Казаки со всей России и зарубежья на форуме Всемирного русского народного собора обсудили свои проблемы
Одна из шести секций была посвящена месту и роли казачества на Северном Кавказе в прошлом, настоящем и будущем. В аудитории собрались представители казачества не только из различных российских регионов, но и из-за рубежа. Преломление разных точек зрения, не всегда, кстати, совпадающих, помогло выстроить многомерную картину: чем живет казачество и находит ли в себе силы, чтобы соответствовать предназначенной роли - быть скрепляющим началом на Северном Кавказе, где живут рядом люди более ста национальностей.
Есть разные точки зрения на происхождение гребенских и терских казаков, выросших из буйной вольницы в оплот российской государственности. Примечательно, что именно они раньше всех стали служить царю и Отечеству, о чем свидетельствует Указ Ивана Грозного 1577 года. Формировалось казачество из переселенцев и беглых людей, по одной из версий, из Рязанского княжества. Даже некоторые боярские дети переселялись на гребни (отсюда название - гребенские) вдоль Терека. Именно гребенские казаки в свое время первыми начали заниматься хлебопашеством, виноградарством, сочетая эти занятия с государевой службой.
Жизнь в непосредственной близости с горскими народами сказывалась и на общественных отношениях, быте, образе жизни и нравах. Казаки водили дружбу с жителями аулов, чтили родство по похищенным женам. Обычай аталычества, известный среди горцев, распространялся и на казаков. Казачата временно передавались на воспитание в горские семьи и наоборот. Таким образом проходило взаимовлияние и взаимообогащение культур. Между народами Северного Кавказа и казаками завязывалась тесная дружба. Об этом следует помнить всем, кто сегодня пытается разрушить созданное предыдущими поколениями. Конечно, надо учитывать, что традиции были прерваны в связи с социалистической революцией и жесточайшими репрессиями по отношению как к казачеству, так и к некоторым горским народам. В истории России много произошло нежелательного и разрушительного.
Но и сегодня, когда процессам возрождения казачества уже 20 лет и не всегда на этом пути все складывается благополучно, историческая память жива. Сергей Лукаш, профессор Армавирской государственной педагогической академии, считает, что исторический опыт забывать нельзя. В связи с этим он вспомнил возмутившее его высказывание одного из сибирских казаков, что с мусульманами, мол, рядом жить нельзя. С. Лукаш убедительно доказал обратное. Главный аргумент - на Кавказе это получалось и получается до сих пор. «Невозможно выбросить за борт опыт нескольких столетий, - отметил он. - Потерять уважение горских народов можно только в том случае, если будем слабы в своей православной вере. А если будем сильны, нам не скажут: уберите памятник А. Ермолову. Не будет провокационных высказываний по центральному телеканалу о том, что 50 процентов русского населения Ставропольского края «сидит на чемоданах». Мы нужны друг другу. Именно поэтому сегодня под эгидой казачьего общества в Армавире создают Дом дружбы народов, под крышей которого можно будет общаться, узнавать друг друга, вести переговоры по острым политическим вопросам.
Другими словами, единство в казачьих рядах и крепость веры являются цементирующим началом для гармоничных межнациональных отношений на Северном Кавказе. Общий дом надо и защищать вместе. Потому что радикальные исламистские идеи грозят не только русским на Кавказе. Они угрожают миру и спокойствию всех проживающих здесь народов и целостности России, которая является для них общим домом. Просто на Северном Кавказе это особенно ярко выражено. Нигде нет такого богатого представительства народов и конфессий. Казачество столетиями жило со всеми в мире. Эту традицию надо сохранять. В том числе от внешних угроз.
Позиция государства играет важную роль в строительстве взаимоотношений в обществе. Этот факт подчеркнул в своем выступлении депутат Бахчисарайского городского совета, атаман объединения казаков Крыма С. Юрченко. Непростой во многих отношениях регион сопредельной страны раздирают межнациональные противоречия. Напряженность, по словам атамана, нагнетают действующие на полу-острове организации, пропагандирующие идеологию пантюркизма. И если на территории России деятельность этих по сути своей организованных преступных группировок запрещена, то в сопредельной стране они функционируют, как ни странно это звучит, легально. Крайне радикальные националистические идеи транслируются на Кубань и Ставрополье. Более того, на законных основаниях «под крышей» министерства образования в Крыму работает несколько учебных заведений, студенты которых экзамены сдают на территории Турции, которая таким образом открыто готовит кадры для турецкой Порты на территории Крыма. Одновременно нельзя молчать и о проникновении представителей ваххабизма на территорию Крыма с Северного Кавказа. «Проблемы наши схожи, поэтому мы рассчитываем на поддержку наших российских братьев», - подчеркнул крымчанин. Дважды пришлось, по словам С. Юрченко, отстаивать на территории Бахчисарайского района христианскую святыню VI века.
