Р. Хасиева. Линогравюра «Кукольники». 1961 год.

Р. Хасиева. Линогравюра «Кукольники». 1961 год.

© Фото: Александр МАЩЕНКО

И. Соколов. Линогравюра «Московские огороды».

И. Соколов. Линогравюра «Московские огороды».

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Г. Кирсанов. Москва. «Портрет студента». До 1988 года. Кованая медь.

Г. Кирсанов. Москва. «Портрет студента». До 1988 года. Кованая медь.

© Фото: Александр МАЩЕНКО

В Невинномысском историко-краеведческом музее сейчас работает как раз такая выставка, и представлены на ней работы (живопись, графика, скульптура) московских и ленинградских (петербургских) художников. Работы эти взяты из фондов Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Название же выставки, рассказывающей изобразительными средствами о вехах истории двух российских столиц, – «Путешествие из Петербурга в Москву».

Всего в зале невинномысского музея демонстрируется 55 произведений. Причем наиболее полно представлены графические работы. Это произведения уникальной, то есть авторской, графики, а также графика печатная. Хронологические рамки создания всех живописных работ, скульптуры, графики – 20 – 80-е годы прошлого века.

Нет здесь изображения, как ранее говорили, трудящихся масс, демонстраций и т. д., авторы больше обращаются к частной жизни людей, к типичным бытовым сценкам, привлекает их внимание также архитектурный облик двух главных городов страны. Впрочем, громкие события века художники, конечно, показывают, но опосредованно, через человека. Например, кто эта хрупкая, красивая девушка на офорте художника Е. Мациевского? И не подумаешь, что изображена настоящая героиня – одна из первых летчиц страны Лидия Зверева. А вот скульптуры космонавта Беляева, рабочей завода «Электросталь», скульптурный портрет студента и т.д.

Важный момент: хотя жили авторы, представленные на выставке, в столичных городах, они часто выезжали в разные, порой очень отдаленные, уголки страны, и люди, с которыми встречались художники, становились потом героями их работ.

Всегда особый интерес представляют изображения городской среды ушедшей эпохи. Троицкие ворота Московского Кремля, улица Горького, типичный московский перекресток – районы Москвы, запечатленные в работах, выполненных в разных жанрах, – точный документ своего времени. И ценность их в том, что взгляд художника подмечает и дарит нам такие детали, какие простой человек в каждодневной суете сам и не заметил бы. На линогравюре И. Соколова «Московские огороды», например, в одном небольшом пространстве совмещены детали разных эпох. Эпоха нынешняя – современное большое каменное здание на заднем плане. Эпоха уходящая – деревянные домишки, на которые наступает мегаполис, и женщины, занимающиеся огородничеством. И безмолвный наблюдатель всего этого – красивая старинная церковь, пережившая столетия.

Кстати, техника линогравюры, или гравюры на линолеуме, весьма широко представлена на выставке. В качестве примера можно назвать интересную работу Р. Хасиевой из Северной столицы – «Кукольники». Сочными красками, не потерявшими за полвека яркости, передан один из моментов творческого процесса, которым заняты дети. К слову сказать, процесс создания линогравюр – также процесс увлекательнейший и сложный. Ведь специально обработанный линолеум, в котором мы, обыватели, видим только покрытие для благоустройства жилища, в руках мастера превращается в благодатный материал для воплощения любых творческих замыслов: от экслибриса и книжной заставки до большой станковой гравюры, как черно-белой, так и цветной. Аккуратность, усидчивость, терпение – все эти качества требует от художника техника линогравюры.

Особых слов требует графика Северной столицы, представленная на выставке. Ведь сам классический образ Северной Пальмиры, графичность силуэта Петербурга-Ленинграда – благодатное поле деятельности для вдумчивого художника. Потому так интересны работы художников Маркова, Белоусова, Почтенного, Чарнецкой, запечатлевших свой взгляд на облик Северной Венеции, как еще называют Петербург.

…Уже после осмотра выставки понимаешь, что, и в самом деле, благодаря всем 55 работам и энергии, душе, вложенной в них авторами, совершил увлекательное, незабываемое путешествие – из Петербурга в Москву.

Александр МАЩЕНКО

Путешествие из Петербурга в Москву / Газета «Ставропольская правда» / 8 ноября 2012 г.