Губернатор Валерий Зеренков о планах развития Ставропольского края в 2013 году
- Для стороннего человека девять месяцев - малый срок, чтобы познакомиться с делами во всех отраслях экономики края. Однако, Валерий Георгиевич, вы для Ставрополья человек свой. Безусловно, держали руку на пульсе и в 90-е годы, когда возглавляли Думу края, и в последующие годы были заинтересованы в процветании региона. Какую бы вы дали оценку сегодняшнему состоянию дел в экономике? И какими видите дальнейшие шаги в этой сфере?
- Всю свою жизнь прежде всего считаю себя ставропольцем. Родился, учился, тружусь на этой земле, и какие бы должности ни доводилось занимать, все происходящее в крае воспринимаю как неотъемлемую часть своей жизни. Очень хорошо помню, какие проблемы нам приходилось решать в крае в 1990-е. К счастью, сегодня повестка работы совсем другая. Мы видим стабильное, уверенное развитие Ставрополья.
Судите сами. По итогам 2012 года объем краевого ВРП составляет примерно 415 млрд рублей с ростом 5,5% к уровню прошлого года, то есть выше динамики прироста ВВП страны. И это даже несмотря на непростую ситуацию в сельском хозяйстве. Вы помните, какие испытания устроила погода нашим селянам.
Хороший темп держит промышленный комплекс. Итоговый его индекс за 2012 год еще высчитывается, но напомню, что в январь-февраль прошлого года край входил с отрицательным значением по динамике объемов промышленного производства. Это произошло вследствие аварии на «Ставролене». Отставание наверстано. К декабрю прошлогодние показатели промышленного производства уже были превышены на процент с лишним.
В строительстве мы на 10,5% опередили уровень прошлого года, на 16,2% увеличился грузооборот предприятий транспорта. Оборот розничной торговли превысил 353 млрд рублей, что на 16,4% выше 2011 года.
Последние цифры говорят об увеличении покупательной способности населения края. То есть благосостояние ставропольцев растет. Для меня это очень важный итог работы. Подчеркну, что за минувший год реальные среднедушевые доходы ставропольцев увеличились почти на 14%. На 16% выросла и номинальная начисленная заработная плата, сегодня она приблизилась к 18 тыс. рублей.
Приведу еще один показатель. В декабре международное рейтинговое агентство «Фитч Рейтингз СНГ Лтд» присвоило Ставрополью долгосрочный международный кредитный рейтинг на уровне «BB» с прогнозом «стабильный». Он впервые за последние лет восемь поднялся вверх на две ступени, и это, на мой взгляд, еще раз подтверждает правильность нашей социально-экономической политики.
Что касается дальнейших шагов в плане развития краевой экономики, то главный ориентир здесь – совместить модернизацию с решением социальных вопросов.
В первую очередь, мы будем развивать и создавать новые производственные мощности. Большую ставку делаем на индустриальные парки. Сейчас создано уже 12 таких площадок с промышленной, нефтехимической, агропромышленной и фармацевтической специализациями, а также один туристско-рекреационный парк. В них зарегистрировано два десятка резидентов, которые приступили к реализации инвестпроектов общей стоимостью более 33 млрд рублей.
В этом году мы планируем создать региональные индустриальные парки в городе Минеральные Воды, а также в Благодарненском, Ипатовском и Нефтекумском районах.
Еще одна задача – максимально использовать возможности федеральных программ. Привлечь эти деньги для работы в край – наша прямая обязанность. Такую установку я дал краевому правительству, и результата мы добиваемся. В 2011 году край участвовал в реализации 15 программ и получил на эти цели 3,8 млрд рублей из федерального бюджета. В 2012-м мы вышли на уровень 20 программ и 7,2 млрд рублей финансирования. В наступившем году рассчитываем привлечь уже порядка 10 млрд рублей в рамках реализации 21 программы.
Одно из значимых направлений работы – создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса. Продолжим работу по предоставлению господдержки в виде грантов начинающим малым инновационным компаниям. В целом планируем адресовать малым и средним предприятиям более 300 млн рублей. Отмечу также, что на Ставрополье созданы краевой Фонд поддержки предпринимательства и Центр координации поддержки экспортно ориентированных предприятий. Перечень оказываемых там услуг очень широк.
