06:40, 22 сентября 2012 года

Как сформировать у молодежи чувство патриотизма, решали в СКФУ

Речь шла о том, как в современных условиях сформировать у молодых людей важнейшее качество быть гражданином своей страны и патриотом России, в то же время не забывая о праве каждого на свои национальные традиции, язык и культуру. Этот разговор был тем более важен, что шел в стенах Северо-Кавказского федерального университета с его многонациональным составом студентов и преподавателей, и вдвойне важен в аудитории педагогического института, чья цель - подготовка учителей. Не секрет, что в последние десятилетия школа «отодвинулась» от необходимости воспитывать учащихся, ее задачей стало лишь образовывать детей.

Участниками круглого стола стали восемь экспертов - представители федеральных и краевых общественных и научно-исследовательских организаций, которые обсудили актуальные проблемы в области гражданского просвещения и воспитания.

Основные выводы экспертов: фигуре преподавателя необходимо вернуть его воспитательную функцию, но при этом педагог сам должен соответствовать этическим и нравственным эталонам. Учитель только тогда сможет воспитать человека гражданином своей страны, когда сам будет грамотным в правовом отношении. Вот несколько высказываний.

Александр Согомонов, академический директор Центра социологического и политологического образования РАН,

член экспертного совета при председателе

Госдумы РФ:

- Наш российский учитель истосковался по своему праву воспитывать еще с 90-х годов, когда ему было практически запрещено это...

Сергей Януш,

профессор СтГАУ, доктор исторических наук, специалист просветительских программ Фонда мира:

- Вектор движения должен быть определен на государственном уровне. Мы должны знать, для чего мы живем именно в этом государстве и чего мы хотим от себя и от государства в целом.

По словам Юрия Васильева, директора Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктора политических наук, мы утратили воспитательную функцию в сфере образования. Потеряли ее, как ни странно, после того как провозгласили Россию в начале девяностых правовым государством. И до сих пор не можем понять, что правовое государство должны строить люди, имеющие высокую правовую культуру, правовое сознание, правовую грамотность.

*****

Участники круглого стола подытожили: теория российского образования в данном случае отстает от запросов практики. Встреча стала стимулом для дальнейшей научно-исследовательской работы в сфере гражданского просвещения.

Виктория ХВОРОСТЬЯНОВА
«Воспитать гражданина»
Газета «Ставропольская правда»
22 сентября 2012 года