06:29, 18 августа 2012 года

Екатерина Полумискова: к 75-летию Ставропольского краевого отделения Союза писателей России

Умудренные жизненным опытом литературные наши корифеи весьма скептичны и с горечью констатируют безвозвратность канувшего в Лету «советского механизма поддержки», для реализации которого, собственно, и был создан Союз, когда поэт в России был «больше, чем поэт». Нам, пополнившим союзные ряды в начале этого века и только слышавшим из уст старших товарищей по цеху об их увенчанной лаврами, славной и сытной жизни в былые времена, всегда задают один и тот же вопрос: что дает сегодня вступление в Союз писателей? В смысле материального благополучия уже ничего, и это правда. Остается уникальная возможность общаться, расти творчески, пытаться решать сообща задачи, которые в одиночку никому не осилить.

Помнится, в 1980 году 12-летним подростком я пришла с толстой папкой своих детских стихотворений в краевую писательскую организацию тогда еще Союза писателей СССР, располагавшуюся на проспекте К.  Маркса в Ставрополе, и познакомилась с поэтом Г. Фатеевым. Волновалась ужасно, а он с приветливой улыбкой и совершенно искренним любопытством взглянул на рукописи и пообещал внимательно ознакомиться с моим творчеством. А через полгода в литературном альманахе «Ставрополье» (№ 2, 1981) были впервые опубликованы мои стихи. Что было потом! Перестройка… Развал Советского Союза… Новая Россия…

Мой второй, «окончательный заход» в краевую организацию писателей состоялся на пороге третьего тысячелетия, когда писательский Дом буквально шокировал своим видом - обшарпанные стены, ободранный линолеум, развалившаяся мебель. Но при этом поразили непотопляемая стойкость и безоговорочный патриотизм ставропольских мастеров слова (В. Сляднева, В. Бутенко, В. Чернов, В. Колесников, В. Ходарев, Т. Корниенко, В. Кустов и др.). Оставшись без государственной поддержки, без средств на издание книг, они пробивались «через тернии к звездам» (т. е. к своим читателям) на творческих встречах, пытались возродить работу с начинающими литераторами, а толстые журналы воссоздавали заново. Это была команда, хотя писатели хором не поют. Каждый из них - «солист» со своим узнаваемым голосом, к которому прислушивались даже тогда, когда рушились устои и идеалы.

И все же, как сказал питерский поэт А. Кушнер, в семинарах которого я участвовала на первом и втором форумах молодых писателей России в Москве (2000 и 2001 гг.), «времена не выбирают, в них живут и умирают». Наверное, в такие периоды и происходит проверка таланта на прочность, отмежевание от бумаготворчества, графомании, псевдолитературы.

Сегодня уже не слишком верится в какой-то вселенский злой умысел, на который традиционно стараются возложить ответственность за «потерянное» поколение. Просто, в 90-е годы прошлого века, когда вытаскивали самих себя за уши из кризисного болота, о духовном воспитании молодежи вообще позабыли, не до того было стране. Зато первое десятилетие XXI века ознаменовалось «большим взрывом» литературного процесса, порожденным обретенной свободой слова и широким доступом в Интернет.

Казалось бы, что в этом плохого? Тем более после затянувшегося молчания талантливых, мыслящих людей. Но «хотелось как лучше, а получилось как всегда». Наряду с интересными, «настоящими» работами хлынул и до сих пор проливается тропический ливень бессвязных, бестолковых монологов, в которых звучит вовсе не исповедь тонкой и умной поэтической души, а банальное самолюбование, пусть даже в претенциозной, конъюнктурной «обертке». Периодически выливается грязь на прошлое страны с попытками перекроить историю и заработать на этом дивиденды. Главное для таких раскрученных (кем?) литераторов - завоевать пространство, засеять пустующее поле, принадлежащее определенной политической тусовке, а вот чем - пшеницей или сорняком - уже не важно. Вот и получается: поэт так хорошо играл на лире, что смысл стихов значения не имел...

Увы, отсутствие смысла и гражданской позиции теперь даже ставится в заслугу! Но мне ближе пушкинское:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал».

Помочь различить добро и зло, встать на сторону истины и света - вот в чем, на мой взгляд, назначение поэзии и литературы в целом. И роль писателя - отстаивать, возрождать и создавать духовные ценности.

