07:35, 14 июня 2012 года

Депутат Иван Богачев, один из самых известных аграриев Ставрополья, отмечает 82-летие

Десять дней

Иван родился в 1930 году в селе Ключевском Труновского района. Название говорящее. Местные жители издавна научились использовать родники, бьющие в большом количестве из земли, для выращивания овощей. Ирригационная система, созданная на их основе, обеспечивала полив и, соответственно, богатый урожай. О том, что крестьянский труд непростой и требует большого прилежания, Иван знает не понаслышке. Потому что с детства много работал. Когда отца Андрея Степановича забрали на фронт, ему пришлось оставить школу и трудиться в колхозе наравне со взрослыми. Матери было сложно поднимать семерых детей без мужа. Поэтому надо было и зарабатывать, и заботиться о собственном подсобном хозяйстве. Жили небогато, как все.

Но когда пришли немцы, на новую власть он работать не захотел. Картинки военного времени и сегодня перед глазами. Десять дней 1942 года, когда отступали наши, а оставленные позиции занимали немцы, стали для него школой жизни. Пожалуй, больший урон, по его мнению, понесли родные места от предателей, которыми неожиданно оказались знакомые с малолетства люди. Наших, которые перегоняли скот, перехватили немцы, опередив медленно передвигающееся стадо на автомобиле. В кабине рядом с немецким офицером сидела женщина, в которой Ваня узнал свою школьную учительницу. Приехав с гитлеровцами в село, она указала на двух бывших партизан времен Гражданской войны. Один из них был ее родственником. Их расстреляли в затылок, положив на землю. Вместе с немцами учительница позже уехала в Германию. На другой день мальчик наблюдал наших офицеров, которые выпивали в тени акаций, отмечая приход гитлеровцев. А вот артиллерийский расчет, оставшийся без своего командира, занял позиции и бился в окружении до последнего снаряда и последнего вздоха. Издалека сельчане слышали, как ухали снаряды. Потом все смолкло. Полицаи из наших ночью в амбаре расстреляли еврейскую семью. Родители умоляли оставить в живых детей, но не пожалели никого. «Вот такие мы разные, - вздыхает Иван Андреевич. - С тех пор я ненавижу предателей. Военное время, конечно, проверяет людей одномоментно. Но ведь и в мирной жизни то же. Только не столь явно. Человек твердых убеждений не предаст свой народ ни при каких обстоятельствах. Это не означает, что надо быть твердолобым и не прибегать к компромиссам, если того требуют обстоятельства. Но компромисс компромиссу рознь. Вы подумайте, сколько беспринципных людей породило наше время. Облеченные властью распродавали землю, брали откаты, не думая о пользе людей. И сегодня это не изжито. Коррупция мешает продвижению страны вперед, мешает сделать жизнь людей счастливей. Право кошелька застит свет честным людям. Но я верю, что придет время, когда ситуация изменится. Россия богата на талантливых и патриотично настроенных граждан. А иначе мы бы давно пропали».

Немного о политике

Иван Андреевич не скрывает убеждений. Он сохраняет свой партийный билет с тех пор, когда компартия была «ведущей и направляющей». «Я ни в коем случае не отрицаю ошибок, которые были допущены в свое время, а иначе страна сохранила бы свой прежний статус. Но капитализм не сделал человека счастливее. Тогда не было богатых, но не было и нищих. А сегодня бездомного и опустившегося человека можно найти у любого контейнера с мусором. Предстоит пройти большой эволюционный путь, чтобы страна нашла средства, для того чтобы поддерживать всех социально незащищенных людей, которых множит власть золотого тельца. Как это произошло в ряде развитых стран. Социализм – тот строй, который смягчает хищнические инстинкты человека, которые, вынужден признать, не изжить ни при каком строе. Я уже не изменюсь. Мне поздно менять свои убеждения. Но на своем месте и в новых условиях стараюсь работать для людей».