Говоря о приоритетах развития, не могу не коснуться восточных районов Ставрополья. С первых дней работы акцентирую внимание краевого правительства на соответствующем блоке вопросов, и 2013 год не будет в этом плане исключением. Мы утроили объем финансирования специальной программы по востоку края, увеличив сумму до 150 миллионов рублей. В ее рамках в этом году ведется строительство важнейших социальных объектов: трех спортивных, двух общеобразовательных и одного в сфере культуры.
Работать на «восточном направлении» будет не только бюджет – сейчас сформирована база, в которую вошел 71 инвестпроект в этих территориях. Кроме того, муниципалитеты подготовили предложения по 11 новым проектам. Считаю, что краевой закон
«О зонах муниципального развития в Ставропольском крае», который сейчас рассматривается в Думе Ставрополья, позволит создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в восточные районы, укрепить основу для их устойчивого развития.
То, что я сейчас перечислил, – это те «три кита», на которые будет опираться в целом работа краевого правительства. Эти принципы касаются всех отраслевых блоков и должны обеспечить общий стратегический эффект – повышение темпов развития региона и, самое главное, повышение уровня жизни ставропольцев.
– Не могу не вспомнить о принятом недавно главном финансовом документе края. Впервые принят бездефицитный бюджет. Но, учитывая, что расходы растут, социальная сфера требует больших вложений в связи с повышением заработной платы бюджетникам, справимся ли с нагрузкой? Не придется ли вновь делать долги?
- Бюджет – первый инструмент для решения очень многих вопросов развития края. И обращение с ним требует повышенной осторожности и точности. Особенно, если надо разобраться с такими масштабными задачами, как, например, выполнение майских указов Президента РФ В. Путина.
Приведу пару примеров. За 2013-2015 годы планируем направить около 2,7 млрд рублей на увеличение зарплаты педагогов общего образования и 1,5 млрд – медработников дошкольных учреждений. Только в этом году собираемся создать более 4 тысяч новых мест в детсадах. Напомню, что в 2015 году очередей в детские сады детей от 3 до 7 лет на Ставрополье уже не будет – такой приоритет мы для себя наметили.
Кроме того, 370 млн заложено на модернизацию инфраструктуры и инженерных сетей Кавказских Минеральных Вод. Развитие курортов – в числе наших приоритетов.
В основе каждого принятого нами по этим и другим расходным статьям решения лежал глубокий расчет. Он основывался как раз на том, чтобы раздувания долговых обязательств избежать.
Подчеркну, что в финансовой политике мы делаем упор на сокращение госдолга Ставрополья – и небезрезультатно. По изначальным планам край должен был закончить 2012 год с долгом в 21 млрд рублей. Сократив неприоритетные расходы, мы вышли к концу декабря на показатель 15 млрд рублей. То есть только на обслуживании госдолга уже экономим многие миллионы рублей!
В 2013 году продолжим работу в том же русле. Безусловно, будем смотреть на качество исполнения доходной и расходной части. А также применять особые механизмы. Такие, как, например, замена части краткосрочных банковских кредитов на краевые гособлигации – эту работу мы начали в прошлом году, продолжим и в нынешнем.
Жить в долг – это роскошь, я считаю. И в человеческой жизни это непозволительно, а если речь идет о благополучии целого региона с трехмиллионным населением – уж тем более. Поэтому ставлю перед правительством края задачу: интересы людей защитить на 100%, но бюджетные долги сокращать. Бездефицитный бюджет – важный шаг на этом пути.
– В соответствии со Стратегией развития СКФО до 2025 года Ставрополье должно стать регионом – лидером по притоку инвестиций. Валерий Георгиевич, как вы оцениваете инвестиционную привлекательность региона и сможем ли мы привлечь инвесторов на озвученные 630 млрд рублей?
- Ставрополье с его огромным ресурсным потенциалом – объективно перспективная территория для инвестиций в реальный сектор экономики. Поэтому мы ставим перед собой задачу вывести регион в десятку лидеров России по показателю привлеченных вложений.
