Новокумский музей истории некрасовских казаков – уникальный повод для этнотуризма
Предыстория создания Новокумского филиала краевого музея изобразительных искусств ведется с 2005 года. На тот момент в Левокумском районе существовал Центр традиционной русской культуры молокан и казаков-некрасовцев, образованный в 1992 году к 30-летию их возвращения в Россию. Там был собран кое-какой фонд, работал известный фольклорный коллектив «Некрасовские казаки». Центр располагался на первом этаже здания (на втором – музыкальная школа), построенного в 60-е годы как общежитие: некрасовцы жили там первое время, пока строились для них дома. В 1992 году здание передали творческим коллективам, а к концу 2004-го местная администрация и вовсе решила больше не содержать обветшавшее здание. Центру предложили перейти в помещение Дома культуры. И тогда Людмила Евдокимова, которая в 1978 году создавала фольклорный коллектив, инициировала и вела сбор исторического материала, обеспокоенная судьбой этих фондов, обратилась к директору краевого изомузея Зое Белой. Опасения Людмилы Васильевны были не напрасными, поскольку возможности развития Центра на муниципальном уровне были явно исчерпаны. В ту пору существовавшие районные музеи временно преобразовывались в филиалы краевых, краеведческий принял 14 филиалов, а изомузей решил взять некрасовцев на себя. Достаточно логично, ибо некрасовское творческое наследие представляет собой особое направление в искусстве.
И началась тяжелая рутинная работа: передача здания, отвод участка, инвентаризация. Здание было в ужасающем состоянии, там никогда не было ремонта, отрезано отопление, отсутствовала канализиция.
- Однако по своему типу оно вполне подходило к требованиям музея, – рассказывает Зоя Белая. – Приходилось одновременно и готовить проекты реконструкции, и изучать фонды, тоже пребывавшие в плачевном виде, никак не оформленные.
Сотрудники краевого изомузея взяли за правило регулярно выезжать этакими бригадами в Новокумское. В освоении фондов помогала местный научный сотрудник Ольга Самарина, защитившая диссертацию по истории молокан. На Левокумье произошло своего рода соединение истории некрасовцев и молокан, хотя это представители различных конфессий. Их объединила судьба изгнанников… Правда, молокане прожили за границей «всего» десятки лет, а не сотни, как некрасовцы. Возвращение же на родину у них произошло с разницей всего в полгода, а в стране уже были иные времена, атеистические, и никто особо не вникал в различия общин.
Ну а музейщикам пришлось с этими тонкостями деликатно-основательно разбираться. Надо было привести в порядок разрозненные материалы, а историю фольклорных коллективов фактически записать заново: исчезли многие документы – о пребывании ансамбля «Некрасовские казаки» в Москве, встречах с учеными, концертах в консерваториях Петербурга, Москвы, Урала, Новосибирского академгородка, получении премии ВЦПС в 1989 году…
- Было очень много и хозяйственной, ремонтной работы. Мы старались как можно быстрее все сделать. К 2007 году, 45-летию возвращения некрасовцев в Россию, перевели здание на автономное газовое отопление, сделали кровлю, благоустроили территорию. Подготовили первую экспозицию и научную конференцию с приглашением казачьих коллективов края, ученых Юга России.
Сегодня можно сказать, что филиал успешно преобразован, живет, работает. Главное, музейщики ощутили явный интерес ученых, фольклористов, искусствоведов. Вот только трудно подобрать специалистов, которых на месте нет, а работа филиала требует профессионального подхода. Тем не менее музей открыт каждый день.
