Какие названия должны носить улицы Ставрополя?
Для справки. Топонимика - наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика находится на стыке и использует данные трех областей знаний: географии, истории и лингвистики.
Статус - не исторический
Вел заседание Н. Охонько, директор Ставропольского государственного музея-заповедника, заслуженный работник культуры РФ. Он начал с в общем-то неприятного сообщения о том, что решением Правительства РФ от 16 января 2010 г. и приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 года Ставрополь лишился статуса исторического города, которым обладал несколько десятилетий. Сия печальная участь коснулась многих российских городов. Достаточно сказать, что общий перечень исторических поселений сокращен практически в пять раз. Но старый список - еще времен РСФСР - тоже остается в некоторой силе: населенным пунктам, имеющим объекты культурно-исторического наследия, оставлена возможность побеспокоиться о восстановлении статуса. К таким и отнесен Ставрополь. В качестве условий предлагается ряд мер, в том числе - доказать не только наличие сохранившихся памятников истории и культуры, но и целостность историко-культурной городской среды.
Можем ли мы согласиться с исключением Ставрополя из списка исторических городов? Разумеется, нет, скажем мы вслед за Н. Охонько, который видит в качестве одной из мер по поднятию престижа Ставрополя обращение к вопросам его исторической топонимики. Возвращение в обиход старых названий улиц, уверен он, поможет городу «заговорить историческим языком». Кстати, тему старых наименований много раз поднимала пресса, в том числе и «Ставропольская правда». Н. Охонько познакомил участников встречи с некоторыми подробностями переименования улиц города в разные эпохи. Процесс этот начался почти сразу после 1917 года, но особенно активизировался в 1937-м: тогда решением городских властей «одним махом» получили новые имена сразу 250 улиц, при этом не на все, видимо, хватило фантазии инициаторов, если одних только улиц Ежова насчитывалось шесть штук... Еще одна серия переименований произошла в конце 50-х годов: у 19 улиц убрали имена «развенчанных» политических деятелей. Наконец, в 90-е годы общественностью снова стал подниматься этот вопрос, но конкретные решения ограничились возвращением исторических названий бывшей Комсомольской горке и нескольким улочкам, а в 1999-м бульвару на проспекте К. Маркса присвоено имя генерала Ермолова. К 60-летию Победы вместо улицы Коминтерна появилась улица Маршала Жукова. И наконец постановлением Думы Ставрополя от 27 сентября 2007 г. вообще наложен мораторий на переименование сложившихся названий.
Будем «ворошить» прошлое?
Решение вполне разумное, учитывающее всю предыдущую вакханалию с переименованиями. И хотя в новой России в Петербурге, например, вернули уже 294 исторических названия, да и в Москве не меньше, все же масштабы столиц со ставропольскими реалиями вряд ли сравнимы. Будем ли мы сегодня опять «ворошить» прошлое, устоявшееся в современной топонимике Ставрополя? Н. Охонько предлагает всерьез обратиться к названиям улиц, а в качестве первой «мишени», по его словам, выбрал главный проспект в исторической части города, носящий имя К. Маркса. Заместитель председателя городской Думы В. Надеин высказал идею переименовать проспект К. Маркса уже сейчас, в преддверии Дня города. Но вопрос с проспектом остается как раз весьма спорным. Разумеется, напрямую автор «Капитала» к нам никакого отношения не имеет, однако не стоит сбрасывать со счетов факт, что этот несомненно значительный труд впервые перевел на русский язык уроженец Ставрополя Г. Лопатин. Согласитесь, все вместе это тоже часть истории города и страны. Если же все-таки решимся на возвращение старого названия, то какого из 12 (!), ранее принадлежавших проспекту? Многим участникам круглого стола явно не импонирует ни Николаевский, ни Черкасский, ни Большой... Могу предложить абсолютно новый вариант с безоговорочной исторической же основой: почему бы главной городской улице не носить имя нашей замечательной героини Первой мировой войны Риммы Ивановой? Вот уж кто буквально ценой жизни завоевал право на бессмертие в памяти малой родины. И может ли кто возразить, что бесстрашная юная сестра милосердия, поведшая солдат в атаку, - тоже наша славная история.
