Работа с выставки «Богословие в красках»

Работа с выставки «Богословие в красках»

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

На выставке «Богословие в красках»

На выставке «Богословие в красках»

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

На выставке «Богословие в красках»

На выставке «Богословие в красках»

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Работа с выставки «Богословие в красках»

Работа с выставки «Богословие в красках»

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Работа с выставки «Богословие в красках»

Работа с выставки «Богословие в красках»

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Работа с выставки «Богословие в красках»

Работа с выставки «Богословие в красках»

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Символичным назвала директор изомузея Зоя Белая то, что открытие выставки совпало с началом работы в Ставрополе V Международных Свято-Игнатьевских чтений. Она подчеркнула, что авторы представленных работ – учащиеся очень солидного учебного заведения, готовящего высококлассных специалистов в области церковного искусства:

– И хотя на первый взгляд объем экспозиции невелик, настолько тщательно подобраны предметы, что наши посетители, которые смогут в течение месяца с ними ознакомиться, воочию увидят, как сегодня возрождается неповторимая в своей выразительности русская иконописная школа, традиции которой заложены в давние века. Среди экспонатов выставки помимо икон и фресок можно увидеть поистине уникальное золотое шитье – невероятно сложный вид искусства, образцы которого являются украшением православных храмов и проходящих в них богослужений. Об этом будут подробно рассказывать наши сотрудники в ходе экскурсий. Хотя материал, безусловно, непрост и требует от музейщиков серьезной подготовки.

Впервые изомузей прикоснулся к этой теме в 1998 году, когда отмечалось 150-летие Ставропольской духовной семинарии. Была осуществлена успешная попытка средствами искусства приоткрыть совершенно особый изобразительный жанр для нашего светского общества, на тот момент весьма мало просвещенного в данной области. Нынешняя экспозиция – новый шаг в освоении благодатной духовной нивы.

В самом деле, здесь взору посетителя, его душе открываются ранее вряд ли ведомые впечатления и ощущения. Уместно будет напомнить, что в основе святоотеческой церковной традиции заложен и веками закреплен принцип восприятия иконописного образа как непостижимого соприкосновения с миром Божьим. Причем при создании современными иконописцами новых работ идет обязательное обращение к древним спискам. Важность опоры на высокохудожественные образцы подчеркивал выдающийся идеолог богословского осмысления образа преподобный Феодор Студит, говоривший, что «живописец списывает икону не с дурных изображений, а с прекрасных и древних». Эта традиция неуклонно поддерживается в Иконописной школе Московской духовной академии, учащиеся которой имеют возможность ежедневно созерцать творения Андрея Рублева и других древних мастеров в Троице-Сергиевой лавре, музее «Ризница Троице-Сергиевой лавры», а также работать с крупнейшими музейными собраниями России.

Необычен для посетителя не только внешний вид экспонатов, но даже их названия: одежда на престол, покровец, пелена, де-исис… Согласитесь, звучит загадочно, часто просто непонятно, а потому в музейном зале можно пройти своего рода ликбез, причем весьма полезный, учитывая, насколько чаще мы стали теперь бывать в храмах, в стенах которых порой с трудом можем отличить лик того или иного святого на иконах, чего уж говорить о росписях или разнообразной церковной утвари. К примеру, покровец служит покровом для литургических сосудов, пелена украшает особо чтимые иконы, а для престола – самого святого места в храме – готовятся особые одежды. На представленной в экспозиции одежде на престол запечатлен сюжет «Спас на престоле с предстоящими». Выполнена она в стиле так называемого лицевого шитья, сложность которого достаточно ярко отражает одно лишь перечисление используемых материалов: ткань, золотые и шелковые нити, жемчуг, янтарь, гранат, турмалин, лазурит, нефрит, цитрин в серебряных кастах… Понятно, почему на создание такого произведения у мастеров уходят не месяцы, а годы упорного труда.

