Купец Александр Нестеров – благотворитель, почетный гражданин Ставрополя
Думаю, нашим современникам интересно узнать о нем подробнее, за какие заслуги получил почетное гражданство. Из сохранившегося в крайгосархиве формулярного списка узнаем, что Александр Федорович родился в купеческой семье, воспитание получил домашнее. Продолжив семейное дело, торговал бакалейными, москательными товарами (краски, клеи, технические масла), овощами. Дела шли в гору. Постепенно стал заниматься благотворительностью, например в период Крымской войны. В 1857 году А. Нестеров был награжден медалью в память войны 1853 – 1856 годов на Анненской ленте за пожертвования.
Александр Федорович принимал активное участие в общественной жизни. В 1862 году он впервые избран гласным Ставропольской городской думы от купцов. О том, как он служил в ее составе, говорит полученная им в 1864 году золотая медаль с надписью «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на шее. В представлении о награждении от городского головы ставропольскому губернатору отмечалось, что Нестеров известен многими случаями благотворительности: в пожертвовании средств для губернской мужской гимназии, Ставропольского тюремного замка, учениц женской гимназии Св. Александры.
В течение многих лет Александр Федорович поставлял для двухсот воспитанников мужской гимназии съестные припасы по заниженным ценам. Сохранившийся договор о поставке продуктов дает представление о том, чем питались пансионеры: перловая, гречневая, сорочинская (пшенная) крупы, коровье, льняное, конопляное, горчичное масло, красный, белый мед, изюм, кишмиш, чернослив, клюква в зимнее время, вермишель, макароны, грибы сухие, фасоль, горох, маслины, снатки (сорт рыбы) и многое другое. Для гимназистов А. Нестеров пожертвовал сто драповых пальто на сумму 1500 рублей. Часто закупал и канцелярские товары. За все это наместником Кавказа генерал-лейтенантом князем Орбелиани ему объявлена благодарность с занесением в формулярный список.
Человек глубоко верующий, Александр Федорович много делал для церкви. В 1859 году он получил благословение Святейшего синода «за усердное приношение на устройство в Ставрополе дома для помещения епархиального архиерея». Не случайно ставропольское городское общество избирает А. Нестерова ктитором (старостой) Михаило-Архангельской церкви мужской гимназии. Первоначально гимназическая церковь размещалась в угловой части арендуемого дома на пересечении Николаевского проспекта и Варваринской улицы (ныне пр-т К. Маркса и ул. Р. Люксембург). В 1868 году гимназия перебралась в собственное выстроенное здание на южной стороне Александровской площади (ныне пл. Ленина), где было предусмотрено помещение для домового храма. Став ктитором, А. Нестеров вкладывал немало средств на обустройство Михаило-Архангельской церкви. Он оплатил позолоченный иконостас стоимостью 4000 рублей, изготовленный в Москве. В центре церкви располагалась престольная икона Архангела Михаила. Его стараниями в храме появились двадцать четыре иконы на различные сюжеты, Евангелие в серебряном окладе, плащаница, позолоченная посуда для богослужения, серебряные подсвечники, облачение для священнослужителей. Он же закупал свечи, масло, ладан, вино, просфоры. За эти труды А. Нестерову был пожалован орден Св. Станислава 3-й степени.
Благородная деятельность А. Нестерова была по достоинству оценена ставропольским городским обществом, на основании представления которого указом Правительствующего Сената от 20 октября 1880 года он возведен в потомственные Почетные граждане г. Ставрополя.
В августе 1896 года, обращаясь к ставропольскому городскому голове С. Ртищеву, Александр Федорович писал: «Милостивый государь Сергей Иванович! Желая принести посильную помощь жителям г. Ставрополя, вследствие каких-либо несчастных обстоятельств впавших в нищету и терпящих крайнюю нужду, я заблагорассудил принести в дар городу Ставрополю принадлежащее мне недвижимое имение, состоящее в Ставропольской губернии и уезде при речке Большая Кугульта и заключающемся в 2286 десятинах и 1800 кв. саженях земли…». В документе указывалось, что имение после смерти А. Нестерова должно поступить в вечное владение города. Доходы с него должны использоваться на пособия лицам, которые по имеющимся у городского управления сведениям нуждаются в нем. Пособие в 30 рублей одному лицу должно выдаваться три раза в год, перед празднованием Рождества Христова, Пасхи, а также 23 ноября в день Ангела жертвователя Св. князя Александра Невского.