Исходя из долгосрочных стратегических ориентиров, необходимо ежегодно достигать десятипроцентного роста этого показателя. Такую динамику мы выдерживаем. Напомню, что в 2011 году для развития краевой экономики было использовано 106,7 млрд рублей инвестиций. По итогам 2012 года – финальная статистика еще рассчитывается – мы планируем выйти уже на 126 млрд рублей вложений. В более далекой перспективе ожидаем, что к 2015 году объем привлеченных инвестиций достигнет почти 210 млрд рублей.
Надо сказать, что инвесторов в край привлекает не только ресурсная база, но и гарантированная поддержка на уровне краевого правительства. У нас в этой части действует комплексная система механизмов. Предусматриваются и различные формы субсидирования, и государственные гарантии, и налоговые льготы. Действуют региональный залоговый фонд и фонд венчурного финансирования.
Чтобы было нагляднее, скажу, что законодательная база Ставропольского края по своей готовности защищать интересы инвесторов, согласно рейтингу журнала «Эксперт», занимает третье место в Российской Федерации.
Кроме того, ощутимая поддержка оказывается и федеральным центром. В прошлом году четыре инвестпроекта были профинансированы за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Это развитие регионального индустриального парка и запуск металлургического завода в Невинномысске, строительство газоперерабатывающего комплекса в Буденновске и производство лекарственных форм антибиотиков в Ставрополе. Общая сумма инвестиционных затрат Инвестфонда за период их реализации составит более 3,2 млрд рублей, а объем софинансирования из краевого бюджета – более 415 млн рублей.
Инициаторы еще двух проектов получили возможность кредитования под государственные гарантии. Речь идет об инвестиционных инициативах ОАО «Гидрометаллургический завод» и ООО «СтавСталь». Общая сумма государственных гарантий для них составила 3,5 млрд рублей. Только за прошлый год в крае реализовано шесть крупных инвестиционных проектов. Сумма инвествложений составляет порядка 22 млрд рублей, создано более 260 новых рабочих мест. В этом году планируем завершить реализацию еще семи инвестпроектов общей стоимостью около 8,9 млрд рублей – более 550 новых рабочих мест. Кроме того, пять инвестпроектов на общую сумму около 190 млрд рублей, предполагающих создание порядка 11 тысяч рабочих мест, сейчас в работе, а еще четыре проекта на 40 млрд рублей готовятся к реализации.
На этом фоне мне кажется, что озвученная итоговая цифра в 630 млрд рублей инвестиций для Ставрополья вполне реальна.
– И вопрос вдогонку. Любой инвестиционный проект реализуется на конкретной территории. А ведь, учитывая нормы действующего законодательства о местном самоуправлении, стимулов у местных руководителей для развития экономики на своей территории не так много. Проще быть дотационными и кивать на «верхнюю власть», что вот, мол, денег не дает. Как сделать так, чтобы не только «кнут», образно говоря, но и «пряник» способствовал проявлению инициативы, в первую очередь экономической?
- Сейчас на федеральном уровне приняты решения, которые как раз позволят увеличить объем налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты. Начиная с 2012 – 2014 годов на местах будут оставаться поступления от патентной системы налогообложения, использования и продажи земельных участков, единого сельхозналога, 15% платы за негативное влияние на окружающую среду и штрафы за нарушение муниципальных правовых актов. Часть акцизов на нефтепродукты передается в муниципальные дорожные фонды – не менее 10% от поступлений в консолидированный бюджет региона. Есть еще ряд нюансов.
Законодательство дает главам муниципалитетов хорошую «удочку», но «ловить рыбу» им придется самим. Местные администрации должны находить внутренние источники повышения налогового потенциала. То есть эффективнее использовать муниципальную собственность, искать инвесторов, максимально выгодно «подавать» свое муниципальное образование как потенциально привлекательный объект капиталовложений.
Вы спрашиваете о стимуле. Я бы сформулировал ответ так: «Если ты руководитель муниципалитета, народ на тебя рассчитывает, то какой еще толчок нужен, чтобы развивать доверенную тебе территорию?»
– Кстати, на своей самой первой пресс-конференции, Валерий Георгиевич, вы сказали, что к местной власти больше претензий, чем к краевой? Удалось продвинуться в этом вопросе?
