Летчику Герою Советского Союза Леониду Севрюкову исполнилось бы 90 лет
Он погиб в 20 лет в небе над Новороссийском, который защищал вместе с товарищами из полка морской авиации. О воздушном таране бесстрашного летчика-истребителя сержанта Леонида Севрюкова сразу стало известно на Черноморском флоте и в частях, оборонявших Кавказ. О нем рассказала листовка, выпущенная Главным политуправлением ВМФ в мае 1942 года.
Это только в первые мирные дни казалось, как поется в песне Б. Окуджавы: «…с войной покончили мы счеты»… Не покончили, и сейчас уже ясно, что никогда не рассчитаемся, ибо тема войны вечна. Поэтому и толкает журналиста взяться за перо долг, в данном случае не только перед героем, но и перед моей школой.
Я учился в средней школе № 3, как и Леонид Севрюков. И мы узнали о том, что выпускник нашей школы – Герой, от преподавателя истории Алексея Максимовича Беликова. Он рассказывал нам о Леониде, его семье, делился планами по увековечиванию имени летчика-истребителя.
Так каким же он парнем был? Родился Леня Севрюков на тихой улице, что на восточной окраине Ставрополя, в рабочей семье, имел двух старших сестер: Таисия, будущий врач, участница Великой Отечественной войны, и Ольга, долгое время проработавшая медсестрой в Ставропольском отряде санитарной авиации.
Отец Иван Николаевич много времени проводил в тракторной бригаде местного колхоза, поэтому Леня, когда подрос, стал основным помощником матери Софии Павловны и в огороде, и в других делах.
Учился он, как вспоминали одноклассники, охотно, да еще товарищам помогал. Главная особенность – любовь к чтению. Единственное, что могло его оторвать от книги или учебника, – это рокот авиационного мотора. Он выскакивал во двор и смотрел вслед самолету: рядом в каком-то километре располагался осовиахимовский аэроклуб.
В 30-е годы многие мальчишки бредили авиацией. Поэтому, когда представилась возможность, Леня поступил в аэроклуб. Днем учился в школе, а после занятий бежал на аэродром. Как одного из лучших курсантов в 1939 году его направляют в Ейское военно-морское авиационное училище.
Годы учебы в Ейске были напряженными. Через два года началась война. Леонида Севрюкова, как отличника, оставляли в училище инструктором, но он предпочел фронт, и его рапорт одним из первых лег на стол начальника. Для комсомольца Севрюкова других вариантов и не было.
В 7-й истребительный полк сержант Севрюков прибыл осенью 1941 года. Летчики прикрывали от авиации противника побережье Крыма, Новороссийск, Таманский полуостров. Летать приходилось много: по 6-7 боевых вылетов в день. 12 февраля он открыл счет сбитым немецким самолетам.
2 апреля сержанту Леониду Севрюкову исполнилось 20 лет. В этот день в составе шестерки истребителей он вылетел на перехват немецких самолетов. Он сбил бомбардировщик, но радости не было. В этом бою погиб капитан Василий Чернопащенко, у которого он был ведомым. Капитан погиб, совершив воздушный таран. Впоследствии он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Боевая жизнь на аэродроме шла своим чередом. Как вспоминал в одной из книг однополчанин Севрюкова, однажды заговорили о применении в бою воздушного таран.
- Как хотите, а я против, – вмешался в разгоревшийся спор лейтенант Афанасий Акулов. – Считаю, что настоящий ас тот, кто уничтожит врага и останется жив.
- Я не согласен, – резко возразил Севрюков. – Решение летчика идти на таран может быть оправдано крайностью положения. Конечно, прибегать к этому следует в исключительных случаях. Скажем, ради спасения корабля или важного объекта. И таран будет оправдан, несмотря на то, что летчик может погибнуть.
Севрюков совершил 151 боевой вылет и сбил четыре самолета противника, а 28 апреля, как всегда, был на боевом дежурстве. Пришла радиограмма: со стороны моря подходит большая группа немецких бомбардировщиков. Вместе с товарищами он встретил врага. В этом бою Севрюков сбил один «юнкерс», а когда пошел в атаку на второй, понял, что боеприпасы кончились. Пришло то решение, о котором он не раз размышлял. За несколько секунд его самолет сблизился с замыкающим строй «юнкерсом» и ударил его в хвост. С земли видели, что после тарана вражеские самолеты потеряли строй, сбросили бомбы в море и повернули назад.
23 октября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР сержанту Севрюкову Леониду Ивановича за отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, было присвоено звание Героя Советского Союза. Через год старший лейтенант Петр Ушаков направил письмо в крайком ВЛКСМ с просьбой ходатайствовать о переименовании 2-й Мутнянской улицы в улицу Севрюкова. Эта просьба однополчанина совпала с предложениями общественности. Вскоре улица, где родился и жил Л. Севрюков, стала носить его имя.
Были окружены вниманием родители Леонида, городские власти построили им новый дом и установили мемориальную доску.
Возле школы № 3 в середине 1965 года появился памятник с бюстом Героя работы скульптора Ф. Перетятько. Возле него теперь ежегодно проходят линейки памяти. В школе в прекрасно оформленном музее боевой славы есть стенд, посвященный Герою Советского Союза Л. Севрюкову.
Память о Леониде Севрюкове хранят в городе-герое Новороссийске, там также одна из улиц носит его имя. Гимназия № 1 оформила у себя стенд, посвященный летчику. В 2009 году учащиеся гимназии посетили Ставрополь, пообщались со своими сверстниками из школы № 3, пригласили их в гости.
Есть уголки памяти Героя в воинской части, где он служил, и на большом рыболовецком траулере, который носит имя «Леонид Севрюков».
31 марта 2012 года