Могут ли автомобильные пассажирские перевозки стать безопасными?
К сожалению, о цивилизованном и безопасном рынке транспортных услуг пока говорить не приходится. Статистика свидетельствует о росте числа ДТП с участием пассажирского автотранспорта. И, к сожалению, не обходится без жертв. Зачастую причинами аварий становится либо игнорирование водителями правил дорожного движения и несоблюдение скоростного режима, либо неважное техническое состояние автомобилей. В ходе рейдовых мероприятий также фиксируются случаи, когда горе-водители садятся за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, констатировал государственный инспектор отдела технадзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД ГУМВД России по СК Евгений Костючек.
Что является причиной такого хаоса – недостаток контроля или банальная безответственность транспортного бизнеса в крае? Понятно, что однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Тем не менее усугубление ситуации в последние пару лет заместитель министра транспорта Виталий Тальницкий объяснил следующим образом: на протяжении 2011 года перевозчики в крае практически не подвергались проверкам, в итоге, как говорится, предприниматели «расслабились» - на дорогах края появилось много «пиратов», да и автотранспортные предприятия стали проще относиться к обследованию водителей и диагностике подвижного состава. Чтобы повлиять на ситуацию, на Ставрополье и было создано отдельное министерство, в зоне пристального внимания которого сейчас находятся именно автомобильные пассажирские перевозки. Причем мониторинг показал, что наибольшую угрозу безопасности движения на ставропольских дорогах сейчас представляют именно расплодившиеся многочисленные нелегалы, при осуществлении регулярных перевозок прикрывающиеся трафаретами «Заказной».
Как прозвучало, на рынке автоперевозок пассажиров сегодня действует не так много крупных предприятий, которые, как правило, считаются более дисциплинированными, так как имеют возможность соблюдать все требования законодательства. Чего совсем не скажешь о маленьких фирмах и индивидуальных предпринимателях, которые чаще идут на всевозможные нарушения в погоне за сиюминутной прибылью. Тем более что и небольшие штрафы их совершенно не пугают. Потому, добавил В. Тальницкий, министерство транспорта края сейчас готовит предложения для внесения в закон изменений, предусматривающих их значительное увеличение.
По мнению старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры СК Светланы Корнюшиной, на общую ситуацию в сфере перевозок сильно влияет и отношение пассажиров к своей безопасности. Они изначально подвергают себя большому риску, реагируя на предложения перевозчиков-зазывал даже не доходя до касс автовокзалов. А в ходе рейдов по выявлению нарушений пассажиры «пиратских» маршруток чаще всего встают на сторону водителя.
В ходе пресс-клуба шел разговор о том, что в последнее время на территории края участились ДТП, в которые попадают автобусы из других регионов. От руководства края звучали предложения по ограничению межрегиональных пассажирских автоперевозок на территории Ставрополья в ночное время. Этот вопрос сейчас прорабатывается, объяснил В. Тальницкий, но здесь нужно учитывать массу самых разных моментов, так как, например, необходимо обеспечить питание и размещение пассажиров, наличие отстойников для транспорта и т.д. Краевые депутаты готовы оказать содействие в работе над решением этого вопроса. Хотя это сложная проблема, требующая комплексного подхода, заметил председатель комитета по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ Думы СК Геннадий Ягубов, и, возможно, потребуется создание отдельной рабочей группы.
По мнению депутата Госдумы России, президента ТПП СК Андрея Мурги, система организации пассажирских перевозок нуждается в преобразовании не только на региональном уровне, проблема имеет федеральный масштаб. В транспортном секторе укрепился нелегальный бизнес, и его процветанию лишь способствовали пробелы в законодательстве. Сейчас, заверил А. Мурга, в российском парламенте и Минтрансе РФ ведется серьезная работа над новой нормативной базой.
10 ноября 2012 года