06:32, 19 июня 2012 года

Свистухинский социальный центр – старт для «потерявшихся» к новой жизни

Милосердие в экипажах

Центр расположен в поселке Свистуха Кочубеевского района – примерно в 70 километрах от Ставрополя. Дорога к нему извилистая, полностью размытая, как и жизнь обитателей социального учреждения. От асфальта практически ничего не осталось: кое-где разбросана галька, которая переходит в глинистую вязкую жижу. По пути наш водитель поделился тревогой: «В этом году на легковой машине еще хоть как-то можно сюда проехать, а вот в следующем – вряд ли…».

Отсутствие дороги, конечно, серьезная проблема. Но об этом забываешь, когда попадаешь в саму, как ее в народе называют, Свистуху. Люди здесь живут такие же, как и эта придорожная галька – выброшенные волею судьбы на улицу и, по сути, никому не нужные. Среди них немало бывших осужденных. Есть инвалиды. И все без исключения, как принято их называть, лица без определенного места жительства. В общем, тот еще «контингент». Хотя это не психиатрическая лечебница, здесь немало подопечных с серьезными душевными расстройствами.

И не надо никого осуждать! Понятно, что кто-то по собственной глупости оказался в подобной ситуации, а другие были сломлены тяжелыми жизненными обстоятельствами. Поэтому роль Свистухинского центра в жизни каждого из обитателей трудно переоценить.

В любом случае в небольшом поселке на фоне серых заборов и покосившихся хат этот центр – единственная достопримечательность. Любой житель без ошибки покажет к нему дорогу. Правда, мало кто хотел бы здесь оказаться, даже несмотря на то, что для обитателей созданы все условия для проживания.

Учреждение было основано еще в 1956 году для инвалидов и престарелых, а через 13 лет реорганизовано в психоневрологический интернат. По словам Владимира Сальникова, начальника отдела организации стационарного обслуживания населения министерства социальной защиты СК, в 2003 году их ведомством было принято решение о перепрофилировании Свистухинского психоневрологического интерната в центр социальной адаптации стационарного типа. Вначале оно было рассчитано на 150 мест, в дальнейшем «мощность» учреждения увеличена до 180 постояльцев. А потребность в социальной крыше с каждым годом возрастает. Поэтому, чтобы увеличить возможности Свистухи, в 2011 году за счет средств резервного фонда Президента РФ и краевого бюджета был выполнен капитальный ремонт третьего, заброшенного здания. И теперь здесь одновременно могут проживать 210 человек.

- Зимой обычно все комнаты переполнены – приюта ищут бездомные, которым негде пережить морозы, – замечает директор учреждения Анатолий Кальницкий, – минувший февраль для сотрудников центра был особенно «жарким», ведь морозы держались за тридцать…

Совместно с центрами социального обслуживания населения в городах и районах края представители администраций, полиции, лечебно-профилактических учреждений, волонтеры и священнослужители организовали экипажи милосердия. Каждому из бродяг предлагалось с улицы «переехать» в Свистухинский центр. Так от морозов удалось спасти около пятидесяти человек…

Как рассказали сотрудники центра, иной раз людей сюда даже подбрасывают. И тут главное – вовремя обнаружить «подкидыша», иначе замерзнет на снегу. Как это обычно бывает?

- Подъезжают на машине, на ходу выбрасывают человека к воротам и уезжают. Потом выясняется, к примеру, что родственники обманом забрали квартиру, а заодно таким образом избавились и от ее хозяина, – повествует директор.

Минувшей зимой возле забора нашли женщину, лежащую на тонком одеяле… Такое постоянно происходит. А зима для бродяг и бедолаг – самое опасное время года. Кто-то из-за обморожения лишается рук и ног… В период пребывания в центре люди проходят медицинское обследование, им предоставляется питание и одежда по сезону, возможность трудиться в подсобном хозяйстве.