Глубокий научный взгляд на вопрос предложила профессор, доктор географических наук Н. Щитова, подчеркнув не только географическое, но и культурологическое значение топонимики. Ведь люди стали давать названия местам, где живут, для ориентации в пространстве, при этом вкладывая в эти обозначения и некий сакральный подтекст, и накопленный поколениями объем памяти. В каждом городе своя топонимическая среда, она живет и развивается вокруг сложившегося костяка исторических названий, представляющих наше наследие. Оптимально, если в названии отражены события или люди, которые здесь жили. Случилось так, что советская топонимическая волна смыла важные исторические пласты, а процесс восстановления очень непрост. Особенно в Ставрополе, где столько названий, никак с городом не связанных. Постепенно следует отказываться от одиозных имен, одновременно не забывая и о новых улицах, которым нередко даются на удивление безликие, «никакие» наименования. Пожалуй, лишь «45-я Параллель» - лучший пример современности.
Ученые предлагают помощь
Наши читатели помнят публиковавшуюся в «СП» дискуссию о смене названий улиц, в которой приняла участие профессор, доктор филологических наук К. Штайн. Позиция Клары Эрновны не изменилась, ее можно выразить заглавием напечатанного в газете комментария: «Имя - культурная память города». Вместе с коллегой, доктором филологических наук Д. Петренко они много занимались вопросами истории города, издав в 2007 году сборник «Ставрополь в описаниях, очерках и исследованиях за 230 лет». Этот солидный научный материал способен послужить хорошим подспорьем в решении нынешних топонимических коллизий. Рассматривать проблему нужно объективно, уверена К. Штайн, с учетом и советского периода, постепенно, бережно и тактично корректируя топонимию Ставрополя в пользу позитивного мышления горожан. Да, названия влияют на наше сознание, но их комплекс сложился так, а не иначе, и современное население знает его именно таким, каков он сегодня. И, ставя благородную задачу воскрешения исторической топонимии, следует много думать о том, чтобы сделать этот процесс безболезненным. Ученые видят здесь большое поле деятельности для администрации краевого центра, но и сами готовы активно сотрудничать. Кстати, наряду с наименованиями ученых волнует то, как выглядят сегодня наши так называемые исторические улицы. К. Штайн сокрушенно привела в пример все тот же проспект К. Маркса: «Поверьте, мало видела городов, где центральная улица в таком ужасном состоянии. Поднимите глаза - там на вторых этажах березки уже растут... Поэтому представляется наиболее правильным основательно поработать с улицей, привести ее в достойное состояние... Моя душа человека, выросшего в Ставрополе, радуется каждой доброй примете в этом плане. С другой стороны - когда стали вырубать деревья, когда машины становятся важнее человека, это страшно. В ряде исторических мест вообще давно пора вводить табу на автомобильное движение и парковки!». Ей-богу, хочется подписаться под каждым словом уважаемого ученого.
Только без наскоков!
В целом поддержав начинание о возвращении улицам Ставрополя исторических названий, с осторожностью отнесся к смене имени главного проспекта редактор «Вечернего Ставрополя» М. Василенко. Его мнение: начать процесс с какой-то менее знаковой улицы и проанализировать реакцию горожан. Он опасается «большевистских» наскоков в этом деле, предлагает действовать здраво, не спеша. Полезно было бы создать специальную комиссию из представителей власти, ученых, общественников, которая бы конкретно и последовательно занималась топонимикой, а работы ей - не на один год.
