07:48, 11 июля 2012 года

Один день из жизни в Дербетовском детском доме-интернате

Дом-интернат расположен в уютном месте: рядом небольшой пруд, вокруг, как говорится, тишина и покой, вся территория усеяна цветами. Множество ярких беседок и игровых площадок, расположенных между корпусами, напоминает о том, что здесь живут дети. В первой половине дня территория пустеет, потому как в это время сотрудники учреждения кормят ребят, купают, водят на процедуры. Здесь свой строгий режим дня. Мы оказались в интернате в такой час, когда кажется, что жизнь на мгновение замерла. Но внутри все оказалось иначе...

Жизнь в ожидании

- Дом-интернат предназначен для постоянного проживания детей-инвалидов, детей с наиболее тяжелыми формами психического развития в возрасте от четырех до восемнадцати лет. Сегодня у нас 106 ребят, большинство из которых остались без попечения родителей и нуждаются в постоянном и тщательном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социальной адаптации и реабилитации, - рассказывает директор Наталья Студеникина. - Благодаря поддержке краевых властей мы создали для детей достойные условия. В этом году на содержание дома-интерната выделено около 30 миллионов рублей.

В основном сюда поступают дети из неблагополучных семей. В памяти сотрудников, многие из которых проработали не один десяток лет, немало грустных историй. Однажды привезли маленькую Наташу, которая жила вместе с собакой в будке. Мама ее беспросветно пила. Немало усилий тогда приложили сотрудники, чтобы в прямом смысле слова сделать из Наташи человека. Первое время девочка постоянно лаяла, ходила на четвереньках, в общем, вела себя как ее четвероногий друг. Постепенно ее научили держать ложку и даже говорить. Потом Наташа, как и полагается, переехала во взрослый психоневрологический интернат. Примерно по такому сценарию развивается жизнь и всех остальных детей.

На базе дома-интерната полностью укомплектована медицинская часть: есть кабинет физиотерапии, процедурный кабинет. Месяц назад в физиотерапевтическом кабинете установили новый и очень необходимый аппарат «Полимаг», который улучшает работу нервной, пищеварительной систем, благоприятно воздействует на зрение, слух, применяется для лечения болезней крови. Каждый день около тридцати детей проходят процедуры: массаж, ингаляции, прогревание. Особое внимание уделяется реабилитации и развитию вновь поступивших. Для них разрабатывается индивидуальная программа, которая дает возможность поднять малыша на ноги...

Медсестра по массажу и фитотерапии Наталья Бондарева, пока ждала своих пациентов, рассказала о своей работе:

- Дети у нас проходят реабилитацию курсами. Мы обязательно следим за изменениями, происходящими в это время. У кого-то быстро появляются положительные результаты, с кем-то нужно более тщательно заниматься. Кроме того, стараемся работать сообща с воспитателями, чтобы ребенок развивался не только физически, но и умственно.

Наталья Бондарева работает здесь уже восемнадцать лет. Чтобы в физиокабинете детям было комфортно, медсестра организовала настоящий зеленый уголок - и какие только комнатные цветы у нее не растут! В гуще зелени стоит аквариум с рыбками. Говорит, что первое время трудно было привыкнуть к тяжелобольным детям, а теперь с волнением рассказывает даже о самых маленьких успехах своих подопечных.

- Для нас настоящая победа, когда привозят лежачего ребенка, а после серии процедур, он сначала садится, потом учится стоять, ходить. Мы верим в чудеса, и они происходят, - уверяет медсестра, - вот троих детей даже научили читать.

Первое время всех сотрудников дети называют «мама», но постепенно от этого их отучают:

- Таким образом, мы стараемся подготовить их к жизни в интернате для взрослых. Объясняем, что к взрослым нужно обращаться на «вы», - пояснила Н. Бондарева.

Несмотря на все тяготы, жизнь детей сложно назвать скучной и однообразной. Чтобы скрасить их досуг, здесь регулярно проходят праздники, вместе с воспитателями дети готовят концертные программы, проводят спортивные эстафеты. Конечно, самый волшебный и долгожданный праздник для детворы - Новый год: для каждого ребенка шьют костюмы, готовят подарки. Но самое важное - приезжают родители.

Найдите маму

Все дети, проживающие в интернате, распределены по палатам в зависимости от возраста и формы заболевания. Есть комнаты для тех, кто не может самостоятельно передвигаться, отдельные для девочек и мальчиков. Правда, бывает и такое: если ребенок в подростковом возрасте сильно отстает в развитии, его оставляют в группе с малышами.

- У нас был случай, когда нашему подопечному исполнилось восемнадцать и по закону его нужно было определять в психоневрологический интернат. Однако для жизни во взрослой среде он не был приспособлен - не развиты жевательные рефлексы, кормили его до той поры из детской бутылочки. Через какое-то время из интерната для взрослых его все же вернули к нам, - вспоминает директор учреждения.