«Висяки» и другие личности

Во время нашего визита в Свистухинский центр социальной адаптации привезли «новосела». Весть об этом тут же разлетелась среди обитателей. Постояльцы привыкли друг другу помогать, поэтому кто-то проводил товарища по несчастью до столовой, другие показали его «скромный уголок».

Для жителей центра появление нового человека – событие. А у сотрудников после этого дел прибавляется: вокруг новичка начинают «кружиться» разные специалисты. Это практически целый ритуал, после которого бродяга становится похожим на человека. В первую очередь на «новенького» заводится папка, где хранятся все документы и личная информация: где родился, есть ли родственники, чем болел и так далее.

Вновь прибывший – Виталий К., ему 55 лет, из них примерно 30 он провел в местах лишения свободы. После официального оформления ему пришлось пройти немало процедур – новосела искупали, постригли, выдали новую одежду. Все эти чудеса преображения сотрудники учреждения выполняют в закрытой одежде и масках, дабы, не дай Бог, не подхватить какую-нибудь заразу. Иной раз людей сюда доставляют в обезображенном виде, с необработанными ранами. В общем, работникам центра не позавидуешь…

При приеме нового постояльца собирается комиссия из пяти-шести человек. Бездомный около десяти дней должен находиться в карантинном блоке, пока не пройдет полное обследование. После этого, как правило, его отправляют в больницу, чтобы подлечить. И только потом он становится законным постояльцем в отделении дневного пребывания. Тут два пути у человека: он может получить документы и уехать или же отправиться в один из домов-интернатов, работающих в нашем крае.

Пока мы бродили по центру, познакомились с одним из постояльцев – Евгением Донецким. Он рассказал, что попал сюда в декабре прошлого года, за это время заметно «похорошел», с радостью демонстрирует свои фото «до» и «после». И попросил сфотографировать его со снимком в руках.

- В прошлом году в глазном отделении краевой больницы нашим постояльцам бесплатно сделали 18 операций, – рассказывает А. Кальницкий. – Многим восстановили зрение. Вы бы видели, сколько счастья это приносит людям. Поэтому через вашу газету хотел бы от души поблагодарить специалистов этого мед-учреждения.

В жизни многих обитателей чертой между «до» и «после» становится именно этот социальный приют, у большинства ведь иного дома больше и нет. Бывают здесь и такие, кто приходит в центр с целью получить паспорт и легализоваться, чтоб избежать проблем с полицией.

- Нет никаких гарантий, что при поступлении сюда человек говорит правду, – пояснил директор А. Кальницкий. – Биография большинства оказывается настоящей сказкой. Кто-то врет, чтобы скрыть прошлые грехи, другие, видимо, так привыкли…

В подобных случаях «неизвестного» никто не выгоняет, но он так и остается без документов. Практически как «мертвая душа». Здесь таких привыкли называть просто – «висяки».

Мастер на все руки

Территория центра довольно обширная. Четыре корпуса, клумбы, беседки… И если за забором все заросло травой и поселок выглядит не очень, мягко говоря, ухоженным, то на территории центра совсем другая картина. Совместными усилиями сотрудники и обитатели Свистухи поддерживают идеальный порядок. Трудно поверить, что еще недавно здесь было болото, а теперь повсюду роскошные клумбы с цветами.

- Чтобы обустроить территорию, пришлось завезти сотни тонн земли, подобрать неприхотливые растения, – продолжил экскурсию для нас директор.

Уютную обстановку дополняют многочисленные беседки и лавочки. В теплое время года постояльцы привыкли коротать время на улице. Кто-то работает на участке, кто-то читает книгу, другие ведут беседы.

