Глава администрации Шпаковского района считает, что уголовное дело против него сфабриковано
Официальное сообщение компетентных органов о том, что он дал согласие на продажу двух солидных земельных участков по заниженной стоимости и тем самым якобы лишил бюджет района почти 111 миллионов рублей, несколькими днями ранее облетело всю ставропольскую прессу. А. Мизин и председатель комитета имущественных и земельных отношений райадминистрации В. Халилов сейчас являются подозреваемыми в превышении должностных полномочий.
Между тем сам глава исполнительной власти района уверен, что дело в отношении него попросту сфабриковано. Об этом он заявил в ходе пресс-конференции и в первую очередь продемонстрировал журналистам решение Арбитражного суда края, датированное еще ноябрем прошлого года. Именно исполняя его, А. Мизин в декабре подписал постановления о продаже земельных участков общей площадью 1200 гектаров опытно-производственному хозяйству «Шпаковское».
- При этом, заметьте, в постановлении о возбуждении уголовного дела ни слова не сказано о том, что решения администрации Шпаковского муниципального района принимались во исполнение судебного вердикта, - подчеркнул А. Мизин. - Почему-то это правоохранителям неинтересно, хотя, давая пояснения и прокуратуре, и следствию, я и мои подчиненные неоднократно об этом говорили.
Как выяснилось, скандалу предшествовала история из разряда обыденных. ОПХ «Шпаковское» в течение нескольких лет выступало арендатором тех самых 1200 гектаров, выращивая там зерно и возделывая сады. А летом прошлого года руководство предприятия обратилось в райадминистрацию с заявлением о приобретении этой земли в собственность. Но, получив от чиновников отказ в проведении сделки купли-продажи (как прозвучало, он был связан с сугубо техническими моментами), хозяйство обратилось в суд, чтобы он понудил чиновников к заключению договора.
Фемида, проанализировав обстоятельства дела, обязала районную власть продать хозяйству спорные участки. Причем по цене в размере 20 процентов их кадастровой стоимости, что предусмотрено Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Решение суда, кстати, подлежало немедленному исполнению.
- Но здесь принципиален и другой момент, - отметил на пресс-конференции Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое будет заниматься защитой интересов главы администрации Шпаковского муниципального района. - Даже если бы не существовало спора и решения по нему Арбитражного суда края, добровольное вынесение администрацией постановлений о продаже этих участков было бы абсолютно законно. Это земли сельхозназначения, собственность на них не разграничена, но они находятся в ведении района. Участки добросовестно арендовались опытным хозяйством более трех лет, что в итоге и дало ему право на ценовые преференции - в соответствии с законом. Тут нет противоправных действий чиновников.
Между тем у следствия иная точка зрения. В постановлении о возбуждении уголовного дела утверждается, что, по сути, Александр Мизин и Вадим Халилов распорядились не чем иным, как землями... Михайловска. Якобы эти 1226 гектаров вошли в его границы по решению местной Думы еще в 2004 году, таким образом потеряв статус земель сельхозназначения.
- Это полная несуразица: участки никогда не входили в границы населенного пункта, - комментирует Р. Савичев. - И этот факт уже даже не нуждается в доказательствах. В судебном решении, которое проигнорировано следствием, все четко отражено. При исследовании материалов по делу судом были проверены категория и целевое назначение земельных участков, а также полномочия администрации Шпаковского муниципального района по распоряжению ими. Более того, спорные участки были сформированы и получили кадастровые номера лишь в 2009 году. Непонятно, как они могли попасть в генплан Михайловска несколькими годами ранее. В итоге получается, что вменяемые Александру Мизину нарушения законодательства не основаны на буквальном содержании нормативных актов Российской Федерации. Нами уже подана жалоба в Шпаковский районный суд, где детально прописаны все моменты этого дела.
Естественно, на пресс-конференции прозвучали вопросы о том, кому может быть выгодно такое «раскачивание лодки». Тем более что в последнее время с завидной регулярностью в районе разыгрываются уголовные скандалы, где нередко фигурируют чиновники райадминистрации.
- Я не могу и не буду комментировать работу следствия, - ответил А. Мизин. - Но подобные скандалы не случайны. Очень многим хочется распоряжаться земельными участками в районе - особенно теми, которые находятся в госсобственности и права на которые не разграничены. Желающих порулить и заработать на этом немало. Кстати, если вы проанализируете содержание прессы примерно за год, то увидите, что негативный фон вокруг Шпаковского района начал формироваться после апреля 2011-го...
Поясним, что именно тогда районные власти отказались от передачи полномочий муниципалитетам по распоряжению государственными землями. Скорее всего, по словам А. Мизина, появились обиженные... Да и вряд ли могло быть по-другому, ведь выгодное положение района постоянно вызывает столкновения разных сил по поводу земли.
Здесь остается добавить, что конфликт интересов, о котором говорит А. Мизин, типичен для многих территорий края. И ясно, что подобные проблемы не исчезнут сами собой, а будут актуальны до тех пор, пока не разграниченной остается собственность. Вспомним, что в девяностых и начале двухтысячных рынок земли в России формировался, скорее, стихийно, при этом законодательство значительно «опаздывало». В том числе и в плане разграничения госсобственности на землю федеральную, региональную и муниципальную. Долгое отсутствие единого свода документов и четко прописанной правопреемственности до сих пор порождают множество споров о праве собственности на землю, границах и местоположении участков. Другой стороной этого беспорядка остаются коррупционные скандалы - реальные и не очень...
23 марта 2012 года