Советник главы Чеченской Республики по вопросам казачества А. Черкашин напомнил исторический факт. Когда в Чечню в период Гражданской войны пришли деникинцы, местные старейшины обсуждали, к кому примкнуть, к красным или казакам, пришедшим с Белой армией. И пришли к выводу, что лучше ко вторым, потому что казаки - верующие люди, с ними проще найти общий язык. Сегодня казачество представлено в 60 странах мира. И этот факт дает право называть их «скрепой русского мира». Единение сил, обсуждение общих проблем помогают сохранять традиции, духовность и православную веру.
Воцерковление казачества - вот главная задача, поставленная Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Особенно важно сохранять этот стержень на Северном Кавказе. «Нам очень важно понять, что если казак слаб в вере, то он не будет пользоваться уважением горских народов и найти общий язык будет сложно, - подчеркнул отец Павел. - А это сегодня важно, как никогда. Межнациональный мир на Кавказе - залог стабильности Государства Российского».
Укрепится казачий мир на Северном Кавказе и за счет переселенцев из Казахстана и Киргизии. Семиреченских казаков пригласил на Ставрополье губернатор Валерий Зеренков. Сегодня важно создать все условия, для того чтобы братья-казаки нашли на ставропольской земле и кров, и добрый прием. Именно эти люди должны закрыть брешь, образовавшуюся в результате отъезда русского населения, особенно из восточных районов Ставрополья. Чтобы это было так, важно поддержать переселенцев и экономически. Первые шаги сделаны. В селе Сенгилеевском семиреченцам выделены участки под строительство домов, решается вопрос об ипотечном кредитовании. 200 семей готовы принять в Благодарненском районе, еще 200 - в Степновском. Готовы решать вопросы возвращения «семиреков» к историческим корням в Левокумском районе. Говорили о необходимости создать при губернаторе структуру, которая непосредственно будет заниматься переездом казачьих семей.
Самое главное, чтобы бюрократические препоны не помешали расширению присутствия казаков на исконно казачьих землях. Ибо уже сегодня на экономике республик заметно сказывается нехватка русских специалистов, ранее занимавших ту нишу, где требовались отраслевые знания и опыт. Национализм - это та карта, которую успешно разыгрывают недружественные России силы. И это понимание есть, к счастью, и среди представителей иных традиционных религиозных конфессий на Северном Кавказе.
Экономика в процессе стабилизации межнациональных отношений играет не последнюю роль. И коль уж речь идет об укреплении казачества, то и законодательная поддержка общинных традиций ведения хозяйства должна иметь место. Ректор Московского государственного университета технологий управления им. К.Г. Разумовского, член совета по вопросам казачества при Президенте РФ Валентина Иванова предложила выйти с законодательными поправками, в соответствии с которыми общинная земля должна стать устойчивой базой для казачьего землепользования. Отсутствие необходимой правовой базы приводит к тому, что казачья земля уходит в чужие руки. Например, через систему подставных лиц. Советник губернатора Ставропольского края по вопросам казачества Петр Федосов напомнил, что казаки в Российской империи обладали правом пожизненного пользования наделами. В результате земля оставалась в общине и поддерживала экономически казачий род. Сегодня земля по праву наследования переходит от первого собственника к его детям, которые зачастую уезжают далеко от родных мест и продают свои участки. Есть и другие схемы вывода земель. В частности, когда общая земля становится собственностью атамана, который своим авторитетом вынудил членов казачьего общества подписать необходимые бумаги. Многие спохватились поздно, когда поняли, что стали просто наемными работниками. Поэтому правовому регулированию жизни казачества необходимо придавать большее значение.
Сегодня многие авторитетные люди из казачьей среды, пользующиеся уважением станичников, становятся во главе местных администраций. И было бы справедливо, чтобы в таких поселениях действовали законы казачьего самоуправления. Состыковать традиции, проверенные временем, с действующими нормативными актами, в том числе о местном самоуправлении, можно и нужно. Компактное проживание и верность лучшим традициям, воспитание на них подрастающих поколений укрепят казачество, дадут ему достаточно сил для того, чтобы оно стало истинной опорой государства.
22 декабря 2012 года