С тем, что названия в определенном смысле формируют общество, согласен преподаватель Ставропольской духовной семинарии священник Евгений Шишкин. И когда власти переименовывали улицы сотнями, они прекрасно понимали, зачем это делают. Между тем, в Ставрополе, заметил он, никогда не было улиц, носящих имена многих достойных его граждан. Возвращение их имен - тоже своего рода историческая справедливость, совершать которую надо аккуратно, с учетом пожеланий жителей. Но и бояться слишком тоже не стоит. Священник Евгений Шишкин напомнил: не так давно была переименована улица Коминтерна, а сегодня никто уже не помнит того названия, настолько прижилось здесь имя маршала Жукова. Резонанс народа будет нормальный, если удастся поднять наиболее значимые пласты исторической памяти. И все встанет на свои места.
Известный краевед, знаток и описатель истории Ставрополя Г. Беликов на сей раз высказывался весьма радикально: он за безусловное возвращение всех старых названий, как это, по его мнению, и должно быть в старом городе. Правда, его слова о том, что за годы советской власти «все изгадили», не нашли однозначного восприятия участниками круглого стола. Да и вообще, трудно себе представить, что завтра кто-то из нас проснется на улице Монастырской, а кто-то на Архиерейской, Кладбищенской или Воробьевке.
Не бывает «плохих» эпох
В защиту советской топонимики выступил доктор филологических наук Д. Петренко, подчеркнув: ни в коем случае нельзя повторять прежние ошибки и вычеркивать из истории некие «плохие» пласты. Вообще, можно ли то или иное время назвать однозначно негативным? Ведь для большинства из нас советское прошлое - это жизнь наших отцов и матерей, честно трудившихся для своей страны, это время не только идеологических штампов, но и время действительно значительных свершений. И приметы этого времени - тоже часть нашего историко-культурного наследия, в котором нашлось место и замечательному скверу в центре Ставрополя, и памятнику Пушкину, и священному Вечному огню... А Октябрьская революция, между прочим, официально входит в перечень памятных дат истории России, и, наверное, это не противоречит названию одного из проспектов. Мне близка мысль Д. Петренко о том, что достойное сохранение всех исторических черт города может стать основой развития собственного туристического кластера - с интереснейшими экскурсиями по необыкновенным уголкам старого города. О нем знатоки могут рассказать так много, начиная от знаменитых имен и заканчивая особенностями архитектуры и природного ландшафта... Пока же, увы, рушится потихоньку великолепное здание бывших Присутственных мест, а строили-то его наши легендарные архитекторы братья Бернардацци! И улица называлась в честь Присутственных мест, вот ей бы и вернуть это вполне обоснованное имя. «Заодно» наконец отремонтировав некогда красивейший особняк.
Все это нужно, конечно же, приводить в «божеский вид», и тогда нашим экскурсоводам не будет стыдно провести иностранных туристов по узеньким улочкам с оригинальными домиками, воротами, крылечками... Мы смотрим на все эти милые детали глазами любящими, привычными, а приезжие - с нескрываемым сожалением. Между тем, в старом городе многое связано с конкретными, жившими именно в этом месте людьми, и в памяти о них слышится что-то очень теплое, семейное. Так что, не только из идеологии надо нам исходить, а именно благоустраивать исторические уголки. Где найдется место и для мемориальной доски, и памятного барельефа.
Глава города Г. Колягин искренне благодарил участников дискуссии за их инициативу и высказанные предложения, над которыми теперь предстоит серьезно подумать исходя из реалий сегодняшнего дня (например, переоформление всевозможной документации потребует немалых финансовых и иных затрат). Он поддержал идею создания группы экспертов, которые могут помочь администрации - прежде всего подобрать наиболее значимые исторические топонимы, в том числе и советского периода, с уважением к истории, а не просто так. Свое слово скажет и городская Дума, законодательно закрепив соответствующую программу. В общем, несмотря на некоторые разногласия, все мы едины в том, что надо делать город не просто удобным для жизни, но еще и презентабельным.
17 августа 2012 года