К сожалению, сегодня гораздо чаще на самых популярных общественных трибунах обсуждаются проблемы гей-парадов или пресловутых БАДов. О литературе говорится лишь в узких кругах. Создается видимость, что литературы в России нет. Но еще абсурднее реплики о том, что, дескать, все наши прославленные классики - дальние потомки иностранцев и носители чуждой прозападной культуры, либо впоследствии - эмигранты и диссиденты, чьи литературные шедевры якобы обрели широкую популярность и признание именно за границей (А.  Пушкин, М. Лермонтов, А.  Герцен, И. Бунин, И. Бродский, В. Набоков, А.  Солженицын и др.). На этом фоне особенно радует, что народы Кавказа считают национальными героями своих величайших поэтов (К. Хетагурова, Р. Гамзатова, Э. Капиева и др.), которых, слава богу, никто не упрекал в том, что они писали на русском или их произведения были переведены на русский язык, пополнив таким образом сокровищницу российской и мировой культуры.

Отношение к писателям в пост­советскую эпоху можно назвать недоверчиво-потре­би­тель­ским. Вместо государствен­ной поддержки сегодня существует система грантов, позволя­ющая направлять на конкурсной основе средства на проведение разовых, я бы сказала показательных, мероприятий. Но можно ли от случая к случаю, «для галочки» вести кропотливую каждо-дневную работу с подрастающим поколением или всерьез заниматься вопросами творческого мастерства с начинающими авторами? Почему писатели на голом энтузиазме обязаны (как кому-то кажется) вести мастер-классы, секции поэзии, прозы и критики только лишь в рамках общественной нагрузки? Если писатель обладает даром, так и работать ему предлагается даром! С какой стати?

Правда, существуют и другие родственные структуры, которые отчасти традиционно занимаются литературным ликбезом, это школы, прочие учебные заведения, дома культуры, библиотеки, различные творческие студии и объединения. Но, странное дело, писателям-профессионалам там почему-то практически не находится места. Да и зачем? Ведь незаслуженно забытых шедевров предприимчивым редакторам и издателям хватит на десятки лет вперед. Непонятно только, почему сохранять литературное наследие одних непременно приходится путем прижизненного забвения других?

Издательская деятельность в крае совсем непродолжительное время находилась в компетенции министерства культуры. Но как только проблема книгоиздания, казалось, была решена, почему-то в середине нынешнего года функции передали другому ведомству, имеющему на этот счет, кажется, весьма туманные представления и перспективы. И это происходит в регионе, имеющем вековые традиции становления русской классической литературы!

Иногда на творческих встречах со студентами и школьниками приходится, что называется, открывать им Америку по поводу литературного краеведения. Оказывается, многие даже не задумывались, что понятие «региональная литература Северного Кавказа» довольно широкое и включает в себя не вялотекущий современный литературный процесс провинциального масштаба, а в первую очередь наследие живших и творивших здесь всемирно известных и признанных мастеров слова. Я имею в виду, конечно же, не только А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, но и Я. Абрамова, И. Сургучева, С. Бабаевского, С. Михалкова, А. Солженицына и других. Многие представители передовой интеллигенции как царской, так и советской и современной России неразрывно связали свою творческую жизнь с Северным Кавказом, только теперь мало кто об этом помнит. Так что нам есть кем гордиться и чье дело здесь продолжать. Наш регион славится не только удивительной природой, уникальными курортами и красивейшими туристическими маршрутами, но также своей историей, своим определяющим значением в жизни и творчестве лучших представителей российской интеллигенции.

Отрадно, конечно, и то, что, по большому счету, интерес к литературе у современников не угас. Пишущих людей сегодня много, они ищут и находят читателя, представляют плоды своего творчества в Интернете, заявляют о себе, спорят, даже издаются. И приходят в Союз писателей. Значит, создание писательской организации 75 лет назад не было напрасным, и писатели еще скажут свое веское слово.

И пускай все не так и некстати заверчено,

И закручены мы этой жизни под стать.

Только как же разумное, доброе, вечное?

Вот об этом, пожалуй, и стоит писать!

Екатерина Полумискова, член Союза писателей России
««Друзья мои, прекрасен наш союз!»»
Газета «Ставропольская правда»
18 августа 2012 года