Когда мы вошли в одну из палат, нас сразу с интересом обступила детвора - каждому хотелось обратить на себя внимание, хотелось, чтобы именно с ним поговорили...

«Найдите мою маму» - с такой просьбой к нам неожиданно обратился тринадцатилетний Ваня. Конечно, я пообещала, что обязательно в газете расскажу о нем. Приветливый и солнечный - пожалуй, именно так в двух словах можно описать этого ребенка. Он с удовольствием общался с нами, позировал перед фотокамерой. Ваня очень хотел, чтобы в газете мама его увидела именно таким - веселым, взрослым и сильным. И конечно же, приехала и забрала к себе.

В первое время и сами сотрудники прониклись просьбой ребенка - стали искать маму, написали даже в передачу «Жди меня», обращались во многие инстанции. Как потом выяснили, напрасно. Мама Вани о нем и знать не хочет.

Несмотря на то что родители добровольно отказываются от своих детей, руководство дома-интерната постоянно занимается поиском родственников. В редких случаях нерадивая мамаша все же соглашается хотя бы пару раз посетить покинутого ребенка, большинство же наотрез отказываются от общения с малышом.

- Даже знать не хотят о ребенке, просят больше их не беспокоить, - добавила Н. Студеникина.

К нашему разговору присоединилась палатная санитарка Екатерина Финогенова, которая работает здесь не один десяток лет. Ее самому маленькому подопечному четыре годика, старшему - пятнадцать. Екатерина Тимофеевна каждый день кормит детей, меняет постельное белье, следит за тем, чтобы все было в порядке.

- Каждый ребенок для меня родной, - с улыбкой поделилась она.

Строить - не ломать

Ближе к обеду детвору вывели на улицу. Кто-то, крепко ухватившись за любимую игрушку, прогуливался по дорожкам, другие поспешили к качелям. Здесь мы и познакомились с Максимом, для сотрудников интерната мальчик - повод для гордости: он участник всех мероприятий, которые здесь проходят. Сам ведет концерты, с удовольствием читает стихи, неплохо поет. Правда, в этот раз он был занят совсем другим делом. «А я уже успел цветочки полить», - с радостью сообщил он нам, а потом оживленно начал рассказывать о том, как ему здесь интересно живется. Родителей Максима сотрудники интерната тоже пытались найти, но пока безрезультатно.

К сожалению, с самого раннего возраста подопечные Дербетовского дома-интерната лишены главного - родительского внимания. Кого-то привезли сюда прямо из дома ребенка, других - по добровольному согласию передали «в руки» государству сами родители - за каждой детской судьбой стоит грустная история.

- По закону родители имеют право взять ребенка в отпуск. Максимальный срок - три месяца, - продолжает разговор Н. Студеникина. - Мы всегда приветствуем такое желание взрослых и понимаем, что, несмотря на всю заботу со стороны наших сотрудников, родительское тепло ничем не заменишь...

Казалось бы, не все так плохо - у ребенка есть возможность целых три месяца быть рядом с родными. Но, как отметила директор дома-интерната, многим родителям и двух дней бывает достаточно. А для каждого малыша даже эти небольшие встречи - настоящий праздник, жаль, что случается он крайне редко - обычно в год поступает три-четыре заявления, а детей здесь - помните - больше ста! Даже считать не надо, скольким из них так и приходится жить в постоянном ожидании. У некоторых, правда, есть еще один шанс увидеть родных, когда те забегают на полчасика, привозят гостинцы.

Кроме каждодневных забот о своих маленьких подопечных сотрудники учреждения вынуждены решать и многие хозяйственные проблемы. Здание корпуса довольно старое - вот и приходится периодически что-то подкрашивать, менять. По сути, делать ремонт «набегами». А между тем буквально в двухстах метрах от дома-интерната еще лет десять назад начали строить новый корпус. Мы и там побывали.

В первую очередь здание потрясает своими размерами.

- Здесь точно детвора жила бы в полном комфорте, - отметила директор. - По проекту вместимость нового интерната та же, но есть одна существенная разница - в больших спальнях дети жили бы не по тринадцать человек, а по семь-восемь. Кроме того, завершение строительства нового корпуса позволит решить еще одну проблему, связанную с очередностью в мужские психоневрологические интернаты, которая давно существует в крае.

Огромный красивый фасад здания даже в заброшенном виде напоминает дворец. Правда, дел здесь еще непочатый край - помимо внутренних работ необходимо обустроить территорию вокруг. Но и эти хлопоты никого из сотрудников не пугают. Они готовы вместе облагораживать территорию, да вот пока еще рано об этом думать...

Сейчас решением проблемы строительства заброшенного здания вплотную занялись в краевом министерстве социальной защиты. На эти цели из бюджета Ставрополья в нынешнем году выделят 62 миллиона рублей. Поэтому есть надежда, что начатая третий раз стройка все-таки завершится и дети будут жить в достойных условиях.

«А где моя мама?»
Газета «Ставропольская правда»
11 июля 2012 года