«Нет, музы не молчали, когда гремели пушки!»

Наступит май - и радостью Победы весь мир наполнит новая весна… 

Все правильно. Звенит ли капель, заливаются ли трелями соловьи, гремят ли первые майские грозы, но слышится в них ода радости жизни, торжество победы над смертью. Это теперь, в мирное время, скажет кто-то. Так есть и будет всегда, так было и раньше. Но особенно - в мае сорок пятого. Говорят, годы лечат. Да, наверное… Пробивается новая молодая трава и бушует зеленым пожаром на полях былых сражений, празднично салютуют распускающиеся тюльпаны на братских могилах, но тускнеет от неумолимого времени даже гранит на монументах, ветераны уходят в вечность... И только огненные строки, написанные писателями-фронтовиками в те страшные «роковые сороковые», не утрачивают своего накала, искренние и правдивые, бескомпромиссные в своих оценках, непреклонные, бьющие снайперскими выстрелами в самое сердце читателя.

Помнится, Борис Васильев (совсем недавно ушедший из жизни фронтовик, писатель и человек с большой буквы) как-то лет десять назад сказал на встрече с нами, пишущей творческой молодежью, что он всегда будет видеть события Великой Отечественной «из своего окопа». Но чтобы написать об этой войне настоящую эпопею, необходимо обладать поистине объективным взглядом на причины и панораму боевых действий, а для этого понадобится смена не одного поколения. И все же легче веришь тому, кто лично видел и пережил этот ужас.

Конечно, свидетелей войны, ее несправедливости, жестокости, бесчеловечности миллионы, но взгляд писателя (особенно писателя-фронтовика) отличается в корне от любого другого. Чем? А тем, что только мастеру своим талантливым пером удается выразить невыразимое. Высказать и донести до потомков слово, которое застыло бы холодным свинцом в устах любого другого человека, предпочитающего теперь скупые стариковские слезы и суровое молчание. Да, безмолвие вместо истерии, нагнетаемой детальным описанием естественного страха перед лицом смерти, смакованием животных инстинктов, якобы единственно господствующих на поле боя, чтобы раскачать очередной порцией адреналина равнодушное ко всему нынешнее поколение. И в этом словесном смерче иногда смешиваются и поднимаются пыльным столбом до самого неба, затмевая солнце истины, сами понятия добра и зла, попирая нравственные устои, превращая горькую фронтовую исповедь в развлекательное, щекочущее нервы чтиво.

Писатель, созидатель и творец по сути своей сквозь пламя войны, вопреки ее смертоносным законам, всегда видит в каждом воине прежде всего человека, совершающего ратные подвиги «не ради славы - ради жизни на земле», во имя будущего мира. И это не выдумка послевоенных идеологов и литературных критиков. В этом можно легко убедиться, взяв с книжной полки томик стихов поэтов-ветеранов Владимира Скорика, Вениамина Ащеулова или Игоря Романова, военную прозу наших прославленных земляков…

В нынешнем году мы отмечаем 70-летие Битвы за Кавказ, когда Ставрополье было освобождено от оккупантов. В гимнастерке старшего лейтенанта Ивана Булкина, погибшего в боях за Ставрополь в январе 1943-го, было найдено стихотворение «Ответное письмо». Оно адресовано любимой и начинается так:

Ты пишешь мне: «Придется ли нам снова

Где-либо повстречаться и когда,

Услышим ли из уст друг друга слово,

Что нас с тобой скрепило навсегда?..»

Известный на Ставрополье писатель Эффенди Капиев в своих фронтовых дневниках признается: «Если когда-нибудь случайно попадут к вам эти записи, дорогие мои потомки, знайте, что вы можете обвинять меня во всем: в незнании русского языка, в пристрастии к звучному слову, наконец, в неопытности, неряшливости и т.д., но только в одном вы не можете меня обвинить - в неискренности. А это главное. Пусть отсохнет моя рука, если она напишет хотя бы одну букву вопреки моей совести».

Вся немногочисленная на тот момент ставропольская писательская организация в полном составе ушла на фронт, многие не вернулись с полей сражений… Вечная память тем, кто отдал жизни за Победу. С праздником вас, дорогие ветераны! С праздником всех, кто выжил смерти назло и кто стоит на страже мира сегодня, кто сделал и делает все, чтобы трагедия войны не повторилась.

Екатерина ПОЛУМИСКОВА.