15:54, 5 июля 2013 года

Плита с окаменевшей рыбой мезозойской эры и каменные изваяния эпохи Великого переселения народов доставлены в краеведческий музей Ставрополя

Роднит эти события не только научная значимость находок, но и то, что оба они стали возможны благодаря добровольным помощникам музея из числа сознательных местных жителей. Последнее особо подчеркнул от всего благодарного коллектива музейщиков Николай Охонько, директор музея-заповедника:

- В последние годы любая старина все чаще становится объектом рынка. Практически прекратилась традиция безвозмездной передачи каких-либо найденных ценных материалов в музей. Передают в основном документы мемориального плана. А тут сразу из двух мест поступили сообщения о находках. Это приятно удивило и порадовало: значит, есть среди наших земляков те, кому дорога история Ставрополья, кто понимает важность каждой новой ее странички. Вот так получилось: то годами затишье, а то на одной неделе сразу два сюрприза. Кроме нашего знаменитого доисторического слона можно вспомнить еще лишь останки монгола, найденные в Новоалександровском районе…

Находить старинные каменные изваяния в губернии начали в XIX веке: тогда же стало модно украшать загадочными «истуканами» и «болванами» свои усадьбы, имения… Потом начались целенаправленный сбор и изучение подобных экспонатов, коих набралось немало. Сегодня музей-заповедник располагает представительной коллекцией, отражающей несколько эпох. Наиболее ранние изваяния скифские, VI века до нашей эры, их несколько образцов очень хорошего качества. Другие, половецкие, XII-XIII веков, таких по нашим степям когда-то насчитывались сотни. Наконец, самый редкий тип относится к периоду так называемого Великого переселения народов, когда на просторах Предкавказья «варился» многообразный этнический котел. Каменные «идолы» на курганах стали появляться с приходом кочевников-монголоидов из Центральной Азии, Северного Китая. Два таких образчика сейчас стоят у центрального входа в здание музея, спинами к стене, а на спинах у них есть косы, за что они и называются косоносцами. В течение столетней истории существования музея в его собрании эти два оставались единственными до последних дней, пока на электронный адрес не пришло письмо из Новоалександровского района.

- Интересно то, что находки лежали в земле, а значит, очень хорошо сохранились, - поясняет Н. Охонько. - Ведь в открытых условиях они подвергаются разрушительному воздействию ветра и воды, недаром половецкие изваяния все сильно выветрены, только абрис сохранили. Лишь в 80-е годы нашли половецкое изваяние, закопанное в Бешпагирском кургане: очевидно, спрятано было от набегов.

И вот у него появились два собрата, занявших свои места в лапидарии во дворе музея. Он укрыт от дождя крышей и уже принимает посетителей. В центре знаменитый аланский мавзолей, вокруг древние каменные фигуры. Помимо лежащих гигантов весьма живописен тот, что установлен на зеленой лужайке. Последние находки, видимо, связаны с каким-то погребением. Как считает Н. Охонько, их можно назвать свидетельствами наступления в регионе некой стабилизации, завершения переселения: к VIII веку появляются поселения, городища, возникает новое государство - Хазарский каганат. Народы перестают метаться, начинают основательно и надолго осваивать Предкавказье. Конечно, само место обнаружения изваяний хорошо бы основательно исследовать, эта возможность сейчас рассматривается.

…Два двоюродных брата Марченко - Владимир, рабочий плодосовхоза «Новоалександровский», и Евгений, недавно окончивший девятый класс школы № 3 Новоалександровска, - отдыхали на берегу реки Расшеватки близ поселка Виноградного. Теперь уже трудно сказать, как их внимание среди привычного пейзажа привлек выступавший из глиняной почвы камень уж очень правильной округлой формы. Немного расчистив его, ребята поняли, что это не просто камень. Вскоре под их руками показалась вся фигура, а затем неподалеку - голова второго изваяния, оказавшаяся отделенной от туловища… После долгого обсуждения новости на семейном совете дядя Александр помог составить электронное сообщение в адрес музея…

- Нас буквально восхитил тот факт, что ребята не бросили находку валяться просто так, не попытались как-то «реализовать» по-своему, поставить в саду или во дворе, а обратились к нам, - рассказывает заведующая отделом археологии Светлана Кравцова. - Более того, пока ждали нас, познакомились с историей археологии, о скифах и половцах рассуждали уже вполне грамотно! К нашему приезду они самостоятельно вывезли оба изваяния к дому, а там уж вместе с нашими сотрудниками довольно легко погрузили в машину. Теперь приступаем к научному изучению новых экспонатов.

