Ошибки использования бюджетных средств обошлись Ставрополью в 150 млн рублей
Главным вопросом повестки дня стали результаты недавних проверок эффективности использования средств краевого бюджета муниципальными образованиями. Проверки проводились Контрольно-счетной палатой СК в целях дальнейшего развития бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Ставропольском крае и совершенствования органами краевой власти методов финансово-бюджетного планирования.
- Нарушений выявлено немало, - сообщил Ю. Белый. - Ошибки обошлись краевому бюджету более чем в 150 млн рублей. Это серьезная цифра, и надо разобраться в причинах. Понятно, что недостает профессиональных юристов, квалифицированных бухгалтеров, есть проблемы с оплатой труда этих специалистов. В то же время я прошу помнить, что мы сегодня часто оказываемся под огнем критики избирателей. Вы знаете о тех судебных процессах, которые идут в крае и связаны в первую очередь с муниципальными образованиями. Мы подробно обсуждаем вопрос использования финансов на местах, чтобы впредь ошибок было меньше.
Информацию об итогах проверок озвучил аудитор Контрольно-счетной палаты края С. Шак. Он рассказал, что в зоне внимания аудиторов оказалось 25 сельских поселений в различных районах края, а также Новоселицкий район и Нефтекумск. Именно в этих муниципальных образованиях нарушения «потянули» на 150 млн рублей. Предстоит проверить еще 145 муниципалитетов.
- Нарушения и недостатки при организации и осуществлении бюджетного процесса носят системный характер, - сообщил С. Шак. - Все проверяемые муниципалитеты, кроме одного, являются высокодотационными. Денежные вливания краевой казны в их бюджеты составляют более 70%. А это значит, что им необходимо очень педантично выполнять все требования по исполнению бюджета, чтобы получать такие щедрые перечисления в будущем.
Среди частых нарушений были названы превышение установленных правительством края нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих. Хотя было отмечено, что дело тут не в злом умысле - скорее, в непонимании законодательных норм. С января 2009 года была проведена индексация должностных окладов, но согласно постановлению правительства края муниципальные служащие не вошли в число тех, кому зарплату повысили. А они этого, судя по всему, не поняли. Теперь переплату - около 3 миллионов рублей - придется вернуть в казну.
Впрочем, были и такие, кто хорошо понимал, что берет чужое. Так, в Балахоновском и Темнолесском сельсоветах, а также в станице Новомарьевской установлены случаи незаконного увеличения расходов на оплату труда глав муниципальных образований или глав администраций за счет средств, предусмотренных на зарплату подчиненных.
- Контрольно-счетная палата считает, что для исключения необоснованного перераспределения расходов на оплату труда необходимо установить предельные размеры зарплаты глав поселений, - отметил С. Шак.
Обнаружены и другие нарушения, возможно, попахивающие коррупцией. В ряде муниципалитетов выявлено необоснованное удорожание стоимости ремонтно-строительных и монтажных работ, факты оплаты коммунальных услуг, потребленных арендаторами муниципальных помещений, за счет бюджетных средств. По словам С. Шака, по всем выявленным нарушениям выданы представления и требования по их устранению. Материалы, наводящие подозрения на совершение преступлений, переданы в правоохранительные органы.
Печально, что на местах довольно формальное отношение к прописанным в Бюджетном кодексе РФ положениям и нормам. К примеру, в 70% проверенных сельских поселений основной бюджетный документ - положение о бюджетном процессе - не соответствовал федеральным требованиям. А в уставах муниципальных образований зачастую не учитываются изменения в федеральном и краевом законодательстве, а иногда обнаруживаются и прямые противоречия законам.
Проведенный проверяющими анализ формирования доходной части бюджетов сельских поселений показал, что существующая модель межбюджетных отношений не решает задачи по увеличению собственных доходов муниципалитетов. Львиную долю (от 57 до 88%) в доходах каждого проверенного сельского поселения формируют поступления из краевого бюджета. При этом, как было отмечено, при планировании доходов в большинстве случаев не проводится разработка прогноза социально-экономического развития поселений, что прямо противоречит Бюджетному кодексу РФ.
По словам С. Шака, Контрольно-счетная палата очень осторожно подходила и к квалификации нарушений:
- Допустим, муниципалитет выделил деньги на строительство пожарной части в поселении или на расчистку грейдером дороги после снегопада. А деньги бюджетом на это не предусмотрены, значит, квалифицировать нарушение надо как нецелевое расходование средств. Но мы рассматриваем это как расходы, отнесенные на другую статью, чтобы людей не подставлять. Ведь дороги-то чистить надо, иначе люди без продовольствия и медпомощи останутся... Сельские поселения находятся в очень сложной ситуации, и требовать от них безусловного исполнения закона просто невозможно.
Кадровую проблему поселений, связанную нередко с нехваткой квалифицированных юристов и бухгалтеров, по мнению С. Шака, можно решить, к примеру, путем укрупнения муниципалитетов, объединив два-три небольших населенных пункта в одно муниципальное образование. Правда, это предложение не вызвало поддержки участников заседания.
- Нарушения при организации и исполнении бюджета носят системный характер, - высказал свое мнение председатель комитета Думы по социальной политике В. Коваленко. - Ведь во всех поселениях проблемы одни и те же. Порой главу поселения «избивают» за вопросы, которые необходимо было решить. Полномочия-то у него на устранение той или иной проблемы, выполнение той или иной задачи есть, а финансирования нет. Вот и вынужден глава как-то выкручиваться, ведь с него люди спросят. Мы должны проанализировать проблему и подумать, как ее решить.
Это предложение было поддержано. Депутаты в каждом из думских комитетов должны будут проработать меры поддержки муниципалитетов и вынести свои предложение на одно из заседаний парламента.
Кроме того, участники заседания пришли к единому мнению о необходимости оказания регулярной методической помощи, проведения обучающих семинаров для специалистов муниципальных администраций. Это, по мнению членов совета, поможет исправить выявленные нарушения и не допустить новые.
Также на заседании рассматривался вопрос о взаимодействии органов местного самоуправления и управляющих компаний в сфере ЖКХ.
С 1 января 2013 года вступают в силу изменения в Жилищный кодекс РФ, в числе которых ужесточающие условия конкурсного отбора управляющих компаний и дающие муниципалитетам дополнительные инструменты по контролю их деятельности. Депутаты отметили, что на встречах с избирателями регулярно поднимается вопрос о непрозрачности работы управляющих компаний. Жители жалуются, что им приходится платить буквально за все, при этом они не имеют возможности контролировать расходование средств. По словам депутата Виталия Коваленко, ситуация с «беспределом» управляющих компаний уже настолько критическая, что грозит перерасти в настоящий социальный взрыв. В ходе обсуждения члены совета приняли решение проработать вопрос о возможности принятия, в дополнение к изменениям федерального уровня, краевых нормативных актов, дающих органам местного самоуправления рычаги воздействия и наказания недобросовестных управляющих компаний.
Также на заседании состоялся обмен мнениями по вопросу «О состоянии материально-технической базы учреждений культуры в муниципальных образованиях Ставропольского края». По информации краевого министерства культуры, на покрытие всех расходов, связанных с ремонтом и реконструкцией нуждающихся домов культуры, необходимо более 1 миллиарда 700 миллионов рублей. К сожалению, бюджет Ставрополья не располагает на сегодняшний день такими средствами. Органам местного самоуправления было рекомендовано находить внебюджетные источники, привлекать меценатов для поддержания объектов культуры в надлежащем состоянии.
3 ноября 2012 года