- Сам был районным руководителем в Ставрополе. По себе знаю, что муниципальный уровень ближе всего к людям, к их проблемам и нуждам. Глава на своей шкуре должен чувствовать, чего не хватает жителям, отстаивать их интересы, как свои. Вот таких муниципальных управленцев у нас должно быть подавляющее большинство.
В прошлом году на местном уровне произошло серьезное обновление управленческих кадров. Сменилась почти треть руководителей – 6 руководителей представительных органов и 14 глав администраций городов и районов. Надеюсь, что те, кто занял эти посты, покажут хорошие результаты в работе.
В марте этого года на Ставрополье пройдут очередные муниципальные выборы. Они коснутся 12 территорий. И я хочу подчеркнуть, что, какой будет новая местная власть, зависит от позиции избирателей. Равнодушие и неучастие скажутся на жизни каждого, это надо хорошо понимать.
– Почему дела по превращению Кавминвод в курорт мирового уровня продвигаются, мягко говоря, не быстро? Путевки очень дороги, можно сказать, недоступно дороги для простого человека, а инфраструктура городов-курортов по-прежнему не выдерживает критики? Что планируется сделать в ближайшее время, для того чтобы богатейшие гидроминеральные и бальнеологические ресурсы использовались более эффективно на благо человека?
- Полагаю, что достаточно скоро нам удастся сдвинуть эти «камни». Дело в том, что прошлый год завершился важнейшими для курортов Ставрополья решениями федерального правительства.
Во-первых, мы вошли в Госпрограмму развития СКФО до 2025 года. С учетом внебюджетных источников край в ее рамках получит около 650 млрд рублей. Средства будут направлены в том числе на сохранение и рациональное использование уникальных природных ресурсов, создание современной системы утилизации отходов, реконструкцию автодорог, развитие инженерной инфраструктуры, что позволит среди прочих проблем обеспечить бесперебойное снабжение курортов питьевой водой.
Во-вторых, в последние дни декабря подписано постановление о включении особой экономической зоны «Гранд Спа Юца» в туристический кластер Северного Кавказа. Ставропольский край, как вам известно, настойчиво боролся за право стать участником этого проекта.
Две эти позиции означают серьезнейшие вложения, которые позволят Кавминводам существенно вырасти качественно – и как курорту, и с точки зрения качества жизни местного населения.
Еще одно направление, которым мы сегодня активно занимаемся, – состояние важнейших курортных объектов. Таких как, например, Кисловодский курортный парк. Он находится на федеральном балансе, но его состояние вызывает немало вопросов – и у местных жителей, и у туристов, и у властей. Краевая власть не раз обращалась в Правительство России с просьбой выработать единую стратегию развития парка, обеспечить его более весомой господдержкой. В итоге принято решение о дополнительных ассигнованиях. В начале этого года поступят средства на реконструкцию его знаменитых достопримечательностей – «Храма воздуха» и «Каскадной лестницы» – 15 и 52 млн рублей соответственно. Всего же в 2013-2014 годах ждем на благоустройство парка не менее 130 млн рублей в год.
Вообще, Кавминводы очень непростой регион в том плане, что здесь плотно переплетены вопросы разного уровня регулирования. Нередко мы сталкиваемся с такой ситуацией: территория одна, проблема одна, но центров принятия решения по ней целый набор, с разбросом «от Москвы до самых до окраин». В итоге вопросы решаются медленно, от этого страдают курортные зоны, городская инфраструктура. Надо менять положение вещей. Не случайно я несколько планерок краевого правительства посвятил именно проблемам городов-курортов. Чтобы помочь им, был создан пост министра Ставропольского края, который эти территории курирует.
Конечно, наша работа не ограничивается рамками городского хозяйства. Большой ее блок посвящен сохранению уникальных природных ресурсов Кавказских Минеральных Вод. В ближайшее время планируются работы по ликвидации аварийных скважин, создающих угрозу истощения и загрязнения месторождений минеральных вод. На эти цели из федерального бюджета получим 257 млн рублей. Еще 744 млн рублей предусмотрено на строительство гидротехнических сооружений на озере Тамбукан, которые защитят его от загрязнения. Контроль соблюдения законности гражданско-правовых сделок в зонах санитарной охраны курортов будет только усиливаться.