СПК «Терновский» помог восстановить церковь в селе Труновском. Богачев сам предложил помощь, когда приехал владыка Феофан. Хотя себя он к верующим не относит. Однако убежден, что если кому-то общение с Богом под сводами храма облегчает душу, делает жизнь человека просветленнее, то это того стоит. Пока церковь не сумела убедительно доказать, что Бог есть. Но ведь и атеистам не удалось обратное. Так что надо с этим считаться. По его мнению, свое божье происхождение человек делами должен доказывать. А то некоторые воруют, потом идут в церковь грехи замаливать. У каждого должен быть свой бог в душе.

Церковь построить помог. Но остался при своем мнении. Приехали как-то священники в село на иномарках. «Сатанинское ведь искушение, не боитесь, святые отцы, в ад попасть? – но атаку смягчил шуткой. - Да не смущайтесь. Я там же буду из-за своих убеждений. Но только учтите, у меня соглашение есть: я истопником работать буду». Твердость слова у Ивана Андреевича всегда рука об руку с юмором. Он считает, что жить надо с увлечением. Наверное, поэтому и успевает так много сделать. И его политические убеждения не становятся по этой причине догмой.

Где родился, там и пригодился

Детство у Ивана закончилось в 12 лет. Днем работал в колхозе, вечером до 23 часов занимался в вечерней школе. Учился по-настоящему. Спуску себе не давал и в армии. В военном городке под Киевом, куда направили после окончания школы младших авиаспециалистов, тоже был на хорошем счету. К технике его тянуло с детства. Поэтому в авиационной постарался разобраться так же основательно, как и в сельскохозяйственной. Считает, ему повезло с наставниками. В пятидесятые в армии служили офицеры, прошедшие Великую Отечественную. Их фронтовой опыт помогал воспитывать настоящих бойцов и патриотов. И эта армейская закалка помогала Ивану позже, «на гражданке», где слово «надо» нередко становилось приказом.

Из армии Богачев собирался уехать к сестре в Латвию. Но пришло сообщение о тяжелой болезни матери. Парень долго не раздумывал, не стал даже переоформлять подъемные, без билета сел в поезд и поехал помогать родному человеку. Судьбе было угодно, чтобы пригодился Иван все же на своей малой родине. Поступил в Новотроицкое училище механизации. На машинно-тракторной станции, где работал комбайнером, уже на второй год стал занимать первую строчку по намолоту зерна. Задатки лидера проявлял с детства. Поэтому не назовешь случайным и его назначение бригадиром тракторной бригады, позже направление на учебу в партийную зональную школу агрономов в Ставрополе. Специалистов в этом учебном заведении готовили с прицелом на руководящую работу. Получив образование, возглавил партком одного из хозяйств Изобильненского района, затем партком колхоза имени Ворошилова в родном Труновском районе.

Совхоз «Терновский» в 70-е годы прошлого века разделили на два хозяйства – с одноименным названием и «Майский», в котором Богачева назначили директором. Утопический проект, как сумели доказать позже, по строительству овцеводческого комплекса на 110 тысяч голов начали было реализовывать по распоряжению тогдашнего первого секретаря крайкома КПСС Михаила Горбачева. Но вовремя, как говорится, опомнились. Ученые сумели доказать нецелесообразность гигантомании. Но и обычные фермы по выращиванию овец были в «Майском» рентабельны. А вот «Терновский» стал «припадать на одну ногу», животноводческая отрасль уже много лет как была убыточной. Бросить своих и поднимать соседей Иван Андреевич отказался. Однако руководители района оказались хитрее, не мытьем, так катаньем, как говорится: было принято решение об объединении хозяйств.

Вот когда начались у Ивана Андреевича горячие денечки. На фермах грязь, неустроенность, да еще и пьянство. Обычным делом было застать доярку, которая после возлияний отсыпалась в яслях. Никакие воспитательные разговоры не помогали. «Ведь надо же было привести в чувство людей. А некоторых попросту спасать. Среди пьющих были отличные специалисты, да просто люди хорошие, добрые, доверчивые. А слабость эта их губила. Победила экономика, - вспоминает Иван Андреевич. – В устав записали: пьянство на рабочем месте, даже однократное, прогулы и другие нарушения дисциплины влекут лишение 13-й заработной платы (выплата по итогам года), которая была весьма приличная».