В эти дни сотрудники изомузея во главе с неутомимой Зоей Александровной активно готовят филиал к большой дате – 50-летию со дня возвращения некрасовцев на Родину. Регулярно, раз, а то и дважды в месяц, из Ставрополя выезжает мобильная бригада, собственно, для коллектива это стало еще одной работой, выполнять которую часто приходится после основной. Притом что времена бессребреников-фанатов вроде бы миновали…
С 2008 года ждет своего часа разработанная в музее концепция развития Новокумского филиала, тесно связанная с развитием туризма в крае вообще. До сих пор концепция ни разу широко не обсуждалась ни в министерстве культуры края, ни на депутатских слушаниях, а желательно бы – совместно с Левокумской администрацией и туристическим ведомством. Но музей работает с учетом именно этой концепции. Успешно реанимировали связи с учеными, с Ростовским и Старочеркасским музеями донского казачества, проводившими первые экспедиции по приезде некрасовцев в Россию и успевшими вывезти в свои фонды наиболее интересные предметы. Группа ученых Южного научного центра РАН участвовала в конференции по некрасовцам в 2007 году, в музейной экспедиции 2010-го. Вместе провели на базе филиала конференцию, посвященную 100-летию Ф. Тумилевича, известного этнографа, записавшего «Сказки и предания казаков-некрасовцев». Договорились с учеными о передаче музею итогов проводимых изысканий.
- Для нас это ощутимое подспорье в работе с фондами, экспозициями, в восполнении, так сказать, белых пятен, – поясняет З. Белая. – Самим такие исследования вести достаточно сложно. В 2008 году мы издали первый сборник «Казаки-некрасовцы» по итогам конференции 2007-го, а также буклеты рекламного типа «Приглашаем в гости к казакам-некрасовцам» с описанием своего музея, сувенирную продукцию. В 2009-м выпустили второй сборник, со статьями ученых, таких как Николай Денисов, занимающийся православными песнопениями, Вера Медведева, специалист Московской консерватории, инициатор создания первых двух «некрасовских» пластинок на фирме «Мелодия», включили туда предания из книги Федора Тумилевича, художественную прозу.
Сегодня эти сборники в Левокумском районе имеют все библиотеки, по ним школьники изучают региональную культуру. А в Ставрополе у музейщиков появился активный единомышленник в лице Виолетты Михайловны Грязновой, профессора СГУ, доктора филологических наук, завкафедрой общего славяно-русского языкознания. Теперь уже работу студентов В. Грязновой поддерживает Российский гуманитарный фонд – грантами на изучение языка казаков-некрасовцев, в перспективе – создание словаря их говоров. В 2010 году на Международной конференции «Особенности функционирования и преподавания русского языка в полиэтническом регионе Северного Кавказа» впервые на Ставрополье ученые подключились к изучению культуры казаков-некрасовцев. А год спустя в Ставрополе собрался Всероссийский научно-практический семинар «Проблемы бытования русского языка и русской литературы на Юге России», также поддержанный Гуманитарным фондом. И уже в этом году фонд поддержал еще две намеченные к 50-летию Новокумского филиала изомузея научные конференции – по проекту В. Грязновой «Лигвинистическая экология и сохранение исчезающих языков», а также проекту Института русской литературы «Пушкинский дом» (Санкт-Петербург) – «Проблемы самоидентификации этноконфессиональных групп в современном мире» с участием коллег из стран Балтии и Польши. А сотрудники Петербургской консерватории заинтересовались костюмом казаков. И все это при прямом содействии изомузея.
Отлажена и творческая связь филиала с головным музеем. Пока шли в Новокумском длительные ремонты, выставки из фондов филиала неоднократно экспонировались в краевом центре, на всех казачьих мероприятиях, на Кисловодских экономических форумах. А в филиале работает передвижная выставка краевого изомузея, она постоянно обновляется, знакомя местное население с богатыми запасниками, работами ставропольских художников. Благо, после ремонта Новокумскому выставочному залу позавидуют даже краевые.
- К сожалению, приходится констатировать, что в руководстве нашего края, профильного министерства пока слабо понимают значение всей этой работы, – сетует З. Белая. – Надеюсь, ситуация изменится в связи с произошедшими кадровыми изменениями в правительстве. А ведь то, что мы делаем, – это, вообще-то, инвестиции в науку нашего края!
