07:45, 17 ноября 2012 года

На Ставрополье подведены итоги реализации краевых целевых программ за 9 месяцев 2012 года

Обсуждали краевые и ведомственные целевые программы, в том числе итоги их реализации за девять месяцев текущего года. Серьезное внимание на коллегии было уделено и перспективам 2013 года, ознаменованного новыми подходами к финансово-бюджетному планированию, которое в числе прочего подразумевает переход к так называемому программному бюджету.

В заседании приняли участие заместитель председателя правительства Ставропольского края А. Бурзак, министр экономического развития А.  Хусточкин, министр энергетики, промышленности и связи Д.  Саматов, а также представители различных краевых министерств и ведомств, федеральных структур.

А. Бурзак указал на ключевую роль краевого минэкономразвития по целому ряду направлений, от которых непосредственно зависит увеличение налогооблагаемой базы, пополнение бюджета Ставрополья и рост благосостояния его жителей. Все программы в регионе, по его словам, должны реализовываться ведомствами скоординированно. И это приобретает особую актуальность в свете новых подходов бюджетного планирования.

«Со следующего года мы перейдем на программный бюджет, который предполагает наличие программ органов исполнительной власти. Это позволит видеть все расходы министерств и ведомств Ставропольского края в целом и, соответственно, оценивать результативность их деятельности», – прокомментировал А.  Хусточкин преимущества нового подхода. Вместе с тем, оценивая ожидаемый социально-экономический эффект от перехода региона на трехлетний бюджет, вице-премьер А. Бурзак отметил, что «планирование на три года позволит точнее расставлять приоритеты, усиливая прогнозную и стратегическую составляющие». В числе важнейших социальных приоритетов, ориентируясь на которые на региональном уровне будут разрабатываться новые программы, – образование, спорт и поддержка восточных районов края. Соответствующие задачи перед органами краевой исполнительной власти обозначил губернатор В. Зеренков. А в целом, добавим, программы будут охватывать весь спектр деятельности органов краевой власти и более 97 процентов расходов казны.

Как отметил А. Хусточкин, в целом динамика экономического развития края положительная. Большая часть основных экономических показателей по итогам 9 месяцев текущего года значительно выше общероссийских. По словам министра, есть только два показателя, по которым мы отстали от общероссийских по объективным причинам. Это объем роста продукции сельского хозяйства, что было вызвано неблагоприятными погодными условиями, и индекс промышленного производства, заметно снизившийся из-за временной остановки завода «Ставролен», работа которого существенно влияет на итоги. Однако последствия аварии уже устранены, и к концу года индекс промышленного производства края должен догнать общероссийский.

Об итогах реализации в период с января по сентябрь 2012 года краевых целевых и ведомственных целевых программ, в том числе об их кассовом исполнении, доложила начальник отдела реализации региональных программ министерства А.  Антоненко.

Она сообщила, что на реализацию краевых и ведомственных целевых программ за девять месяцев направлено более 6,4 млрд рублей. Для сравнения, за этот же период прошлого года в Ставропольском крае поступило 4,3 млрд рублей. В январе – сентябре 2012 года средства федерального бюджета были израсходованы в объеме более 658,3 млн руб-лей, краевого бюджета – около 3,7 млрд рублей, местных бюджетов – около 178,5 млн рублей. Еще около 1,9 млрд рублей привлечено из внебюджетных источников. По словам А. Антоненко, львиная доля средств, предусмотренных бюджетом края на реализацию программ, была выделена на развитие дорожной и транспортной отраслей в рамках функционирования регионального дорожного фонда.

Наиболее высокий процент освоения денежных средств достигнут по следующим программам: «Ставрополье – антитеррор на 2012-2014 годы» (кассовое исполнение составило 95,6% от общего объема финансирования, предусмотренного на 2012 год), «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае на 2011-2013 годы» (94,8%), «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края на 2010-2014 годы» (86,8%), «Развитие отдельных направлений сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2012-2014 годы» (76,95%), «Социально-экономическое развитие восточных районов Ставропольского края на 2012-2015 годы» (77,8%), КЦП «Культура Ставрополья на 2012-2015 годы» (77,4%).

При этом по некоторым программам освоено менее 10% выделенных средств. Имеются и такие программы, кассовое исполнение которых составило ноль процентов. На это, как прозвучало, есть вполне объективные причины. Например, основные мероприятия программы «Сохранение и воспроизводство плодородия почв сельхозназначения» имеют сезонный характер и назначены на четвертый квартал года, потому и освоено только 9,9% выделенных средств. А вот нулевое освоение средств, отпущенных на мелиорацию, связано исключительно с отсутствием подписанного соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета.

В целом же низкое освоение средств по краевым целевым программам за исключением тех, которые будут реализованы в последнем квартале, по словам докладчицы, связано с упущениями в организации и планировании работы в отдельных исполнительных органах, а также недостатками нормативно-правового регулирования этих вопросов. Несвоевременно проводятся конкурсные процедуры и планируются торги, заключаются соглашения, отсутствует тесная связь с государственными заказчиками, отмечается низкое качество предоставляемых в минэкономразвития отчетов о ходе реализации мероприятий программ.

А. Бурзак обратил внимание собравшихся на то, что в существующих целевых программах зачастую фигурируют показатели, не имеющие никакого отношения к характеристике эффективности мероприятий. Поэтому ответственным за их реализацию чиновникам нужно постараться исключить подобные индикаторы. Кроме того, заместитель председателя правительства Ставропольского края попросил коллег выработать общие критерии эффективности, подходящие для оценки результативности программ, работающих в разных сферах.

Д. Саматов также добавил, что в будущем году должен состояться качественный переход от реалистического сценария развития экономики к инвестиционному. Уже заработают в полную силу первые мощности предприятий, которые еще несколько лет назад запустили свои инвестиционные проекты. Потому, по словам министра энергетики и промышленности, целесо-образно создание при каждом министерстве или муниципалитете структуры, способной быстро анализировать все изменения и запросы рынка и генерировать интересные инвестиционные проекты с целью привлечения дополнительных средств в развитие экономики территорий и края в целом.

«Время мыслить программно»
Газета «Ставропольская правда»
17 ноября 2012 года