Прошли годы, а система оплаты труда до сих пор работает эффективно. Сегодня в СПК «Колхоз «Терновский» лишиться 500 рублей на каждую заработанную в течение года тысячу – ощутимая потеря для любого семейного кошелька.

Шура

Жену Иван встретил себе под стать. Решительная, деловая, хваткая. Ей было восемнадцать, когда, приехав на каникулы из техникума, встретила двадцатипятилетнего Ваню. Любовь их как-то сразу закрутила: решение пожениться созрело быстро. А отец девушки настаивал на том, чтобы ехала в Прасковею и продолжала учебу. Отвез в Донское на вокзал, чтобы уж наверняка.

Ивану сразу доложили друзья: Шуру отец увез. Он вдогонку. А любимая навстречу. Девушка твердо решила: ее место - рядом с Иваном. «Если что, ее не остановить, - смеется Иван Андреевич. - Так рука об руку 57 лет. Учились одновременно. Я в партшколе, а она заочно в культпросветучилище. До пенсии библиотекарем и проработала. Вырастили двух дочерей. Внук и внучка уже взрослые. В доме весело, когда все съезжаются. Вот только обижается, что меня дома мало видит. На вечерний объезд хозяйства часто беру ее с собой».

Ваучер на память

Когда в стране началась кампания народной приватизации, по итогам которой как раз народу-то ничего и не досталось, Богачев поначалу попросту не верил, что затеянное - всерьез. Как можно поделить собственность, заработанную всей страной. Свой ваучер, выданный при Ельцине, хранит как память о том времени.

Самый трудный период начался, когда розданные колхозникам земельные доли стали скупать заезжие коммерсанты. Продавали свои паи пенсионеры, чтобы свести концы с концами. А чаще наследники, которые давно жили за пределами не только района, но порой и государства Российского. Из колхоза стали выходить со своими наделами фермеры. Началась экспансия чужаков, которых не интересовала судьба хозяйства. Чтобы не развалить СПК, председатель Богачев убедил людей, что часть дохода надо вложить в скупку земли в общую кооперативную собственность. Люди поверили и пошли за своим руководителем. В результате выстояли, научились работать эффективно и в новых рыночных условиях. В распоряжении «Терновского» сегодня около 20 тыс га – 40 процентов клина в собственности, остальное арендованное. В том числе 4900 га выкупили из районного фонда перераспределения по разрешению губернатора, к которому Богачев лично ходил на прием с этой просьбой. Ни одного года, даже в самые трудные времена, хозяйство не работало с убытком.

Коммунист Богачев все правильно просчитал. Со временем земля стала главной ценностью на селе. И закружили вокруг «коршуны». «Не так давно, - вспоминает И. Богачев, - заинтересованные лица обратились ко мне с предложением продать наш колхоз. Я спросил, как же это возможно, ведь принять такое решение в компетенции только общего собрания членов СПК. Меня заверили, что все юридические проблемы решат и даже номинально оставят меня «у руля», посулив за это крупную сумму денег. Я 35 лет жизни отдал предприятию, из которых 20 лет пришлось на нестабильное время. Кроме отвращения к этому предложению я ничего не мог почувствовать. Предательство считаю самым тяжким грехом. Конечно, я отказался. Но страшно другое. Посудите, ведь никакие моральные соображения покупателей не волновали. В такой ситуации у руководителей коллективных хозяйств только один выход – обратиться к своей совести и объединиться в борьбе с беспределом и коррупцией. Должно же быть святое, то, что нельзя продать ни за какие деньги».

Отстояли «колхозные» деньги

От беседы председателя СПК время от времени отвлекают телефонные звонки. «Удобрения? – переспрашивает Иван Андреевич невидимого собеседника. – Сейчас не нужны. Зачем же замораживать средства, которые понадобятся скоро на другие, более неотложные нужды? Звоните ближе к осени, когда начнем сеять озимые».

В продолжение темы поясняет: «Обидно и несправедливо, что диспаритет цен продолжает увеличиваться. Даже по льготным ценам, например, горючее по сравнению с прошлым годом подорожало на рубль. То же и в отношении других необходимых селянам товаров. Зерно, конечно, выросло в цене. Однако ж если посчитать, как подорожали удобрения, средства защиты растений, запасные части, станет ясно, почему рентабельность зерна неуклонно снижается».