И не только в науку, добавлю, но и экономику тоже, если будет наконец развит уникальный некрасовский туристический компонент. Тем более что на руках у специалистов – та самая концепция 2008 года, предлагающая создать в Новокумском рекреационную музеефицированную зону. Принципиальная цель – изменить стереотип восприятия, позиционировать данную территорию как перспективную для инвестиционных проектов социокультурного типа, направленных на создание островка традиционного русского мира на Ставрополье. Теперь, уверена З. Белая, дело за муниципалитетами, которые должны заняться привлечением предпринимателей. Музей готов предоставить великолепный исходный материал – только бери и воплощай. Но местные власти пока молчат. У музейщиков же мечты очень скромные, приземленные – перед юбилеем, на который приедут гости, хотя бы дорогу нормальную к филиалу сделать, убрать вечные хляби и лужи, поставить рекламные указатели на трассе. А еще подготовить стоянку для автотранспорта, привести в порядок побережье Кумы.
Кстати, кое-какие местные наработки по туризму в Левокумском имеются, к примеру, «Винный тур», тоже остающийся лишь проектом. А некрасовский музей вполне мог бы стать ярчайшим элементом этого маршрута. Причем не только с экспозицией, живыми встречами, угощением местной кухни и прочей экзотикой. Сюда прямо-таки просится создание мастерских по изготовлению сувениров: некрасовская культура позволяет сделать огромное количество продукции руками незанятого сейчас местного населения. Более того, музейщики подключили краевое художественное училище, и студенты отделения дизайна осуществили реконструкцию мужского и женского костюмов, разработали по некрасовским мотивам осовремененные варианты моделей, готовы делать некрасовскую куклу, чудесный керамический сувенир «Некрасовская семья», всевозможные стеганые жилеты, украшения из бисера, плетеные пояса, сумочки и т. п. Все это народу чрезвычайно нравится, можно было бы и в столицу отправлять, где большие потоки туристов с руками оторвут этнографические сувениры. Слушая Зою Александровну, воочию представляю неповторимый заповедник некрасовского быта: реконструкция подворья, причем с присутствием домашних животных, разбивка огорода, цветника, посадка деревьев, установка русской печи-горнушки, колодезного сруба, ограждения из плетня… Уже имеющиеся мультимедийные программы можно смотреть без экскурсовода, готовясь к встрече с фольклорным коллективом, ориентированным на неофициальное общение, с владением аутентичной певческой традицией.
Мечты упираются в реальные житейские проблемы: на чем привезти туристов, где разместить, как накормить… И кто этим будем заниматься? Ответ на поверхности: только туристическая фирма, обладающая лицензией, решающая вопросы безопасности людей, имеющая специально оборудованный транспорт… Музей лишь может заключить с турфимой договор на экскурсионное обслуживание. Эти технологии давно известны.
Порой говорят, дескать, некрасовцы уже ассимилировались, настоящих не осталось… Но посмотрите: за рубежом музейщики специально воссоздают давно утраченные этнографические объекты, благодаря записям и исследованиям успешно реконструируют их с учетом интересов современного человека.
- И нам этим нужно заниматься, – в голосе З. Белой явственно звучит этакий непреклонный «металл». – Пройдет время, уйдут из жизни последние переселенцы, но останутся их потомки. А мы для чего? Почему у нас так мало занимаются традиционной русской культурой, все только сетуют на ее угасание… Сегодня фильм о молоканах делают… в Турции. Русским этносом – «старообрядцами-липованами» – занимаются в Румынии, издают там журналы, ведут телепередачи. У нас же думают: раз мы русские, значит, все про себя знаем. Да ничего мы не знаем!
*****
А в это время ставропольские бизнесмены кидаются в чужую экзотику, предлагая нам, например, японские рестораны. Что это: убожество мысли или отсутствие информации? Ребята, хочется сказать им, информации – навалом, только оглянитесь вокруг…
17 июля 2012 года