Первым делом нужно уточнить «возраст» новичков. Пока в графе «дата рождения» лишь предполагаемые цифры - VII-IX век, но, возможно, это пришельцы из более ранних столетий, поскольку, хотя они и похожи лицами на соседей по лапидарию, у тех фигуры более детальны - с головами, ногами и т. д., эти же внешне гораздо проще. Зато с высеченными изображениями украшений на груди… А это, как говорится, уже совсем другая история…

Не меньше коллег счастлива в эти дни и известный ставропольский энтомолог Анна Швырева: музейный отдел природы стал обладателем без преувеличения уникального предмета - окаменелой костистой рыбы, современницы загадочных динозавров, обитавшей в меловых морях мезозойской эры более 65 млн лет назад. Трудно даже представить такое расстояние во времени...

Как и несколько лет до этого, при обнаружении слона Нюси, добровольным археологом в помощь Анне Константиновне выступил экскаваторщик - на сей раз им стал Роман Хвостиков из села Новоблагодарного Предгорного района. Ему предстояло расчистить новую площадку под строительство. Экскаватор привычно шаг за шагом вгрызался ковшом в породу, и вдруг Роман Петрович увидел, как на абсолютно ровной поверхности проявился рисунок. Что бы это могло быть? Спустившись, рассмотрел огромную рыбину, «уснувшую» в камне. Сбежались другие рабочие, все вместе решили: надо звонить в музей. Пусть приедут посмотрят да нам объяснят, что и как. А для охраны поставили экскаватор, чтобы к находке не могли подойти любители поковырять, поцарапать, отколоть кусочек «на память».

Конечно, А. Швырева и группа сотрудников ГУП «Наследие» выехали на место незамедлительно. Одного взгляда было достаточно, чтобы оценить значимость раритета. Правда, мощная плита от ударов техники все же раскололась на четыре фрагмента, тем не менее вместе они представляют вполне четко образ полутораметровой рыбы. Во дворе музея эти фрагменты пока разложены беспорядочно, потому как уж слишком тяжелы! При погрузке неоценимую помощь оказал бригадир строителей Владимир Бавин, к тому же он отпилил куски лишней породы.

- Сами мы ни за что не управились бы с такой каменной махиной, - улыбается Анна Константиновна. - Да и здесь, чтобы поднять один фрагмент, понадобится целая бригада. В ближайшие дни наша задача - аккуратно, бережно промыть плиту, обработать нашу рыбку клеющим раствором для закрепления, а потом отпрепарировать, облегчить насколько можно сам камень, поскольку очень толстый слой грунта захвачен. К этой работе привлечем друга музея скульптора Георгия Мясникова, помогавшего нам собирать скелет Нюси…

Поражает в находке цельность костяка: видимо, доисторическая рыбка умерла своей смертью, коли так хорошо сохранилась за каких-то 65 миллионов лет! Сама же плита в разрезе напоминает слоеный пирог. По слоям, поясняет А. Швырева, можно проследить циклы развития мезозойского моря. Более тонкие - результат отложений времен обмельчания моря, а те, что потолще, образовывались, когда пучина вновь обретала мощь. Вообще же море, в коем обитала сия рыбка, было явно немаленькое. Отступило оно примерно пять миллионов лет назад, тогда и образовался наш Кавказский перешеек.

- Это тоже много говорит об истории развития природы края, которую можно разделить на две части - морскую и сухопутную, - размышляет Анна Константиновна, любуясь своим новым сокровищем. - Между прочим, наибольшую часть этой истории занимает морская страница. Ну а столь удачная «рыбалка» случилась, как видите, только в наши дни!

«Два чуда на одной неделе»
Газета «Ставропольская правда»
6 июля 2013 года