Теперь что касается стоимости отдыха. Не соглашусь с тем, что она исключительно заоблачная, как вы сказали. В настоящее время средняя цена путевки – около 2000 рублей в сутки для одного человека в двухместном номере – в зависимости от категории и ведомственной принадлежности здравницы. Сюда, напомню, включается и питание, и лечение. В то время как просто остановиться в гостинице экономкласса в Ставрополе или городах КМВ обойдется в 1500 рублей.
При этом надо сказать, что существует и льготный отдых. Так, например, сутки проживания и лечения для инвалидов стоят меньше 900 рублей. В 2012 году на наших курортах пролечились 45,5 тыс. льготников, из них 9,3 тыс. человек – жители Ставропольского края.
Словом, предложение по карману найти можно. Но это не значит, что у нас нет ресурсов для дальнейшего снижения цены путевки. Сдерживающим фактором для потенциального роста числа отдыхающих являются высокие тарифы на авиа- и железнодорожные перевозки. Стоимость авиаперелета в общей цене нашего турпродукта составляет от 20 до 60 процентов. Диалог по регулированию этого вопроса сейчас ведется с федеральными структурами.
Надо работать и над дальнейшим повышением качества сервиса – такую задачу перед собой тоже ставим.
– О казаках. Валерий Георгиевич, понятно ваше желание как потомственного казака сплотить казаков, реестровых и общественных. Это правильная мысль. Как дело движется? Какие меры планирует предпринять правительство для возрастания роли казачества в жизни региона?
- За последние два десятилетия казачество у нас в крае прошло большой путь. Люди все больше его понимают и принимают. Большую роль играет в этом поддержка казачества, которая в том числе оказывается и на федеральном уровне. Смотрите сами: официально утверждены форма одежды, знамена, награды. Казачество становится все более весомой частью общественных отношений, жизни страны.
Это же касается и Ставрополья. У нас казачество все активнее проявляет себя не только как носитель традиционных культуры и ценностей, но и как участник важных для края процессов. Например, казачьи муниципальные дружины, которые вместе с полицией охраняют спокойствие горожан, – уже реальность.
И это правильный путь, я считаю. У нас еще есть люди, которые продолжают воспринимать казаков в каком-то исключительно «фольклорном» качестве. Лично я буду прилагать все силы, чтобы казаки себя чаще проявляли в качестве практическом – служении обществу и государству.
Спектр применения их сил широк. Одним из главных, мне кажется, должно являться укрепление общественного порядка. Сейчас мы решаем вопрос по оплате труда участников казачьих патрулей, будем помогать и созданию казачьих частных охранных предприятий. Особо займемся укреплением казачества на востоке края.
Конечно, это не единственное направление, где сейчас ведется работа.
Действуют 40 казачьих военно-патриотических и 16 военно-спортивных клубов, более 22 спортивных секций. Успешно работают 3 лицея казачьей направленности, в казачьих кадетских классах обучаются на сегодняшний день около 2900 ребят. В прошлом году мы открыли казачий кадетский корпус в Буденновске, еще один планируется в Кисловодске.
Принято решение о выделении средств на строительство в селе Величаевском Левокумского района казачьего патриотического центра. Он должен стать местом, где сосредоточатся спортивные секции, кружки, будут демонстрироваться народные казачьи промыслы, изучаться история и культура казачества.
Пропаганде казачьей культуры поможет создание в Кировском и Левокумском районах, а также на Кавказских Минеральных Водах трех этнотуристических казачьих станиц.
Если говорить в общем, то только в этом году по краевой целевой программе на поддержку казачества будет выделено 20 млн рублей. Вместе со средствами из муниципальных бюджетов и других источников сумма составит 22 миллиона.
– Большая масса налогов, которые платят наши предприятия, уходит из края и способствует процветанию других территорий. Многочисленные холдинги позволяют делать это на вполне законных основаниях. Как развернуть денежный поток на процветание Ставрополья?
