлением» двух замечательных полотен русских художников XIX века - «Благословение перед свадьбой» Ивана Орлова и «Фирвальдштедтское озеро» Михаила Эрасси. Обе работы, находящиеся в фондах музея со времени его основания в начале 60-х годов прошлого века, никогда не экспонировались ввиду их неудовлетворительного состояния. Так получилось, что при создании региональных художественных музеев из необъятных запасников обеих столиц направлялись сотни картин известных мастеров: дело замечательное, благодаря которому и Ставрополь уже полвека имеет собственный изомузей. Но в этом поистине масштабном всесоюзном проекте, видимо, организаторам было не до таких подробностей, как степень сохранности того или иного полотна. Оно же, попав в провинцию, оказывалось своего рода заложником ситуации: реставраторов на местах не было, да и сегодня нет, а чтобы попасть в соответствующие столичные мастерские, нужно было годами и даже десятилетиями ждать своей очереди. С наступлением новой экономической ситуации в стране - еще и очереди на финансирование.
- Наконец долгожданное событие наступило, - делится радостью научный сотрудник музея Александр Колбасников. - Мы попали в программу «Культура России. 2012-2018 гг.», в рамках которой выделяются федеральные средства, дающие возможность пригласить реставраторов.
Не менее счастлива его коллега, хранитель коллекции русского дореволюционного искусства Людмила Волошенко:
- Мне кажется, я особенно рада нашим дорогим гостям! Прежде всего потому, что идет реставрация большого тематического полотна, запечатлевшего сцену народного обряда полуторавековой давности, «Благословение перед свадьбой». В 2007 году представители Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря провели первый - технический - этап возрождения. А теперь ждем полного восстановления полотна. После чего оно впервые будет показано зрителям, причем уже не как работа неизвестного художника начала девятнадцатого века (так она значилась у нас по документам несколько десятилетий), а четко атрибутированная. Эскиз этой работы обнаружен в фондах Третьяковской галереи ее сотрудником доктором искусствоведения Светланой Степановой. Так мы узнали имя автора - выпускника Московского художественного училища живописи и ваяния Ивана Петровича Орлова, написавшего картину в 1845 году.
Схожая судьба и у второго шедевра - работы пейзажиста Михаила Спиридоновича Эрасси, которая, уверена Л. Волошенко, после восстановления тоже будет высоко оценена не только профессионалами, но и простой публикой за свои колористические достоинства: этот уголок дивной природы Швейцарии не случайно остановил взгляд мастера, чьи пейзажи сегодня хранятся и в Третьяковке, и в других известных галереях.
Гостьи прибыли в Ставрополь не чаи распивать, а в полном «боевом» снаряжении: привезли профессиональный набор инструментария, оборудования и материалов. Чего только нет в их багаже: клей, утюжки большие и маленькие, специальная папиросная бумага, фторопластовая пленка, шпатели разных видов и размеров... И Дарья Лиснянская, и Галина Максимова - реставраторы высокого класса с весьма богатым послужным списком: выполняли самые разные заказы не только в России, но и за рубежом, в то же время обе - педагоги Суриковского института, славящегося своей школой реставрации. Несмотря на академический статус, этот старинный вуз по праву считается еще и самой живой, развивающейся художественной школой в России.
Конечно же, профессия реставратора была и остается очень редкой, если не сказать диковинной. И в силу своей специфики, и в силу малочисленности мастеров. Сами реставраторы весьма точно сравнивают себя с врачами: как у врачей нет похожих пациентов, так и у них похожих работ - каждый раз приходится основательно подумать, какое «лекарство» и как применить. Каждая из картин нуждается в особом лечении. Если «Благословение перед свадьбой» уже прошло один восстановительный этап, то пейзаж Эрасси требует технического «подкрепления». Зато у него при всех очевидных внешних нарушениях - многочисленных трещинах - красочный слой более поддающийся восстановлению. А у работы Орлова поразил выносливостью подрамник, даже через полторы сотни лет не нуждающийся в чрезвычайной помощи! Вот что значит отлично подобранное дерево. Но вот холст и краски в обоих случаях подлечить придется. Между прочим, каждая деталь восстановления найдет отражение в так называемом реставрационном паспорте объекта с описанием всех процессов, применяемых материалов и т. д.
Отчего стареют картины? Время не щадит шедевры по разным причинам, но вот что любопытно: как утверждают реставраторы, гораздо легче восстанавливать более старые работы, потому что они были выполнены с четким соблюдением отработанных технологий. А вот живопись ХХ века сейчас просто осыпается. Потому что в революционной погоне за свободой «самовыражения» художники перестали соблюдать правила подготовки холста, гармоничного сочетания видов красок... Кстати, и нынешние живописцы тоже слишком торопятся, начиная от изготовления подрамников и до грунтовки холста. И что в недалеком будущем останется потомкам от этого творческого наследия — одному богу известно.
Надолго ли реставрация позволит сохранить полотна? Об этом мастера реставрации думают с первых часов работы над каждым полотном. Гарантийный срок обычно невелик - в пределах десяти лет, но практически они рассчитывают добиться более продолжительного - до 20 лет. Разумеется, все зависит от условий хранения, прежде всего температурно-влажностного режима. Свежие тонировки темнеют уже через год-полтора, но это можно спрогнозировать. Более долгие периоды предугадать сложно. Даже с учетом применения все более современных материалов, благо сегодня есть возможности сотрудничать с лучшими иностранными фирмами-производителями. Хотя в целом русская школа реставрации считается консервативной, с минимальным использование «модных» средств реставрации.
Оба приехавших в Ставрополь мастера работают на равных, взаимно дополняя друг друга. Когда будет произведено укрепление холстов и подрамников, очищение поверхности красочного слоя, наступит самый ответственный момент: на последнем этапе реставрации, делая тонировки, нужно не просто восполнить утраченные фрагменты авторской живописи, но чрезвычайно деликатно реконструировать эти участки, не внося ничего «от себя», ничего не придумывая, стараясь максимально сберечь авторский замысел.
- Попадание в стиль очень важно, - подчеркивает Галина Максимова. - Если художник выражает сам себя, то реставратор - только авторский замысел! У реставраторов есть профессиональная шутка: спасибо большое художникам, за то что у нас есть работа! Мы благодарны ставропольским музейщикам, которые нам активно помогают, решая все проблемы, дают возможность сосредоточиться на решении нашей основной задачи. Приятно и то, что восстанавливаем картины высокого художественного уровня, с чем можно поздравить ставропольский музей.
Выезды в регионы достаточно привычны для реставраторов. Более того, как рассказала Дарья Лиснянская, они и своих студентов приобщают к таким формам работы. Вот уже несколько лет в Суриковском институте реализуется постоянно действующий проект - практика в провинциальных музеях:
- Проект этот, по сути, благотворительный, затраты минимальные, музеи оплачивают нам лишь проезд, а результаты очень хорошие, поэтому многие музеи хотят нас пригласить еще не раз. В этом году такая группа работает в астраханском музее.
Кстати, и в фондах ставропольского изомузея, по словам Л. Волошенко, еще немало объектов для реставрации. Причем это большеформатные полотна, и хотя их разрушения, к счастью, пока незначительны, они все же требуют вмешательства, иначе через какое-то время их экспозиционный вид пострадает. Так что врачебная помощь понадобится не раз!
Ну а пока весь музей живет ожиданием, когда реставраторы дадут двум прекрасным шедеврам добро на вторую жизнь. Музейщики уже вынашивают в мечтах будущую уникальную презентацию — с подробным рассказом о том, как жила-была картина, как спасли ее замечательные люди редкой профессии...
26 июля 2013 года