В обеденное время, когда все жильцы дома вышли на солнце, Николая мы застали за работой. Во время морозов он лишился одной ноги, но к мастеру в Свистухинском центре обращаются все его жители с самыми различными просьбами: починить телевизор или приемник, сделать набойки на обувь… На столе мастера-самоучки всегда много инструментов, в этот раз он чинил дамскую сумочку. О себе не захотел рассказывать, отделался парой фраз, объяснив, что родители умерли, он попал в тюрьму. А когда вернулся, в родительском доме уже жили чужие люди. Словом, идти ему было некуда. Николай уже четыре года живет здесь и говорит, что «в центре, как в санатории…».

Здесь, как и в других подобных учреждениях, есть четкий распорядок жизни и правила, которые нельзя нарушать. Например, за распитие спиртных напитков после нескольких предупреждений выгоняют. Поэтому в теплое время года некоторые уходят на улицу – привычка побеждает инстинкт самосохранения.

-Такие нынче порядки: хочешь тут жить – живи, а нет – тебя никто не держит, – объяснил директор. Зачастую очередная встреча «с улицей» заканчивается для постояльцев печально. И тогда в центре их снова приводят в порядок, откармливают, выдают новые вещи…

Трудотерапию в центре адаптации тоже никто не отменял, правда, на нее соглашаются лишь единицы.

- Вообще, у нас тут подобрался такой контингент, который не привык работать, – поделился А. Каль-ницкий. – Но мы стараемся, чтобы все, кто в состоянии, участвовали в жизни учреждения – наводили порядок на территории, помогали на кухне, в прачечной. Это дисциплинирует.

Осматривая центр, мы встретили двух подруг – Ольгу Гамазову и Светлану Бендрик. Женщины возвращались из кухни: «Там рабочие руки не помешают…». Подруги по несчастью с удовольствием рассказывали о житейских хлопотах, благодарили руководство «за то, что приютили», а вот о своей жизни поведать не захотели.

Одной семьей

На территории центра работает прачечная. Вот тут-то дел невпроворот! Три машинки трудятся круглосуточно. Особенно много стирки из отделения милосердия, где содержатся инвалиды, – им приходится менять постельное белье по два раза на день. Но в разговоре никто из персонала центра не жаловался на тяжелую работу. И более того, к своим подопечным они относятся с уважением. Лишний раз выслушают, помогут советом. Так и живут одной большой семьей.

К прачечной примыкают баня и парикмахерская. Неподалеку работает пекарня. С восьми утра Наталья Грицаева и Антонина Решетова уже замешивают тесто для постояльцев. Свежий и теплый хлебушек сразу же подают на стол. Не отвлекаясь от работы, Наталья Грицаева говорит:

- Сегодня будем выпекать 160 булок, балуем постояльцев сдобой – булочками, пирожками, пирогами.

А еще в центре есть своя библиотека. Сюда мы тоже зашли. Больше десяти лет здесь работает Ольга Редько. Как ни удивительно, но книги постояльцы читать любят.

У Ольги Редько в центре есть еще одна важная миссия. Она выпускает стенгазеты. У бездомных мало поводов для радости, поэтому они всегда с нетерпением ждут нового выпуска. Читают каждый номер от корки до корки.

А напоследок мы зашли в новый корпус, который был восстановлен в прошлом году.

Он примерно тридцать лет стоял без отопления, – отметил директор центра. – Чтобы его привести в порядок, пришлось решать много проблем: установить современное электроотопление, провести капитальный ремонт.

В новом корпусе все продумано до мелочей. Например, чтобы человек на коляске мог спокойно передвигаться, были расширены порожки. В ближайшее время окончательно обустроят уголок отдыха, где обитатели центра смогут отдохнуть и поиграть в шахматы.

Сейчас в планах у руководства Свистухинского центра адаптации восстановить еще один разрушенный корпус. На эти цели, как отметил А. Кальницкий, понадобится примерно 14 миллионов. Потребности в социальной крыше год от года увеличиваются. И над этим в том числе работают сегодня в краевом министерстве социальной защиты.

«Неприкаянные»
Газета «Ставропольская правда»
19 июня 2012 года