За столь щедрый дар гласные Ставропольской городской думы выразили Александру Федоровичу благодарность, приехав к нему домой. Постановлением думы было решено заказать художнику Коста Хетагурову изготовить портрет А. Нестерова, поясной, в натуральную величину, масляными красками, в раме, стоимостью 100 рублей.
Александр Федорович был дважды женат. Первая его жена Наталья Алексеевна, видимо, не отличалась здоровьем. Долгое время у них не было детей, и супруги усыновили подкидыша, назвав его Дмитрием. В 1866 году в семье Нестеровых родилась дочь Мария, но четыре года спустя Наталья Александровна в возрасте 38 лет умирает от чахотки. Проживет всего 13 лет их дочь Мария. Александр Федорович приводит в дом молодую жену (на 25 лет моложе) Екатерину Ивановну из купеческого рода Алафузовых. В новой семье один за другим рождаются дети Варвара, Сергей, Елизавета. Удалось установить, что двухэтажный, каменный с арочным въездом дом, где проживали Нестеровы, находился на Александровской улице (ныне ул. Дзержинского, 78). Дети росли, получили образование в ставропольских гимназиях. Дочь Варвара вышла замуж за купца Николая Леонидова. Сергей и Елизавета породнились с купеческим родом Меснянкиных, хорошо известных в Ставрополе. Достаточно сказать, что муж Варвары Николай Леонидов с братом Вячеславом возвели на Александровской улице салон для музыкальных вечеров (ныне ул. Дзержинского, 87). А супруг Елизаветы Иван Прокофьевич Меснянкин со своим братом Александром выстроили в Ставрополе торгово-зрелищный центр «Пассаж» (часть здания сохранилась на пр-те К. Маркса).
Александр Федорович скончался в 1903 году. В некрологе, помещенном в газете «Северный Кавказ», говорилось: «…Покойный Нестеров А. Ф. был выдающимся благотворителем и жертвователем, почти все свое громадное состояние еще при жизни своей распределивший между местными благотворительными обществами, учебными заведениями и церквами… Всех пожертвований, о которых более или менее известно, Александр Федорович сделал до полумиллиона рублей. Он охотно благотворительствовал и частным лицам, обращавшимся к нему за помощью. Обедневшим своим должникам он почти всегда прощал долги – словом, пожертвования совершались им во всех видах. Покойный имел кроме нескольких золотых медалей пять орденов, до Св. Владимира включительно».
Попрощаться с ним пришло множество народа. Среди собравшихся: почти все гимназисты классической гимназии, учащиеся школ Общества грамотности. Внутри Казанского кафедрального собора не могла поместиться и пятая часть пришедших. Литургию и обряд отпевания совершил епископ Агафодор с соборным духовенством и при участии законоучителей мужской гимназии, где Александр Федорович в течение сорока лет состоял ктитором церкви. Погребен А. Нестеров был под Казанским собором. Среди множества венков, возложенных на его могилу, были и два от имени городского общественного само-управления: один серебряный с надписью «От признательного города Ставрополя Александру Федоровичу Нестерову», другой из живых цветов со словами «Известному благотворителю Александру Федоровичу Нестерову». «Такое стечение провожатых и вообще торжественность похорон, – писала газета, – легко объясняется особыми свойствами личности усопшего. Его репутация состоятельного человека, слывшего даже богачом, не играла здесь никакой роли. Общественное мнение ценило в нем именно его личные качества как человека, жизнь которого посвящена была упорному труду, давшему возможность употребить потом на пользу ближнего свой достаток…».
В своем духовном завещании Александр Федорович остался верен себе. Завещав дочерям, внукам домовладение и капиталы, назначил в пользу церкви классической гимназии 5000 рублей, городского ночлежного дома им. И.П. Зимина (основатель заведения) и гостинорядской церкви во имя Нерукотворного Спаса по 2000 рублей.
На заседании городской думы по поводу увековечения памяти благотворителя было решено построить в Ставрополе соматическую больницу повивальной системы, присвоив первому выстроенному павильону наименование «в память А.Ф. Нестерова»; такое же наименование дать городскому попечительству о бедных; назвать Нестеровской одну из улиц Ставрополя.
Последующие события ХХ века почти стерли память о человеке, который сделал так много доброго. Могила его разрушена вместе с Казанским собором, улица его имени носит теперь название Советской, семья пострадала во время репрессий. И все же остался добрый знак – имя А. Нестерова начертано на Аллее Почетных граждан Ставрополя.
14 сентября 2012 года