Пресс-служба администрации краевого центра распространила информацию о том, что в мэрии обсуждается вопрос об организации в Ставрополе велосипедного движения. 

Вот такие велорикши катаются в парке Победы Ставрополя.

Вот такие велорикши катаются в парке Победы Ставрополя.

© Фото: из архива газеты «СП»

– Бесконечные пробки и проблема сохранения экологически здоровой ситуации в городе заставляют нас задуматься об альтернативах автомобильному транспорту, – заявил на очередном совещании исполняющий полномочия и обязанности главы горадминистрации Андрей Джатдоев.

Комитетам городского хозяйства и социальной политики было поручено изучить положительный опыт других территорий и в ближайшее время внести предложения по развитию велосипедной сети краевого центра. Пока чиновники прорабатывают «двухколесную» проблему, редакция «СП» поинтересовалась велоперспективами Ставрополя у председателя общественной организации «Велокавказ» Алана Мисикова.

– Прежде всего, – говорит он, – необходимо отметить положительный посыл: раз власти муниципалитета обсуждают проблемы велосипедистов, значит, на нас, сторонников здорового образа жизни, перестали смотреть как на неких чудаков. Однако будет печально, если чиновники опять «заболтают» тему.

Велосипедист – это участник дорожного движения, который обязан знать и соблюдать правила дорожного движения. Передвигаться он должен по обочинам или по специально выделенным дорожкам. На встречах с чиновниками разного уровня мы неоднократно поднимали вопросы создания и развития в Ставрополе велосипедной инфраструктуры. Однако представители ГИБДД, к примеру, считают, что на узких дорогах краевого центра невозможно выделить специальные велосипедные дорожки. Комментарии, как говорится, излишни. Кроме того, не следует забывать о дисциплине, профессиональном и культурном уровне водителей. Ведь ни для кого не секрет, что для значительного числа автомобилистов их «железный конь» – это предмет социального статуса и особой гордости. На велосипедистов они смотрят как на людей другого сорта. Могут нахамить, оскорбить, толкнуть. Поэтому, на мой взгляд, нужно популяризировать велоспорт и велотуризм. Должно стать модно ездить на велосипеде...

*****

А теперь взгляд на современную проблему от велосипедиста ХХ века. В восьмидесятые годы прошлого века, будучи мальчишкой, я тренировался в секции велоспорта ДС «Спартак». Ничего хорошего об автодорожном рельефе Ставрополя сказать не могу. До сих пор в памяти жуткие черные клубы от выхлопных газов, которыми окутывали нас «Икарусы», когда мы, 20-30 подростков, осваивали на велосипедах улицы города. После таких бросков мой красный харьковский «Старт-Шоссе» приходилось с усилием отмывать от копоти и грязи.

Зато отношение городских властей было значительно лучше. К примеру, в День города улица Доваторцев перекрывалась для автомобильного движения, и любой желающий мог принять участие в настоящей шоссейной гонке. Подобные соревнования, только уже для профессиональных спортсменов, проводились по городским дорогам, но уже на более длинной дистанции. Как правило, стартовали на проспекте Кулакова у «Танка» и финишировали у стелы воинам-доваторцам. Для мальчишек, которые не состояли в велосекциях, на аллеях городских парков устраивались состязания, где они гоняли на своих «Камах», «Салютах», «Школьниках».

Подводя итог, скажу: из-за особенностей городского рельефа и слаборазвитой дорожной инфраструктуры ликвидировать с помощью массового велосипедного движения автопробки в ближайшие годы не получится. Зато есть прекрасная возможность создать в городских окрестностях сеть велотуристических маршрутов. Думается также, что властям следует озаботиться быстрой ликвидацией незаконных парковок автомобилей в центральной части Ставрополя, и тогда дышать точно будет легче.

* * *

  • В Ставрополе насчитывается 525 улиц, общая протяженность которых более 1200 километров, автобусно-троллейбусные маршруты растянулись на 750 километров.
  • В настоящее время количество автомобилей в Ставрополе превышает 200 тысяч. Полностью удовлетворить потребность города в парковочных местах за счет бюджета просто невозможно.
  • В Амстердаме 40 процентов учеников начальной школы ездят в школу на велосипедах, а в средней школе этот показатель вырастает до 75 процентов. Интересно, что правительству Нидерландов для решения транспортной проблемы крупных городов пришлось пойти на жесткие меры: был ограничен доступ машин к центрам; увеличена стоимость парковки; сужены автомобильные дороги и за их счет расширены велодорожки; снижен предел скорости на большинстве городских дорог до 30 км/час.
  • Немалая часть сотрудников «Невинномысского Азота» – крупнейшего производителя азотных удобрений в России – добирается до работы на велосипедах.

Николай ГРИЩЕНКО

«Двухколесная» проблема / Газета «Ставропольская правда» / 28 марта 2012 г.