«Государство обязано вмешаться, чтобы труд крестьянина не обесценивался. Это детский наивный взгляд, что якобы рынок отрегулирует все сам. Во всех странах сельское хозяйство дотируется. И это справедливо. Вот у вас на руке браслет красивый, - обращается Иван Андреевич ко мне. - А если останетесь три дня без пищи – и вот на столе перед вами рядом хлеб и украшения. К чему рука потянется?».

Депутату Богачеву хорошо известно, как трудно делить дефицитный бюджет: кого-то да обидишь. Но когда недавно встал вопрос о том, чтобы отнять 163 млн рублей из средств, предназначенных для поддержки сельхозотрасли края, пошел напролом. По его мнению, очень важно правильно расставить приоритеты. «Благодарен коллегам из других фракций краевой Думы, меня поняли и поддержали, - поясняет он. - На крестьянине все держится. Грош цена нам всем, если забудем об этом».

И. Богачева недавно включили в общест­вен­но-политический совет при губернаторе. К его слову прислушиваются облеченные высокой властью. Потому что для принятия правильного решения необходим авторитетный человек, который не боится говорить правду в глаза, без обиняков. А ему это делать проще многих. Потому что сам ни в каких хитрых сделках не участвовал, взяток не брал. Награжден двумя орденами. Один - Трудового Красного Знамени - получил от советской власти, Дружбы народов – от власти новой. И это только подтверждает простую истину: работает не ради славы.

Страховка от перекупщиков

В этом году много бед наделала засуха. Пришлось частично пересевать зерновой клин. Все необходимое сделали в срок: теперь на поля любо-дорого посмотреть. Объезжая вместе с нами колхозные земли, Иван Андреевич все по пути примечал: «Как Васильевич аккуратно обкосил обочину, молодец!».

Соя, лен, горох, подсолнечник – все культуры в хорошем состоянии. Орошаемое свекольное поле выглядело как на картинке – ни одного сорняка. Дождевальная установка, двигающаяся вдоль арыка, наполненного водой из Право-егорлыкского канала, не позволит никакой засухе погубить посевы. «Терновский» имеет свой элеватор и склады для хранения зерна. Это своего рода страховка от жадных перекупщиков, которые прошлым летом, когда урожай зерновых у всех удался на славу, старательно сбивали цену на хлеб. «Я буквально на днях продал последнюю партию зерна – за хорошие деньги. Сельское хозяйство – это не только агротехника, но и экономика. Съедят, если что... Но если бы не труд колхозников, не было бы этих успехов. Ну и, конечно, мои бессонные ночи в расчет надо взять».

В хозяйстве мы задержались допоздна. А когда отправлялись обратно в Ставрополь, Иван Андреевич собрался еще на покос съездить, посмотреть, как там дела.

А по-другому не умеет. Руководитель должен быть с людьми. Вот его проверенная временем тактика.

P.S. Трудно представить, что было бы, если бы в «Терновском» председательствовал другой человек, готовый согласиться на богатые посулы рейдеров. Ведь таких историй известно в крае немало. «Посмотрите, в соседнем селе Подлесном люди без работы, перебиваются случайными заработками. А у нас порядок, - сказал мне управляющий отделением № 3 Григорий Москаленко. - И поверьте, мы ценим его такое отношение к людям и делу. В нашем хозяйстве плохо работать нельзя. Это правило давно все усвоили. Есть с кого брать пример. С руководителя. А потому хотелось бы от души поздравить Ивана Андреевича с днем рождения, который у него 16 июня. И пожелать ему доброго здоровья, хорошего настроения, удачи во всех делах, благополучия в семье». К этим словам присоединяется весь коллектив СПК «Колхоз «Терновский». И коллеги - депутаты краевой Думы. И еще очень многие знакомые с ним люди. С Днем рождения, Иван Андреевич!

«Такой не сдаст»
Газета «Ставропольская правда»
14 июня 2012 года