Но даже более знакомое слово «фреска» как направление церковного монументального искусства тоже скрывает свои тайны техники стенных росписей. В ней живопись ведется по сырой штукатурке, при высыхании которой известь образует тонкую прозрачную кальциевую пленку, делающую изображение чрезвычайно долговечным. Учебные работы, экспонируемые на выставке, представляют собой небольшие фрагменты росписей в византийском стиле, к примеру, копия композиции «Оплакивание Христа» и копия лика святого Царя Давида из Георгиевской церкви в Старой Ладоге Хll (!) века. И даже небольшое число этих фрагментов наглядно убеждает: много на Руси ярких талантов, есть кому продолжать традиции древних мастеров.

C интересом рассматривали экспонаты почетные гости – епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт и епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, сопровождавшие их священно-служители. Владыка Феофилакт приветствовал собравшихся от имени главы Ставропольской митрополии владыки Кирилла, назвав открытие выставки значимым событием в культурной жизни Ставрополья:

– Икона самым удивительным и прямым образом напоминает каждому человеку, что наша жизнь имеет грани не только успешности, благополучия, но и грань святости. Через созерцание изображения святых угодников Божиих на иконах мы эту грань оттачиваем в себе самих как святость собственной духовной жизни. Недаром русские философы назвали иконопись богословием в красках. Этот вид живописи, являясь выражением христианского учения о Боге и человеке, вместе с тем свидетельствует о глубоких талантах мастеров. Сегодня русская иконопись обрела благодатную почву развития и в нашем крае. Мы благодарны музею за бережное сохранение нашей русской культуры, являющейся материнским корнем для культур многонационального Северного Кавказа. Ныне мы видим убедительный и яркий пример взаимодействия церкви и музея. Порой нам навязывают конфликтное взаимодействие, а вот Ставрополь во всеуслышание твердо и ясно отвечает, что это взаимодействие может быть созидательным, открывая широкие перспективы для сотрудничества. Дай Бог, чтобы каждый посетитель музея при встрече с этими замечательными шедеврами нашел и в себе важную грань человеческого образа – грань святости, грань доброй христианской жизни, наполненной любовью, верой и надеждой.

Много потрудились в подготовке выставки и ее кураторы от духовной семинарии, и музейщики. Ученый секретарь Ставропольской семинарии священник Евгений Шишкин напомнил пророческие слова святителя Игнатия, в ХlХ веке писавшего, что подлинная иконопись должна преподавать человеку понятие истины чувствами благоговения:

– Мы обратились к опыту Иконописной школы Московской духовной академии, находящейся в сердце России – Троице-Сергиевой лавре. Именно там сегодня не просто соблюдаются технологии создания иконы от приготовления доски до нанесения последнего слоя олифы, но и воспитываются иконописцы как живые носители иконописного предания. Искренне надеюсь, что наш совместный с музейными работниками труд найдет глубокий отклик в душах ставропольцев, доставит им минуты подлинного наслаждения высоким искусством.

Первый замминистра культуры СК Валентина Крихун поблагодарила организаторов действительно прекрасной выставки, особая роль которой так ярко, так уместно проявляется в эти майские дни, когда звонят пасхальные колокола, когда чтится память святителя Игнатия, а Ставрополье готовится отметить большой праздник – День края. Экспозицию можно считать еще одним замечательным подарком к этой дате. А Зоя Белая, отметив огромную важность соединения усилий церкви и светского общества в деле духовного воспитания, прежде всего молодого поколения, пообещала, что музей и впредь продолжит эту работу, приобщая молодежь к высоким духовным ценностям. Музейщики намерены вместе с коллегами из семинарии на период работы выставки сделать ее площадкой активного духовного просвещения.

* * *

Стоит добавить, что экспозиции сопутствует не менее интересная книжная выставка «Чудо православной иконы», где представлены уникальные издания из богатейшего библиотечного фонда изомузея. Захотелось тут же полистать великолепный каталог «Произведения иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля», всмотреться в сборник «Православные сюжеты в экслибрисе второй половины ХХ века», полюбоваться красочно оформленными альбомами «Андрей Рублев», «Феофан Грек», «Дионисий»… Какие имена, какие таланты, какая великая история духа, красоты, вдохновения…

Наталья БЫКОВА

Грань святости обрести в… себе / Газета «Ставропольская правда» / 18 мая 2013 г.