- О том, что отток налогов за пределы Ставрополья носит катастрофический характер, я бы говорить не стал. За последние годы налоговые и неналоговые поступления в консолидированный бюджет края увеличились почти на 9 млрд рублей. Кроме того, не так давно были внесены изменения в Налоговый кодекс России, которые вводят особый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль для консолидированных групп налогоплательщиков. Это сужает для холдингов возможности «маневрирования» ради налоговой минимизации.
В прошлом году о создании консолидированных групп налогоплательщиков заявило сразу несколько российских компаний. В крае участниками таких объединений стали три крупнейших предприятия – «Газпром трансгаз Ставрополь», «Ставролен» и «РН-«Ставропольнефтегаз». И, надо сказать, бюджет Ставрополья получил вполне ощутимую пользу от таких новаций – плюс 362,2 млн рублей по сравнению с 2011 годом.
– О команде. Валерий Георгиевич, в мае вы говорили, что не сторонник смены кадров. Тем не менее состав правительства поменялся практически радикально. Ожидают ли нас очередные новации? И вообще, каким вам видится идеальный управленец – член вашей команды?
- С самого начала мной было сказано: в команде остаются люди компетентные, готовые решать поставленные задачи, способные держать напряженный темп. Получилось не у всех. По разным причинам. Кому-то, возможно, оказалось просто тяжело физически. Бывает. Во всяком случае, «громких» отставок – со скандалом или по причине каких-то серьезных нарушений – за это время не случалось. Надеюсь, не будет такого и впредь.
Сейчас идет нормальный рабочий процесс. Команда, которая его обеспечивает, сформирована, и итогами ее деятельности я в целом удовлетворен.
– Как построить межнациональное согласие в крае? Прибывших из соседних регионов становится все больше. И они приезжают не с пустыми карманами, скупают недвижимость, носят хиджабы. Коренных жителей это настораживает. Что делать? Кстати, на проблеме строительства межнациональных отношений особо остановился в ходе своей пресс-конференции Президент РФ Владимир Путин. Как решить эти вопросы? У вас есть рецепт?
- Рецепт один: не замалчивать проблемы и обеспечивать правопорядок. Потому что там, где государство недорабатывает, начинаются спекуляции. Сейчас на слуху Невинномысск. По-разному можно говорить о том, что там произошло в декабре, но результат один – заезжие гастролеры убили в драке местного жителя, казака.
Людей это взволновало, естественно. Сейчас с большим вниманием все смотрят на то, как идет следствие. Я людей понимаю и полностью разделяю их неравнодушное отношение к произошедшему. Наши силовики совместно с коллегами из республик работают над поимкой подозреваемого. Со своей стороны нацеливаю на то, чтобы этот процесс был доведен до логического конца. Совершивший преступление должен быть найден и наказан.
В то же время в связи со сложившейся ситуацией как мухи на мед слетаются радикальные силы. Причем не только из-за пределов Ставрополья, но и из России. Через Интернет продвигают экстремистские идеи, разжигают межнациональную ненависть, предлагают двигать границы и так далее. Тем ставропольцам, кто с такими призывами сталкивается, советую прежде всего задуматься, кому они выгодны. Кому и для чего нужно раздувать на нашей земле пожары и провоцировать потасовки? Не следует идти у них на поводу.
Вместе с тем и властям надо корректировать свои действия. То, что с миграцией связаны определенные проблемы, очевидно. Надо работать. Не случайно именно этот вопрос по миграционной политике мы вынесли на январское заседание краевого правительства. Принят план по реализации краевой миграционной политики на 2013 год. Появится специальная рабочая группа, которая будет отслеживать эти вопросы, анализировать проблемы и предлагать решения.
А пока хочу сказать, что самые строгие меры административного и уголовного воздействия будут приниматься к тем, кто грубо нарушает общественный порядок, с пренебрежением относится к местным жителям, нашим традициям и обычаям.
Более того, все подобные случаи должны подлежать общественному обсуждению и осуждению. Информация о них должна стать известной и на родине нарушителя, его близким и родным, которые, я уверен, со своей стороны примут меры воспитательного воздействия. Для этого мы будем развивать взаимодействие с руководителями соседних субъектов.
26 января 2013 года